Психологическая роль родителей в эмоциональном развитиии ребенка
Оценка 5

Психологическая роль родителей в эмоциональном развитиии ребенка

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитание
Взрослым
14.11.2021
Психологическая роль родителей в эмоциональном развитиии ребенка
психологическая роль родителей в эмоциональном развитии ребенка.docx

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ

РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

 

Панчук Александр Мефодиевич

Заместитель директора

Учитель истории и обществознания

МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

         На сегодняшний день дети крайне нуждаются в грамотном

эмоциональном воспитании. Родители всё больше делают акцент на

раннем интеллектуальном развитии своего ребёнка, забывая о значимости

развития эмоциональной сферы. К сожалению, среди детей особенно

дошкольного возраста наблюдается тенденция к снижению уровня

эмоциональных и социальных навыков. Мы можем заметить высокий

уровень тревожности, наличие большого количества страхов,

подавленность настроения, раздражительность. Однако, важно помнить о

том факте, что во многом переживаемые детьми негативные эмоции

напрямую связаны с эмоциями их родителей. А.И. Захаров считает, что

тревожность родителей находит зеркальное отражение в эмоциональном

состоянии ребёнка. Многие учёные говорят, что благодаря наличию

симбиотических отношений матери с ребёнком, детская тревожность часто

является следствием личностной тревожности самой матери. Впервые

ребёнок начинает познавать эмоции в семье. Семья для ребёнка является

тем местом, где он впервые узнаёт, какие эмоции он должен испытывать

по отношению к себе, как думать об этих эмоциях, как реагировать и

понимать свои страхи и гнев. Так, социологи и психологи обнаружили, что

дети с рождения обладают удивительной способностью к восприятию

эмоциональных сигналов своих родителей. Если родители чутко

реагируют на реакции младенцев, поддерживают с ними визуальный

контакт, имитируют их лепет, младенцы раньше учатся управлять своими

эмоциями [1, с. 20]. Так же о «зеркальных» страхах говорит и А.М.

Прихожан, его исследования доказывают, что на формирование и развитие

у дошкольников тревожности оказывают существенное влияние страхи

взрослых, которые вызываются макросоциальными изменениями в

обществе. Приобретённые взрослыми новые страхи, например такие как:

боязнь будущего, нехватка финансов, неуверенность в завтрашнем дне,

страх перед военными действия и т.д. оказывают отрицательное влияние

на внутренне чувство защищенности у ребёнка [3, с.14-15].

Как следует из материалов Национального научного консилиума по

проблемам развития ребёнка (2005), основа эмоционального развития – это

способность понимать и идентифицировать свои собственные эмоции,

эмоции других людей, умение управлять эмоциями, а также проявлять

эмпатию. Следует отметить, что в зарубежных источниках наряду с

понятием «эмоциональное развитие» употребляют понятие

«эмоциональный рост» - процесс развития чувств и обучение умению

управлять ими соответствующим образом. От уровня развития у детей

эмоциональных умений зависит дальнейший успех в учебных достижениях

у школьника. Уделяя внимание эмоциональному здоровью детей многие

авторы выделяют следующие его показатели:

1.Решение эмоциональных задач соответствующих возрасту и

способностям ребёнка.

2.Умение без трудностей подчиниться режиму в детском саду.

3.Способность отделиться от родителей без чрезмерного стресса при

переживании разлуки, способность сформировать привязанность по

отношению к другому взрослому.

4.Способность сконцентрироваться. 5. Осознание своих собственных

чувств и умение выразить их без ущерба для себя и окружающих [2, С.241-

247].

         Детская эмоциональность, бесспорно, зависит от эмоциональной

атмосферы в семье. Оказывает значительное влияние на ребёнка не только

то, что родители говорят и как они себя ведут, но и способы которые сами

родители используют для того, чтобы справиться с собственными

эмоциями. Дж. Готтман разделяет родителей на два типа, первый тип это

те родители, которые учат своих детей управлять своими эмоциями –

«эмоциональные воспитатели» и второй тип, те, кто этого не делают.

Родители первого типа, прежде всего, разрешают своим детям выражать

отрицательно окрашенные эмоции, ведь это является немало важным

фактом в правильном эмоциональном становлении личности ребёнка.

Таким образом, мы видим, что многие причины детских

эмоциональных трудностей, с которыми сталкиваются дети, могут быть

связаны с неправильным эмоциональным воспитанием в семье,

неблагоприятным характером внутрисемейных взаимоотношений. Из этого

следует, что гармоничное становление личности ребёнка требует

благоприятных социальных условий, которые являются базовым

«фундаментом» для позитивного эмоционального развития.

 

Список литературы

1. Готтман Дж. Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для

родителей / Дж. Готтман, Дж. Деклер. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 272 с.

2. Карелина И.О. Проблемы эмоционального развития детей в современной и

зарубежной литературе / И.О. Карелина // Ярославский педагогический вестник. –

2010. - №4 – С.241-247

3. Колягина В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников / В.Г. Колягина. –

М.: Прометей, 2016. – 164 с.


 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ

От уровня развития у детей эмоциональных умений зависит дальнейший успех в учебных достижениях у школьника

От уровня развития у детей эмоциональных умений зависит дальнейший успех в учебных достижениях у школьника
Скачать файл