Психологическая программа для родителей «Влияние семьи на развитие личности»
Оценка 4.7

Психологическая программа для родителей «Влияние семьи на развитие личности»

Оценка 4.7
doc
06.05.2020
Психологическая программа для родителей «Влияние семьи на развитие личности»
Психологическая программа для родителей «Влияние семьи на развитие личности».doc

Бюджетное учреждение Омской области

"Комплексный центр социального обслуживания населения

Большеуковского района"

 

 

 

 

 

                                                                УТВЕРЖДАЮ:

И. о. руководителя БУ «КЦСОН

Большеуковского района»

____________А.С. Метелёва

_________________ 2020 год

 

 

 

Программа

Для родителей

 «Влияние семьи на развитие личности»

 

 

 

 

Составитель:

К. В. Пудова, 

психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большие Уки

2020 год

Содержание

 

1.       Пояснительная записка                                                                 3-4

2.       Содержание программы                                                               5-7

3.       Список использованной литературы                                            8

4.       Приложение                                                                                   9-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку,  когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка через психологическое просвещение.

Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности.

Выводы  психологов и ученых и практиков показывают, что успехи и неудачи в воспитании нового поколения связаны с четырьмя основными психологическими явлениями:

ü самооценка,

ü способы коммуникации, сформированные в семье.

В современном мире изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).

Программа  «Влияние семьи на развитие личности» предназначена для работы с родителями и  имеет практическое назначение. Работа с родителями ведется по методике В. Сатир.

Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании детей. Проблемы, особенности воспитания подростков приобретают особую важность и обращают на себя внимание.

Цель программы:

ü  Просвещение родителей в воспитании и развитии личности ребенка.

ü  Укрепление психического здоровья  учащихся.

ü  Преодоление отчужденности детей от родителей.

Задачи:

ü  Организовать родительский всеобуч.

ü  Работать над созданием единого воспитательного пространства.

ü  Вовлекать родителей в учебную, внеурочную деятельность.

Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся».

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

Реализация данной программы  будет способствовать психологическому просвещению родителей и лиц их заменяющих.

Сроки реализации программы: 1 месяц.

Программа реализуется как целостная система совместной деятельности  психолога и родителей, направленное на активное воспитание и развитие личности ребенка.

График и количество проведения занятий: Занятия по программе проводятся 2 раза по понедельникам и пятницам, 7 психологических встреч, каждая встреча включает одну тему.

Кадровое обеспечение: руководитель программы – психолог, заведующая отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия.

Заведующая отделением: организует участие, координирует и анализирует деятельность, осуществляет контроль и анализ реализации программы.

Психолог: психолог реализует мероприятия программы, оказывает консультативную психологическую помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы.

Программа рассчитана на  родителей детей разного возраста, может быть использована всеми, кого интересуют вопросы семейного воспитания.

       Что стоит за неумением вашего ребенка или ученика прощать и забывать обиды, отсутствием понимания, сострадания, терпимости к человеку, отсутствием самоконтроля, навыков этикета и способности видеть себя со стороны в минуты гнева и обиды? Излишняя опека? Удовлетворение любого желания? Тепло, взаимопонимание, терпимость к любому поступку?

       Как смириться с тем, что ваш образованный, ласковый, правдивый, не ведающий зла, считающий всех людей замечательными ребенок среди избалованных сверстников является чужим?

       Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни. Поэтому важно помочь нашим мальчикам и девочкам в самостоятельном преодолении глупостей и ошибок, не забывая об их потребностях, возможностях и способностях. Видеть мир глазами ребенка, наслаждаться его впечатлениями в осеннем лесу, зоопарке,  цирке – чрезвычайно важное условие питания нашей и детской души.

         В настоящее время, семья в Российской Федерации, в том числе и в Большеуковском районе, переживает противоречивое и сложное состояние:

1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.

2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).

3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).

4. Наблюдаются тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.

5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).

Таким образом, необходимость возвращения к психологическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

ü потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);

ü открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы психолого-социального сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями.

Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению психологической культуры, связанной с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка); со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения; с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их психологического просвещения.

Эффективность программы

ü Рост мотивации сотрудничества с педагогами и воспитателями,

ü Отсутствие конфликтных ситуаций или их снижение,

ü Рост успешности учащихся,

ü Проявление инициативы в познании себя и своей семьи.

 При реализации  программы необходимо учитывать разнородность менталитета, уровня образования  и  возраста родителей.

В ходе  проведения занятий рекомендуется  акцентировать внимание на  естественную  потребность  любить себя, других и быть любимым.

Ожидаемый результат

ü  Уменьшение  отклонений в психическом здоровье учащихся.

ü  Повышение учебной мотивации.

ü  Отсутствие конфликтных ситуаций в системе « родители – учитель - ученики».

ü  Повышение качества успеваемости.

ü  Отсутствие правонарушений со стороны учащихся.

В данной программе  предлагается вместе с родителями разобраться с основными  семейными причинами, влияющими на становление личности.

 

Тематический план

№п/п

                            Темы занятий

Примечания

1.

Влияние родительской семьи на человека

 

2.

Семья, как система.

 

3.

Низкая самооценка

 

4.

Потенциал целостной личности.

 

5.

Личностный рост

 

6.

Стадии процесса изменения

 

7.

Как наладить отношения с подростком

 

Информационно-методическое обеспечение программы

мероприятие

Срок реализации

исполнитель

1

Подбор диагностических

материалов

июль 2016г

психолог

2

Разработка конспектов

мероприятий, подбор

демонстрационного и раздаточного материала

В течение всего

срока реализации

программы

психолог

3

Методическое сопровождение

реализации программы, оказание

практической методической

помощи специалистам

В течение всего

срока реализации

программы

методист

Принципы работы в группе

- Принцип активности. Каждый участник включается в групповую работу и активно решает поставленные задачи.

- Принцип доверительности. Заключается в создании условий для доверительного и продуктивного в плане решения проблем общения участников группы.

- Принцип конфиденциальности. Все, что происходит на занятиях, остается в группе и не может быть распространено за ее пределами или передано посторонним людям.

- Принцип уважительного отношения к другому и его мнению.

- Принцип преемственности.

Оснащение занятий

отдельное помещение; стулья по количеству участников; бейджи; магниты; доска; ручки; тетради; бланки тестов и анкет; цветные карандаши; маркеры; ватманы.

Структура занятий.

1. Вводная часть

Приветствие. Разминка.

Вводная часть представляет собой определенный ритуал, который, как правило, продумывают сами ребята на первом занятии. Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.

2. Основная часть.

Содержание основной части определяют упражнения, практические задания, психотехнические упражнения, дискуссии, мозговые штурмы, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы по теме.

3. Завершение занятия

Закрепление пройденного материала проходит в виде подведения итогов занятия. Формулируются основные результаты, подчеркиваются вклады всех участников занятия в общий результат.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.       Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94

2.       Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. - 2002. - № 4. - С. 66-70

3.       Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. - М.: "Академия развития", 2009. - 224 с.

4.       Воспитатели и родители: Из опыта работы. - М.: "Просвещение", 2009. - 96 с.

5.       Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: "Буки-Веди", 2013. - С. 41-42.

6.       22. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8. - С. 57 - 59.

7.       23. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: "Белый Ветер", 2011.

8.       Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В.Меренков. - М.: "Дома учителя", 2009. - 143 с.

9.       В. Сатир. Как строить себя и свою семью. – М., 2005. – 190с

10.   Шерон Лойшен. Психологический тренинг умений. Санкт-Петербург. 2014.- 156с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Занятие №1 Влияние родительской семьи на человека

Цель:  расширение представлений о влиянии семьи на развитие ребенка.

Задачи: формировать ценностное отношение к семье;

показать необходимость реагировать на изменения в семье по-разному.

Оборудование:  мяч, бумага А4, фломастеры.

Игры и игровые ситуации способствуют снятию монотонности родительского собрания, являются прекрасной разминкой для любой категории слушателей (детей и взрослых), служат средством переключения внимания и могут быть использованы как мостик для перехода к другому виду деятельности. Игры помогут в некоторых случаях более непринужденно выполнить сложное задание.

. Знакомство

Цель: Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей.

1. Психолог  знакомит участников с целями и задачами занятий, условиями и режимом  работы, с основными правилами групповой работы.

2. Родители представляются и рассказывают о себе и о своих трудностях,

высказывают свои опасения и ожидания в предстоящей работе.

Упр.№1. Комплимент. Участники становятся в круг. Бросая друг другу мяч, они говорят при этом комплименты или приятные слова, которые вызывает образ данного человека.

Упр.№2. Мяч по кругу. Участники садятся по кругу и, держа в руке мяч, отвечают на вопрос: «Чему я научился в моей семье?» .Каждый отвечает на вопрос и передает мяч следующему участнику.

Обсуждение.

 Упр.№3 « Услышь собеседника».

 1) Участники разбиваются по парам. Партнер А должен рассказать о волнующем его событии. Задача партнера Б всем своим видом показать, что он его не слушает, при этом  смотрит на часы, отворачивается, зевает. Через 3 минуты партнеры меняются ролями.

   Затем важно поделиться чувствами, которые испытали участники во время упражнения. Была ли подобная ситуация в вашей жизни, когда ребенок хотел рассказать вам о значимом для него событии, а вы не обращали внимания, занимаясь своими делами? Как вы предполагаете, какие чувства испытал ребенок?

2)  Задача партнера В заключается в том, чтобы очень внимательно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Через 10 минут закончить упражнение и обсудить следующие вопросы: «Как вы чувствовали себя во время общения?», «Легко ли вам было говорить?», «Какая реакция собеседника позволила вам открыться в общении?»

5. Упр.№ 4«Сидящий и стоящий».

Один партнер сидит, другой стоит. Постарайтесь в этом положении вести разговор. Через несколько минут поменяйтесь позициями, чтобы каждый из вас испытал ощущение «сверху» и «снизу». Поделитесь своими чувствами.

Упр.№5 Волшебный мяч.  Наша задача - выразить друг другу свои чувства и поделиться своим отношением к сегодняшнему занятию.

 

 

 

Приложение 2

Календарно-тематический план на 2020 год

 

№ п/п

Тема занятий

Содержание

1

Права – детей забота государства

воспитательский час

2

«Я проснулся взрослым»

Викторина

3

«Мы и наши права»

Беседа;

4

Устный правовой журнал «Право и жизнь »

Психолого-правовая викторина

5

 «Ваш правовой статус: права, обязанности и ответственность от рождения до….»

Беседа

6

 «Дети против взрослых»

Психолого-правовой турнир

7

 «От безответственности до преступления один шаг»

Круглый стол

 

8

 «Экономика семьи»

беседа

9

 «Поговорим о профессиях»

беседа

 

10

 «Мое отношение к учебе»

Воспитательский час:

11

Приобщение к домашнему чтению.

Знакомство с детской литературой.

12

«Что? Где? Когда?»

викторина

13

 «Мы в аптеке»  

беседа

14

 «День смеха»

 традиции празднования

15

 Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета

воспитательский час

16

«Чтобы достойно жить»

воспитательский час

17

 «Я имею право…»

воспитательский час

18

«Все работы хороши, выбирай на вкус»  

воспитательский час

19

«Всемирный день ребенка»

рассказ из истории праздника

23

«Сказка ложь, да в ней намёк»

Психологическая викторина

24

«Мой взгляд»

Практическая часть детские рисунки

25

Знаменитые музеи России.

Презентация

26

Международный день музеев.

Беседа

 


Скачано с www.znanio.ru

Бюджетное учреждение Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения

Бюджетное учреждение Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения

Содержание 1. Пояснительная записка 3-4 2

Содержание 1. Пояснительная записка 3-4 2

Пояснительная записка Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости…

Пояснительная записка Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости…

Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного…

Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного…

Содержание программы. Программа рассчитана на родителей детей разного возраста, может быть использована всеми, кого интересуют вопросы семейного воспитания

Содержание программы. Программа рассчитана на родителей детей разного возраста, может быть использована всеми, кого интересуют вопросы семейного воспитания

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы психолого-социального сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы психолого-социального сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями

Разработка конспектов мероприятий, подбор демонстрационного и раздаточного материала

Разработка конспектов мероприятий, подбор демонстрационного и раздаточного материала

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Приложение 1 Занятие №1 Влияние родительской семьи на человека

Приложение 1 Занятие №1 Влияние родительской семьи на человека

Приложение 2 Календарно-тематический план на 2020 год № п/п

Приложение 2 Календарно-тематический план на 2020 год № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2020