Проверочная работа по астрономии на тему "Взгляд на Вселенную"(10-11 класс)
Оценка 4.6

Проверочная работа по астрономии на тему "Взгляд на Вселенную"(10-11 класс)

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
астрономия
10 кл—11 кл
04.03.2018
Проверочная работа по астрономии на тему "Взгляд на Вселенную"(10-11 класс)
Проверка и оценка знаний - обязательное условие результативности учебного процесса. Тестовый тематический контроль может проводиться устно, письменно, фронтально или по группам с разным уровнем подготовки. Подобная проверка достаточно объективна, экономна по времени, обеспечивает индивидуальный подход. Кроме того, учащиеся могут использовать тесты для подготовки к зачетам и экзаменационным работам.
Вселенная.docx

Предмет: Астрономия.

Класс: 10 -11

Учитель: Елакова Галина Владимировна.

Место работы: Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №7» г Канаш Чувашской Республики                   

«Этот большой мир существует независимо от нас,

людей, и стоит перед нами как огромная вечная

                                загадка, доступная, однако, по крайней мере

отчасти, нашему восприятию и нашему разуму».

                                                           А. Эйнштейн

Проверочная работа по теме «Взгляд на Вселенную».

    Проверка и оценка знаний – обязательное условие результативности учебного процесса. Тестовый тематический контроль может проводиться письменно или по группам с разным уровнем подготовки. Подобная проверка достаточно объективна, экономна по времени, обеспечивает индивидуальный подход. Кроме того, учащиеся могут использовать тесты для подготовки к зачетам и ВПР. Использование предлагаемой работы не исключает применения и других форм  и методов проверки знаний и умений учащихся, как устный опрос, подготовка проектных работ, рефератов, эссе и т.д.

       Основная функция контролирующая. Любая проверка носит обязательно и обучающую функцию, так как помогает повторить, закрепить, привести знания в систему. При проверке контрольного теста выявляют типичные ошибки и затруднения.  Достоинства: может охватывать большой объем материала. Недостаток: дают проверку окончательного результата, но не показывают ход решения.

Ориентирующая функция проверки ориентирует учителя на слабые и сильные стороны усвоения материала. Сам процесс проверки помогает учащимся выделить главное в изучаемом, а учителю определить степень усвоения этого  главного.

Обучающая функция. Самая главная функция проверки. Проверка помогает уточнить и закрепить знания выполнения проверочных заданий. Способствует формированию знаний до более высокого уровня. Формирует умение самостоятельности и работы с книгами.

Контролирующая. Для контрольных работ и самостоятельных работ она является главной.

Диагностирующая. Устанавливает причины успехов и неудач учащихся. Проводятся специальные диагностирующие работы, которые определяют уровень усвоения знаний (их 4 уровня).

 Развивающая функция. Проверка определяет способности у обучающегося   распоряжаться объемом своих знаний и умением строить собственный алгоритм решения задач.

 Воспитательная функция. Приучает учащихся к отчетности, дисциплинирует их, прививает чувство ответственности, необходимости систематических занятий.

Оценка письменных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

 

                                                     Вариант I:

1. Космология – это…

А. Раздел астрономии, который изучает строение и эволюцию Вселенной в целом, используя при этом методы и достижения физики, математики и философии.

Б. Научная дисциплина, которая рассматривает вопросы происхождения, современной структуры, эволюции и последующих стадий существования нашей Вселенной.

В. Все ответы верны.

С. Нет правильного ответа.

2. Подберите одну (или больше) из трех космологических моделей к каждому из положений. Примерно 18 млрд. лет назад Вселенная образовалась в результате взрыва плотного горячего сгустка материи.

1) теория Большого Взрыва

2)теория пульсирующей Вселенной

3)теория стационарной Вселенной

А. 1) и 2).

Б. 1) и 3).

В. 2) и 3).

3. Скорость удаления галактик возрастает прямо пропорционально расстоянию до них: υ = H · r.

А. Закон Стефана - Больцмана

Б. Закон Вина

В. Закон Хаббла

4. Если вселенная бесконечна и звезды равномерно занимают ее пространство, то сила тяготения в каждой его точке должна быть бесконечно велика и велики были бы относительные ускорения космических тел, чего, как известно, нет. Этот парадокс называется…

А. Фотометрическим парадоксом (или парадоксом Ольберса – Шезо).

Б. Гравитационным парадоксом (или парадоксом Зеелигера).

В. Термодинамическим парадоксом (или парадокс «теплой смерти»).

5. Космологическая модель Вселенной ( или модель Фридмана) состоит в том, что…

А. Мир не эволюционирует и не изменяется со временем, везде в большом масштабе и во все времена Вселенная не изменяется. Средняя плотность вещества все время поддерживается одинаковой.

Б. Вселенная, однородно заполненная веществом, должна быть нестационарной, и тем самым объясняется разбегание галактик.

В. Вселенная в прошлом всегда пульсировала – расширялась и сжималась, и всегда будет пульсировать в будущем.  

6. Вне зависимости от плотности гравитация с большей или меньшей силой тормозит расширение Вселенной. Если средняя плотность вещества Вселенной больше критической, то в будущем расширение Вселенной …

А. Сменится сжатием.

Б. Расширением.

В. Расширение прекратится.    

7. Оцените радиус Метагалактики по закону Хаббла.

А. 4 · 103 Мпк.

Б. 7 · 105 Мпк.

В. 3 · 107 Мпк.              

8. Полагая, что радиус наблюдаемой Вселенной возрастает пропорционально возрасту Вселенной R ~t , оцените момент времени, когда во Вселенной стали образовываться галактики.                

А. 750 млн лет

Б. 650 млн лет

В. 950 млрд лет. 

9*.  Так как основное количество звезд  в Галактике концентрируется в сравнительно тонком диске с радиусом R≈15 000пк и толщиной h≈1 000пк, и полагая, что

 Nц = 100 000 развитых цивилизаций распределены среди звезд равномерно, оцените расстояние до ближайшей цивилизации. Сколько лет лететь до нее даже со скоростью, близкой к скорости света? 

А.≈ 490 лет

Б. .≈ 400 лет

В. .≈ 650 лет

 

                                         Вариант II:

1. Космогония – это…

А. Раздел астрономии, который изучает строение и эволюцию Вселенной в целом, используя при этом методы и достижения физики, математики и философии.

Б. Научная дисциплина, которая рассматривает вопросы происхождения, современной структуры, эволюции и последующих стадий существования нашей Вселенной.

В. Раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие (эволюцию) галактик, звезд и Солнечной системы.

2. Подберите одну (или больше) из трех космологических моделей к каждому из положений. В настоящее время скорость расширения Вселенной уменьшается.

1) теория Большого Взрыва

2)теория пульсирующей Вселенной

3)теория стационарной Вселенной

А. 1) и 2).

Б. 1); 2) и 3).

В. 2) и 3).

3. Почему постоянная Хаббла имеет большое значение для космологии?

А. Постоянная Хаббла задает скорость расширения Вселенной.

Б. Постоянная Хаббла дает основу для оценки размера и возраста Вселенной.

В. Постоянная Хаббла задает скорость расширения Вселенной и дает основу для оценки размера и возраста Вселенной.

4. Если Вселенная бесконечна и звезды в ней распределены равномерно, то по любому направлению видны звезды. В этом случае фон неба был бы ослепительно ярким, как Солнце. Этот парадокс называется…

А. Фотометрическим парадоксом (или парадоксом Ольберса – Шезо).

Б. Гравитационным парадоксом (или парадоксом Зеелигера).

В. Термодинамическим парадоксом (или парадокс «теплой смерти»).

5. Теория Большого Взрыва состоит в том, что…

А. А. Мир не эволюционирует и не изменяется со временем, везде в большом масштабе и во все времена Вселенная не изменяется. Средняя плотность вещества все время поддерживается одинаковой.

Б. Вселенная в прошлом всегда пульсировала – расширялась и сжималась, и всегда будет пульсировать в будущем.                                                    

В. Вселенная возникла в результате большого взрыва. Выброшенное в космос вещество расширялось и охлаждалось. Вселенная продолжала расширяться, и галактики продолжали удаляться друг от друга.

6. Вне зависимости от плотности гравитация с большей или меньшей силой тормозит расширение Вселенной. Если средняя плотность вещества Вселенной равной или меньшей критической, то в будущем расширение Вселенной …

А. Сменится сжатием.

Б. Расширение прекратится.

В. Расширение  не прекратится.                                                

 7. Укажите методы вычисления возраста  Вселенной:

1). Радиоактивный метод (рений – 187)

2). Измерение постоянной Хаббла  и времени Хаббла 1/Н.

3). Метод, основанный на определении возраста самых старых звезд

А. 1) и 3).

Б. 1); 2) и 3).

В. 2) и 3).

8. Полагая, что радиус наблюдаемой Вселенной возрастает пропорционально возрасту Вселенной R ~t , а расстояние между галактиками пропорционально радиусу наблюдаемой Вселенной и современная плотность вещества равна ρ0 = 1,3 · 10-27кг/м3, оцените, какой была средняя плотность вещества Вселенной в момент образования галактик.

А. ≈  10 – 23кг/ м3

Б. ≈  98 ·10 – 23кг/ м3

В. ≈ 63 · 10 – 23кг/ м3

9*. По современным представлениям основную долю энергии Вселенной составляют так называемые холодное тёмное вещество и тёмная энергия. Частицы тёмного вещества не появляются и не исчезают, а их энергия в основном определяется энергией покоя mc2 . В свою очередь, тёмная энергия отличается тем, что её пространственная плотность остаётся постоянной при расширении Вселенной. В настоящее время возраст Вселенной примерно 14 млрд. лет, а тёмное вещество и тёмная энергия составляют соответственно 25 % и 75 % от всей энергии Вселенной. Оцените, каким был возраст Вселенной, когда относительное содержание тёмного вещества и тёмной энергии было по 50 %. Считайте, что «радиус» Вселенной увеличивался с постоянной скоростью.

А. 9,7 млрд. лет

Б. 5,86 млрд. лет

В. 99,3 млрд. лет

                                                       Ответы:

Вариант I: 1 – В; 2 – А; 3 – В; 4 – Б; 5 – Б; 6 – А; 7 – А; 8 – Б; 9 - В.

Вариант II: 1 – В; 2 – А; 3 – В; 4 – А; 5 – В; 6 – В; 7 – Б;8 – А; 9 - А.

                                                       Решение:

                                                       Вариант I:

Задача №7: Максимальная скорость разбегания галактик υ=  с= 3·105км/с; постоянная Хаббла Н = 75 км/(с·Мпк).

R = с/ Н = 3·105км/с / 75 км/(с·Мпк = 4 · 103 Мпк

Задача №8: В  настоящее время возраст Вселенной t = tВселенной ≈13 · 109лет, расстояние между галактиками r примерно в 20 раз больше их диаметров D, так как в процессе расширения Вселенной размеры галактик практически не менялись, то за момент образования галактик можно применять время tгалактик, когда галактики соприкасались, т.е. когда расстояние между их центрами было равно их диаметру: r(tгалактики)=D.

    r(tгалактики) /  = r( tВселенной) =tгал / tвслен = D/20 D = 1/ 20 или tгалак = / tвслен  /20 =

 13 · 109лет/20 =  650 млн лет. Галактики стали образоваться во Вселенной, когда ее возраст был около 650 млн. лет.   

 Задача №9*.  Решение:  Объем Галактики, в которой сосредоточено основное количество звезд V= π · R2 · h = 8 · 1011 пк3. Средняя концентрация цивилизаций nц  = Nц / V = 1,25 · 10-3 1/пк3, тогда среднее расстояние между цивилизациями  будет ll / ³√ nц  = ³√ 8 ·106 = 200 пк = 650 св. лет, так что лететь к ним  со скоростью, близкой к скорости света придется около 650 лет.                            

                                                    Вариант II:

Задача №8:   В  настоящее время расстояние между галактиками  примерно в 20 раз превышает их диаметры, а в момент образования можно считать, что они соприкасались, т.е. расстояние между центрами галактик было сравнимо с их диаметрами, а радиус  Вселенной составлял  1/20 от современного радиуса. Так как плотность ρ = М/V = NnMсолн./ 4/3πr³ или  плотность ρ~R-3, то в эпоху образования галактик ρ= ρ0 (R0 / R)3 = = 1,3 · 10 -27·20³ ≈≈  10 – 23кг/ м3.

 

 Задача №9*Решение: 9,7 млрд. лет. Суммарная энергия тёмного вещества во «всей» Вселенной остаётся постоянной при расширении. В свою очередь, количество тёмной энергии пропорционально «объёму» Все ленной. В настоящее время количество тёмной энергии превышает энергию тёмного вещества в η = (75 %)/(25 %) = 3 раза. Поэтому количество тёмной энергии было равно энергии тёмного вещества, когда «объём» Вселенной был в η раз меньше. Поскольку «объём» Вселенной пропорционален кубу её радиуса, то радиус должен быть в η 1/3 = 31/3 ≈ 1,44 раз меньше. В свою очередь, радиус Вселенной пропорционален её возрасту. Следовательно, равенство энергий достигалось, когда Вселенная была в η 1/3 раз «моложе» и её возраст составлял 14 млрд. лет/(η 1/3)  = 9,7 млрд. лет.

                                             Литература:

1. Малахова И.М.: Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя, / И. М. Малахова, Е.К. Страут, - М.: Просвещение, 1989.- 96 с.

2. Моше Д.: Астрономия: Кн. для учащихся. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Гурштейна./ Д. Моше – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.

3.  Воронцов-Вильяминов Б.А. «Астрономия», / Б.А. Воронцов-Вильяминов, Е.К. Страут; Издательство «Дрофа».

4. Левитан Е.П., «Астрономия»: учеб. для 11 кл., общеобразоват. учреждений/ Е. П. Левитан: М.: «Просвещение»,1994. – 207 с.

5. Чаругин В.М. Астрономия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В. М. Чурыгин. – М.: Просвещение, 2018. – 144с: ил. – (Сферы 1-11).

6. Зигель Ф. Ю.: Астрономия в ее развитии: Кн. для учащихся 8-10 кл. сред. шк. / Ф. Ю. Зигель – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.

7.  Дагаев М. М., Чаругин В. М.: Книга для чтения по астрономии: Астрофизика: Учеб. пособие для учащихся 8-10 кл./ М. М. Дагаев, В. М. Чаругин – М.: Просвещение, 1988.- 207 с.


 

Предмет: Астрономия. Класс: 10 -11

Предмет: Астрономия. Класс: 10 -11

А. Раздел астрономии, который изучает строение и эволюцию

А. Раздел астрономии, который изучает строение и эволюцию

Так как основное количество звезд в

Так как основное количество звезд в

Радиоактивный метод (рений – 187) 2)

Радиоактивный метод (рений – 187) 2)

М/ V = NnM солн. / 4/3 πr ³ или плотность ρ~

М/ V = NnM солн. / 4/3 πr ³ или плотность ρ~
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018