МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СУДИСЛАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СУДИСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«Мы за здоровый образ жизни»
Педагоги-психологи: Голубева Т. С.
Смирнова В. А.
п. Судиславль, 2010
Пояснительная записка
К характеристикам современной России можно отнести: нестабильность обстановки, высокую политическую напряженность, потерю жизненных смыслов и социальное расслабление общества, следствием чего могут явиться социальные болезни и апатия. Страдают от этого в большей степени подростки и молодые люди, только вступающие во взрослую жизнь. Растёт преступность, наркомания, алкоголизм. Одной из причин, определяющих эти негативные тенденции, служит недостаток возможности молодых людей удовлетворять свои основные потребности. Исходя из характеристики возраста, одной из ведущих является потребность социализации и востребованности обществом. Дав возможность подросткам и юношам совершать социально полезные поступки, включая их в общественную жизнь, можно создавать предпосылки к решению молодёжных проблем. Одной из таких возможностей является включение подростков и юношей в добровольческую деятельность.
Добровольчество или волонтёрство – это выполнение социально значимой работы на благотворительной основе.
Маршрутная игра «Мы за здоровый образ жизни» была разработана волонтерами Центра социального здоровья, юношества и семьи для проведения с подростками в условиях летних загородных лагерей.
В методической разработке и проведении Психологической маршрутной игры «Мы за здоровый образ жизни» приняли участие студенты КГУ им. Некрасова и сотрудники ЦСЗ:
Ø Молочнихина М. О.
Ø Филатова М. М.
Ø Филатова М. А.
Ø Попова Е. К.
Ø Праздникова К. А. и другие.
Цель: пропаганда здорового образа жизни, который включает в себя рациональное питание, режим, занятия спортом, отказ от табакокурения и алкоголя, а также эффективное общение и эмоциональное равновесие.
Категория участников: подростки 12-17 лет. В игре могут принимать участие одновременно от 25 до 75 человек.
Продолжительность: 1-1,5 часа.
Список литературы:
1. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки. – М.: Медицина, 1985.
2. Психологическая маршрутная игра «Мы за здоровый образ жизни» Комитет по делам молодежи Администрации Костромской области. Центр социального здоровья, детства, юношества и семьи, Кострома 2010
3. Служба советов для курильщиков. Комитет по делам молодежи Администрации Костромской области. Центр социального здоровья, детства, юношества и семьи, Кострома 2008.
Описание игры:
На предварительном сборе участникам дается общая установка на игру, объясняются правила. Необходимо сформировать пять команд, для этого каждому человеку предлагается взять карточку определенного цвета, а затем все цвета объединяются в группы, которым можно дать названия. Цель команд: пройти все этапы игры, набрать как можно больше баллов, собрать все элементы мозаики и сложить их в единое целое. Та команда, которая сделает это быстрее, дружнее и качественнее и становится победителем.
Затем командам выдаются маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения станций, и где выставляются оценки. (Приложение 1)
На каждом этапе команды находятся 5 – 7 минут, время перехода обозначается музыкой (свистком). На станциях ребята играют, отвечают на вопросы викторины, ведущий станции оценивает активность команды, её сплоченность, правильность ответов по пятибалльной системе. А также дает элемент мозаики определенного цвета, например, команде жёлтых – желтого, красным – красного.
После прохождения всех станций команды собирают мозаику, выкладывают фразу «МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ». Подсчитываются очки, победители награждаются грамотами и памятными призами.
Необходимые материалы:
Ø Карточки из цветной бумаги по числу участников.
Ø Мозаика (слова «МЫ», «ЗА», «ЗДОРОВЫЙ», «ОБРАЗ», «ЖИЗНИ» пишутся на отдельных цветных листах, а затем каждый разрезается на пять частей),
Ø Маршрутные листы,
Ø Клей (скотч), бумага,
Ø Таблички с названиями станций:
· «Здоровый выбор»,
· «Здоровая поддержка»,
· «Здоровое питание»,
· «Здоровая независимость»,
· «Здоровое общение».
Требования к станциям:
Должны находиться на отдельном расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Это могут быть различные кабинеты.
Цель: изучение факторов, влияющих на эмоциональное здоровье, обучение приемам оказания эмоциональной поддержки.
Форма проведения: беседа.
Примерные вопросы:
1. Как вы понимаете эмоциональное здоровье?
2. Как выглядит эмоционально здоровый/нездоровый человек?
3. Что может привести к состоянию эмоционального нездоровья?
4. Какую поддержку можно оказать человеку в состоянии эмоционального нездоровья?
В помощь ведущему (см. Приложение 1)
Упражнение «Электрическая сеть».
Цель: сплочение команды.
Все участники должны встать в круг, плотно друг к другу, взяться за руки и сесть на пол (маты). Затем каждый должен положить свою правую ногу на левую ногу соседа, который находится справа от него. По команде ведущего эта «цепь» должна встать, не разрушившись.
При выполнении упражнения разговаривать нельзя, передавать информацию друг другу можно только невербально.
Станция «Здоровое общение»
Цель: изучение особенностей поведения в конкретных ситуациях, обучение способам урегулирования конфликтов, повышение стрессоустойчивости.
Форма проведения: беседа по проблемам стресса и конфликтов в общении, их профилактика и особенности саморегуляции личности.
Примерные вопросы:
1. Что такое стресс и конфликт?
2. Какая связь между стрессом и конфликтом? Что является началом, а что – следствием?
3. Каким образом явления стресса и конфликта отрицательно влияют на общение между людьми?
4. Всегда ли эти явления несут отрицательные последствия? Приведите примеры.
5. Как общаться с человеком, пребывающим в состоянии стресса?
6. Как общаться с конфликтным человеком?
7. Какую помощь можно оказать конфликтной личности и личности в состоянии стресса?
В помощь ведущему (см. Приложение 2)
Двигательная игра «Космический корабль»
На асфальте рисуется прямоугольник, размер которого зависит от числа участников в команде.
Инструкция: «Перед вами космический корабль. Вы можете зайти в него и отправиться в путешествие по Вселенной. Во время поездки происходит авария, и всем вам необходимо эвакуироваться в маленькую космическую шлюпку. Это стрессовая ситуация и вам надо разрешить её бесконфликтно» Далее ведущий «отделяет» от прямоугольника на асфальте часть, оставляя небольшое пространство, на котором должны разместиться участники.
На сколько активно команда вела обсуждение по вопросам и на сколько удачно проявила себя в игре, она получает соответствующую отметку.
Цель: определить понятие «здоровое питание» и его составляющие.
Форма проведения: мозговой штурм, беседа.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Каковы составляющие здорового питания?
Участники игры актуализируют знания о том, что пища человека должна быть разнообразной, содержать достаточное количество витаминов, минеральных солей, белков, жиров, углеводов.
2. Что представляют из себя витамины? Какие группы витаминов Вам известны?
Участникам игры предлагается кроссворд с целью актуализации знаний о наличии витаминов в различных продуктах и последствиях неправильного питания (см. Приложение 3).
|
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н |
|
|
|
|
|
Вопросы:
1. Молочный продукт, содержащий большое количество кальция (творог).
2. Заболевание, вызванное недостатком витамина D в организме человека (рахит).
3. Вещество, содержащееся в моркови и превращающееся в организме человека в витамин А (каротин)
4. Овощ, в больших количествах содержащий витамины В и С (капуста).
5. Продукт, необходимый для нормального роста детей, содержащий большое количество витаминов и минеральных веществ (молоко).
6. Цитрусовый продукт, богатый витамином С (апельсин).
7. Заболевание десен, вызванное недостатком витамина С, характеризующееся расшатыванием и выпадением зубов (цинга).
Станция «Здоровая независимость»
Цель: профилактика табакокурения или мотивация на осознанный отказ от табакокурения.
Упражнение «Цена табака»
Участникам игры предлагается заполнить следующую форму.
Цена сигарет |
Что я смогу купить, если не буду курить |
Пачка сигарет стоит
|
|
Покупка по пачке сигарет в день в течение недели стоит |
|
Покупка по пачке сигарет в день в течение месяца стоит |
|
Покупка по пачке сигарет в день в течение года стоит |
|
Покупка по пачке сигарет в день в течение пяти лет стоит |
|
Я могу сделать выбор |
В помощь ведущему (см. Приложение 4)
Цель: осознание того, что человек сам вправе делать свой выбор, что ответственность за его жизнь в его руках; оценка реальных знаний о ВИЧ СПИДе.
Форма проведения:
Беседа на тему «Что я знаю про ВИЧ и СПИД»
В помощь ведущему (см. Приложение 5)
Упражнение «И так, ты думаешь, что много знаешь о ВИЧ/СПИДе.
Цель: оценка подростками и молодежью собственных знаний о ВИЧ/СПИДе.
Участникам предлагается заполнить опросник, содержащий 22 утверждения о ВИЧ/СПИДе.(См. приложение 5).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.