Работа содержит материалы для проведения оперативной диагностики уровня освоения учебного материала в виде самостоятельных проверочных работ по основным блокам всех тем курса русского языка . Форма заданий в предложенных вариантах соответствует форме заданий экзаменационной работы Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Таким образом, пособие позволяет сочетать постоянную текущую проверку освоения учащимися учебного материала с их систематической подготовкой к экзамену. Оно будет полезно также и при самоподготовке.
ПР Типы речи. В3..doc
Проверочная работа.
Работа с текстом. Типы речи. Средства речевой выразительности.
Вариант 3.
1. Какие типы речи представлены в следующем текстовом фрагменте?
Поздно. Бор глухо и сонно гудит в отдалении. Ночь становится всё таинственнее, и я
чувствую это, хотя не знаю ни времени, ни места. Теперь погас последний огонёк в
глубоких долинах, и седой туман воцаряется над ними, зная, что всё вымерло на земле и
уже никогда не настанет утро, а будут только взрастать туманы, окутывая величавые в
своей полночной страже горы, будут глухо гудеть леса по горам и всё гуще лететь снег на
пустынном перевале. (И.А. Бунин)
2. Укажите значение слова БОР из текста.
1) лиственный лес
2) стальное сверло
3) хвойный лес
4) химический элемент
3. Какие средства речевой выразительности встречаются в приведённом выше текстовом
фрагменте?
4. В каких двух приведённых ниже предложениях есть эпитет(ы)?
1) Кто раз испил хмельной отравы гнева, тот станет палачом иль жертвой палача. (М.
Волошин)
2) Огромные ели, тёмнозелёные сосны, непроходимые болота напоминали ему те места, в
которых он провёл раннее детство. (Ю. Тынянов)
3) Только тогда чувствую себя счастливым, когда могу вырваться и бежать под защиту
высокого и свободного неба. (Ю. Тынянов)
4) И только красный тюльпан, тюльпан у тебя в петлице. (А. Ахматова)
5. В каких двух приведённых ниже предложениях употребляется метафора?
1) Я жить хочу крылато, как орёл. (И. Северянин)
2) Я не знал, что через несколько лет буду мучительно вспоминать каждое слово. (В.
Каверин)
3) Все откинулись вместе с мамиными руками, но несколько секунд еще молчали, как бы
вслушиваясь в угасание последних нот. (Л. Кассиль)
4) Пантелей кончил рассказ и оглядел своих слушателей. (А.П. Чехов)
6. Выберите верное толкование выделенного метафорического выражения.
Чуть ночь превратится в рассвет, вижу каждый день я: кто в глав, кто в ком, кто в полит,
кто в просвет, — расходится народ в учрежденья. Обдают дождём дела бумажные,
чуть войдёшь в здание: отобрав с полсотни — самые важные! — служащие расходятся на
заседания. (В. Маяковский)
1) бумаги рассыпаются по комнате
2) бумаги падают с верхней полки
3) бумаг много, как капель дождя
4) дела наваливаются на человека 7. В каких двух предложениях есть олицетворение?
1) В стихи бы я внёс дыханье роз, дыханье мяты, луг, осоку, сенокос, грозы раскаты. (Б.
Пастернак)
2) С берёз неслышен, невесом, слетает жёлтый лист. (М. Исаковский)
3) Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком, и журавли, печально пролетая, уж не
жалеют больше ни о ком. (С. Есенин)
4) Вы встречали — по городу ходит прохожий, вероятно, приезжий, на нас непохожий? (Л.
Мартынов)
8. В каких двух предложениях есть метонимия?
1) «Есть Божий Суд...» — кандальники бренчали. (Е. Евтушенко)
2) Настолько раскидиста осень, что мы с листвою и птицами вместе парим поверх
разуменья толпы и молвы. (И. Лиснянская)
3) Мне ближе всех из птичек здешних жонглёр подхваченных идей — многоголосый
пересмешник, тысячесвистый лицедей. (Н. Моршен)
4) Я полоскала небо в речке и на новой лыковой верёвке развесила небо сушиться. (К.
Некрасова)
9. В каких двух предложениях есть индивидуальноавторские слова?
1) Над Невою бежало огромное и багровое солнце. (А. Белый)
2) Есть объяснения несложные — антроположнобиоложные; в науке — формулогарифмы, в
литературе — говорифмы, а в общем — скука и тоска! (Н. Моршен)
3) Кровавился рыжекрасный дворец. (А. Белый)
4) Босоногая роща всплеснула руками и разогнала грачей из гнёзд. (К. Некрасова)
10. Какие средства речевой выразительности встречаются в следующем предложении?
Заплаканная осень, как вдова в одеждах чёрных, все сердца туманит... (А. Ахматова)
ОТВЕТЫ
1. Описание, рассуждение.
2. 3.
3. Олицетворение, эпитет, метафора.
4. 13.
5. 13.
6. 4.
7. 13.
8. 12.
9. 23.
10. Эпитет, сравнение, метафора.
Проверочная работа. Типы речи. Вариант 3.
Проверочная работа. Типы речи. Вариант 3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.