ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В психокоррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с ЗПР при развитии изобразительной деятельности в основном используется арт-терапия.
Арт-терапия — одно из направлений современной психотерапии, в котором основным средством достижения позитивных психологических изменений является творчество. В арт-терапии реализуются обычно такие виды творчества как рисование, создание коллажей, лепка, создание скульптур из песка, рукоделие и т.д.
Метод арт-терапии основан на процессах взаимодействия ребенка с различными видами искусства.
Термин «арт-терапия» (лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация
Можно выделить следующие функции, которые выполняет арт-терапия:
- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);
- регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного состояния);
- коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Преимущества арт-терапевтического метода:
- арт-терапевтические техники дают возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.
- через работу с многогранными и неисчерпаемыми символами искусства развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия.
- арт-терапия находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.
- арт-терапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и «зигзагами судьбы», умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества.
- интеграция различных психических функций задействует весь потенциал человека для целенаправленной реконструкции личности.
Нами была разработана программа, направленная на коррекцию изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, которая включает в себя 5 практических занятий. (Приложение 1).
Цель программы: организация коррекционно-развивающей среды при помощи реализации психолого-педагогической программы коррекции недостатков изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР средствами арт-терапии.
Задачи:
1. Диагностика изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие процессов внимания.
Структура программы:
Программа включает в себя три этапа, различающихся по продолжительности и решаемым задачам:
1. Этап – ориентировочно-диагностический. В рамках данного этапа разработано 1 занятие, направленное на знакомство членов группы, актуализацию процессов взаимодействия в группе, повышение психологического настроя участников, стабилизацию психоэмоционального состояния, а также диагностику развития изобразительной деятельности участников, определение индивидуальных особенностей.
2. Этап – развивающий (4 занятия). На данном этапе проводится основная работа, по развитию изобразительной деятельности, развитию ее навыков.
3. Этап – итоговый (1 занятия). На данном этапе проводится комплекс упражнений, направленных на закрепление полученных знаний, умений и навыков, проводится повторная диагностика, определяются перспективы дальнейшего развития практических приемов использования мнемотехники в процессе обучения.
Организация занятий:
1. уточнение проблемы, диагностика (одно занятие),
2. работа над проблемой (четыре занятия),
3. закрепление материала (одно занятие),
Структура занятия.
Все занятия программы имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Занятия построены на основе принципов системности и преемственности.
Все занятия программы построены следующим образом:
I. Организационный момент. Приветствие (2-5 минут). Выполняет функцию установления эмоционально-позитивного настроя на занятие, сброса инертности физического и психического самочувствия, вызывание интереса и привлечение внимания ребенка к совместному творчеству, настройка детей на активную работу в партнерстве.
II. Основная часть. Работа по развитию изобразительной деятельности (20-30 минут). В основную часть занятия входит использование средств арт-терапии в коррекции изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.
III. Прощание (3-5 минут). Направлено на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей, подведение итогов, разбор того, что было усвоено на занятии.
Методы групповой психокоррекции: изотерапия (основной метод коррекции); дополнительные методы - игротерапия, сказкотерапия.
Период проведения: с 01.02.2017 г. по 05.03.2017 г.
Частота встреч: два раза в неделю: вторник, пятница.
Продолжительность занятий: 30-40 минут.
Состав группы: дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития 7-8 лет.
Количество человек в группе: 12 человек.
Место проведения: кабинет психолога.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.