Психофизиологический аспект формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой степенью дизартрии
В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при легкой степени дизартрии отмечается, что нарушения звукопроизношения является распространенным, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической), затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность.
При исследовании особенностей нарушений звукопроизношения у детей
с легкой степенью дизартрии необходимо учитывать следующие теоретические положения:
Современные научные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта при легкой степени дизартрии. Наиболее стойкими, выраженными, ведущими в структуре речевого дефекта с легкой степенью дизартрии являются нарушения звукопроизношения, имеющие свой специфический механизм. Нарушения звукопроизношения, обусловленные органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, отрицательно влияют на формирование фонематической, а также лексико-грамматической сторон речи.
Психофизические механизмы овладения звукопроизношением в норме.
Во многих исследованиях (Н. И. Житкин, В. И. Бельтюков, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается, что восприятие звуков речи и их воспроизведения – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Звуковые единицы рассматриваются в трех аспектах: персептивном, артикуляторном, акустическом. Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен прежде всего четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произношения артикулярный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы. Реализация этого процесса у детей с легкой степенью дизартрии пока недостаточно изучена, что вызывает необходимость изучения как артикуляторных возможностей ребенка, так и особенностей восприятия и распознавания звуков речи. Взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферы ребенка.
Учитывая сложность диагностики легкой степени дизартрии, следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферы ребенка. В последнем случае имеется в виду не только степень сформированности артикуляторной моторики, но и уровень развития тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук. Еще В.М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. Многочисленные исследования М.М. Кольцовой подтвердили данные о том, что движения руки тесно связаны с функцией речи. Указанная связь особенно ярко проявляется при дизартрии.
Специфическое отношение артикуляторных и акустических характеристик звуков речи в норме и в случаях патологии.
Артикуляторные позиции звуков речи определяют своеобразие их акустических характеристик. Любое, даже незначительное отклонение положения артикуляторных органов приводит к динамическому изменению акустического образа звука и др.
Наиболее распространенными у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии являются нарушения произношения свистящих звуков. За ними следуют нарушения произношения шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношения соноров Л и Р. Указанные данные не объясняются только различной артикуляторной сложностью звуков. Так, свистящие звуки акустически близки между собой в отличие от других групп звуков. Шипящие звуки, хотя и являются сходными акустически, но они все же более акустически противопоставлены, чем свистящие звуки. Наиболее яркими в акустическом плане являются соноры. Они начинают различаться одними из первых даже тогда, когда еще не усвоены в произношении.
Таким образом, своеобразие количественных дефектов произношения звуков у детей с легкой степенью дизартрии определяется соотношением и акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков акустически более ярких, хотя и более сложных по артикуляции. Такое соотношение можно объяснить наличием у детей с легкой степенью дизартрии определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на условие правильного произношения.
У детей с легкой степенью дизартрии нарушения в произношении звуков проявляются следующим образом:
- нарушения звукопроизношение, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков. При этом чаще всего наблюдается межзубное и боковое произнесение различных групп звуков;
- нарушения звукопроизношения, характеризующиеся различным видом искажений звуков, например, межзубный сигматизм и боковой ротацизм;
- искажения и отсутствие различных групп звуков, например, межзубный сигматизм и отсутствие звуков Р, Л;
- искажения и замены различных групп звуков, например, межзубный сигматизм и замена звука Ч звуком Т.
Одним из важнейших условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений. Особенности речевой моторики у детей с легкой степенью дизартрии обусловлены нарушением функции тех двигательных нервов, которые участвуют в артикуляции.
Исследования артикуляторной моторики показало, что у всех детей с легкой степенью дизартрии имеются нарушения функции мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами. При исследовании функции тройничного нерва оказалось, что большинство детей были не в состоянии воспроизвести движения для челюстей в полном объеме. Выполняемые ими движения характеризуются неточностью, приблизительностью, выполняются с наличием синкинезий, выражающихся в дополнительных движениях губ и языка. Часть детей не смогли выполнить движения челюстью из стороны в сторону, заменив их активными движениями губ или языка в ротовой полости. И лишь у незначительного количества детей отмечалось нарушение только объема заданного движения.
Исследования функции лицевого нерва показало, что у всех детей имелись движения мышц артикуляторной мускулатуры, иннервируемых этим нервом. Однако для части детей характерно выполнение движений не в полном объеме, неточно, с пониженным мышечным тонусом, при наличии синкинезий. Во всех случаях отмечалась и трудность удержания артикуляторной позы. Нарушение функции лицевого нерва проявлялось в невозможности или трудности выполнения мимических движений.
Исследование функции подъязычного нерва показало, что не все дети имеют движение мышц, иннервируемых этим нервом. Значительные трудности вызывают такие движения, как высовывание языка и удержание его в спокойном состоянии, поднимание и опускание кончика языка, удержание языка в широком и узком состоянии. Выполнение этих движений характеризуется нарушением объема выполняемых движений, беспокойством языка, тремором кончика языка, пониженным тонусом, наличием синкинезий, трудностью удержания заданной позы.
Исследования функции языкоглоточного нерва показало, что в большинстве случаев для детей с легкой степенью дизартрии характерно недостаточное поднятие мягкого нёба, в ряде случаев с отклонением маленького язычка в сторону. Задания, связанные с переключением движения совершались с трудом, при длительных поисках артикуляции, в неполном объеме, медленном темпе, с появлением сопутствующих движений в мимической мускулатуре, с нарушением легкости, плавности, с возникновением персевераций и перестановок. В значительной степени нарушенной оказалась возможность одновременного выполнения движений. В большинстве случаев совершались быстрые, беспорядочные движения языком, иногда движения языка заменялись движениями головы вперед.
Таким образом, у детей с легкой степенью дизартрии оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляторных движений. Среди движений, отражающих состояние статической координации, наиболее сложными для выполнения являются произвольные движения языка, динамической координации – воспроизведение одновременных движений. Нужно отметить, что прослеживается взаимосвязь между динамической организацией двигательного акта артикуляторных органов и кистей и пальцев рук. Динамическая организация двигательного акта кистей и пальцев рук в большинстве случаев характеризуется трудностью или невозможностью быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений, наличием добавочных движений, персевераций, перестановок, нарушений оптико-пространственной координации
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.