Игры и упражнения для детей 9-10 лет.
Упражнение «Подбери ключик к неизвестному»
Цель: развитие
познавательной активности, развитие мыслительных процессов.
Детям предлагается отгадать, что спрятано в руке учителя. Чтобы отгадать ребята
могут задавать вопросы, а учитель должен на них отвечать. Вопросы — как бы
ключи от дверей, за которыми скрывается что-то неизвестное. И каждый такой ключ
открывает определенную дверь. Уточняющие вопросы могут быть разного характера.
Результат – отгаданное слово, предмет, который спрятан за спиной. Далее ведущий
– тот, кто отгадал.
Игра «Ошибающийся
ведущий»
Цель:
развитие критичности мышления.
Ведущий или один из участников делает умышленные ошибки при чтении, при
доказательстве различных положений (в т.ч. и математических зависимостей).
Остальная группа должна находиться в постоянной готовности находить и
исправлять ошибки, обосновывая при этом свою точку зрения.
ИГРА «ОПЕЧАТКА»
Цель: тренировка внимания, мышления, развитие речи.
Разделите детей на две команды. Каждой команде необходимо дать текст, в котором
убрано какое-то слово так, чтобы смысл всего предложения изменился на
совершенно противоположный. Задача – как можно быстрее найти «опечатку» и
поставить пропущенное слово на свое место. Побеждает команда, быстрее
исправившая текст.
Игра «Считалки»
Цель: выявление лидерских способности у игроков.
Играющие закрывают глаза, а ведущий предлагает им досчитать, например, до десяти (число может быть произвольным). Условие: когда ребёнок считает, нельзя говорить ничего постороннего, кроме чисел, а каждое из них должен произносить только один игрок. Если любые двое ребят заговорят одновременно, игра начинается сначала.
Так как играющие сидят с закрытыми глазами, они не могут увидеть, кто собирается говорить, и не могут подать друг другу никаких знаков. В итоге обязательно останется человек, произнесший чисел больше всех. Он-то и будет являться в этой компании лидером.
Игра «Поиск противоположных предметов»
Цель: сравнение предметов, поиск свойств предметов.
Ведущий называет детям какой-либо предмет, например, «дом».
Необходимо назвать как можно больше других
предметов, противоположных данному. При этом следует ориентироваться на
различные признаки предмета и систематизировать его противоположности
(антиподы) по группам. Например, дом – сарай, так как они противоположны по
размеру и степени комфорта, поле - вокзал (открытое или закрытое пространство),
школа - квартира (чужое или свое помещение) и т. д. Побеждает тот, кто указал
наибольшее количество групп, противоположных предметов, при этом четко
аргументировав ответы.
Игра
«Сократи рассказ»
Цель:
развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.
Детям предъявляются отпечатанные короткие рассказы.
Задание: содержание необходимо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.
Игра «Что было бы, если бы …»
Цель: развитие воображения,
креативного мышления, сообразительности.
Задание: учитель делит детей на 2 группы. Первой группе детей необходимо
придумать самые фантастические ситуации, а другая группа должна найти любые
возможные решения данных ситуаций.
Например.
§ Если каждый человек с рождения умел бы читать мысли другого человека, как изменилась бы жизнь на Земле?
§ Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т. е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то...
§ Если бы все люди вдруг перестали разговаривать, то...
Игра «Кто во что горазд?»
Цель: ответственное отношение к роли лидера.
Всем детям предлагается приказать ведущему что-нибудь сделать. После того, как все дети озвучили свои приказания, им уже сообщают правила игры. Правила заключаются в том, что каждый играющий сам должен выполнить свое приказание. Если ребенок, придумывая задание, не позаботился о том, легко ли его выполнить, в следующий раз он будет серьезнее.
Игра «Мы пойдем гулять»
Цель: обучение убеждению других, обучение способности не навязывать собственное мнение.
Ведущий говорит: «Мы идем гулять в лес. Сейчас каждый из Вас скажет своему соседу справа, что ему необходимо взять с собой, и объяснит, почему именно эта вещь понадобится на лесной прогулке».
Далее ведущий называет каждому предмет, который нужно взять. Лучше, если эта вещь не подходит для лесной прогулки, так игра получится интереснее.
Когда играющие по очереди поговорят с соседом, ведущий объявляет, кого он возьмет на прогулку, а кого нет. Делает он это следующим образом: если играющий просто сообщает соседу, что нужно взять, но не может подробно объяснить причину, его на прогулку не берут.
Если же играющий старается убедить соседа в необходимости взять тот или иной предмет и придумывает невероятные причины, приводит различные доводы, его обязательно надо взять.
Лучше будет, если в то время, когда двое ребят разговаривают, остальные будут их слушать и делать для себя определённые выводы. Тогда тем, кого не взяли на прогулку, легче будет потом исправиться.
Далее ведущий объясняет, почему он одних взял, а других не взял. «Штрафники» исправляются, и все вместе идут гулять.
Игра «Кораблекрушение»
Ведущий озвучивает детям ситуацию: «Мы в Вами плывём на большом корабле, и вдруг он сел на мель. Потом поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но сломался мотор. Шлюпок достаточно, а вот рация испортилась. Что мы будем делать в данной ситуации?»
Ситуация может быть и другой, главное – чтобы из нее существовало несколько выходов.
Ребята обсуждают создавшуюся ситуацию и рассматривают все возможные выходы из нее. Кто-то предлагает один выход, кто-то – другой. Важно обратить внимание на того, кто активнее всего принимает участие в обсуждении, отстаивает свое мнение.
В итоге обсуждения играющие сообщают ведущему свой выход из ситуации, а он рассказывает им, что из этого получилось. Естественно, результат должен быть удачным. Ведущему нельзя допустить «раскола» среди играющих, то есть того, что одна половина ребят выберет один вариант, а вторая – другой.
Игра «Выполняй команду»
В начале игры выбирается ведущий. Его задача – придумать различные движения, которые должны повторять все участники игры. Ведущий не показывает движений, а подробно рассказывает, что игрокам надо делать. Если его объяснения произносятся четко и ясно, то все ребята без затруднений выполнят его требования.
В конце игры каждый из ребят дает свою оценку действиям ведущего по пятибалльной системе. Затем ведущим становится кто-то другой. Игра должна продолжаться до тех пор, пока каждый не попробует себя в роли ведущего. Победителем считается тот, кто показал себя наилучшим образом: его объяснения наиболее четкие и ясные, благодаря этому ребята высоко оценивают его действия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.