ПСИХОКОРРЕКЦ.РАБОТА ПО РАЗВ.ИЗОБР. ДЕЯТ. ДЕТЕЙ МЛ.ШК. ВОЗ.С ЗПР
Оценка 4.9

ПСИХОКОРРЕКЦ.РАБОТА ПО РАЗВ.ИЗОБР. ДЕЯТ. ДЕТЕЙ МЛ.ШК. ВОЗ.С ЗПР

Оценка 4.9
docx
28.05.2021
ПСИХОКОРРЕКЦ.РАБОТА ПО РАЗВ.ИЗОБР. ДЕЯТ. ДЕТЕЙ МЛ.ШК. ВОЗ.С ЗПР
ПСИХОКОРРЕКЦ.РАБОТА ПО РАЗВ.ИЗОБР. ДЕЯТ. ДЕТЕЙ МЛ.ШК. ВОЗ.С ЗПР.docx

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

В психокоррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с ЗПР при развитии изобразительной деятельности в основном используется арт-терапия.

Арт-терапия — одно из направлений современной психотерапии, в котором основным средством достижения позитивных психологических изменений является творчество. В арт-терапии реализуются обычно такие виды творчества как рисование, создание коллажей, лепка, создание скульптур из песка, рукоделие и т.д.

Метод арт-терапии основан на процессах взаимодействия ребенка с различными видами искусства.

Термин «арт-терапия» (лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация

Можно выделить следующие функции, которые выполняет арт-терапия:

- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);

- регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного состояния);

- коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Преимущества арт-терапевтического метода:

- арт-терапевтические техники дают возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.

- через работу с многогранными и неисчерпаемыми символами искусства развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия.

- арт-терапия находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.

- арт-терапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и «зигзагами судьбы», умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества.

- интеграция различных психических функций задействует весь потенциал человека для целенаправленной реконструкции личности.

Нами была разработана программа, направленная на коррекцию изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, которая включает в себя 5 практических занятий. (Приложение 1).

Цель программы: организация коррекционно-развивающей среды при помощи реализации психолого-педагогической программы коррекции недостатков изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР средствами арт-терапии.

Задачи:

1. Диагностика изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие процессов внимания.

Структура программы:

Программа включает в себя три этапа, различающихся по продолжительности и решаемым задачам:

1. Этап – ориентировочно-диагностический. В рамках данного этапа разработано 1 занятие, направленное на знакомство членов группы, актуализацию процессов взаимодействия в группе, повышение психологического настроя участников, стабилизацию психоэмоционального состояния, а также диагностику развития изобразительной деятельности участников, определение индивидуальных особенностей.

2. Этап – развивающий (4 занятия). На данном этапе проводится основная работа, по развитию изобразительной деятельности, развитию ее навыков.

3. Этап – итоговый (1 занятия). На данном этапе проводится комплекс упражнений, направленных на закрепление полученных знаний, умений и навыков, проводится повторная диагностика, определяются перспективы дальнейшего развития практических приемов использования мнемотехники в процессе обучения.

Организация занятий:

1.                уточнение проблемы, диагностика (одно занятие),

2.                работа над проблемой (четыре занятия),

3.                закрепление материала (одно занятие),

Структура занятия.

Все занятия программы имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Занятия построены на основе принципов системности и преемственности.

Все занятия программы построены следующим образом:

I. Организационный момент. Приветствие (2-5 минут). Выполняет функцию установления эмоционально-позитивного настроя на занятие, сброса инертности физического и психического самочувствия, вызывание интереса и привлечение внимания ребенка к совместному творчеству, настройка детей на активную работу в партнерстве.

II. Основная часть. Работа по развитию изобразительной деятельности (20-30 минут). В основную часть занятия входит использование средств арт-терапии в коррекции изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

III. Прощание (3-5 минут). Направлено на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей, подведение итогов, разбор того, что было усвоено на занятии.

Методы групповой психокоррекции: изотерапия (основной метод коррекции); дополнительные методы - игротерапия, сказкотерапия.

Период проведения: с 01.02.2017 г. по 05.03.2017 г.

Частота встреч: два раза в неделю: вторник, пятница.

Продолжительность занятий: 30-40 минут.

Состав группы: дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития 7-8 лет.

Количество человек в группе: 12 человек.

Место проведения: кабинет психолога.


 

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ

Преимущества арт-терапевтического метода: - арт-терапевтические техники дают возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям

Преимущества арт-терапевтического метода: - арт-терапевтические техники дают возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям

Задачи: 1. Диагностика изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

Задачи: 1. Диагностика изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

Все занятия программы построены следующим образом:

Все занятия программы построены следующим образом:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2021