ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ.
(методический сборник предназначен для руководителей, методистов
и педагогов учреждений дополнительного образования)
Автор-составитель: Лимарева Эльвира Димовна,
методист МБОУДОД ДПШ
Кувандык
2015
Словосочетание «личностно-ориентированная» технология образования означает, что в учебно-воспитательном процессе особое внимание обращается на психологические закономерности развития личности ребенка, учет его индивидуальных особенностей.
Психологические закономерности ребенка определяются новообразованиями (достижениями) в конкретном возрастном периоде и отражаются в характере его ведущей деятельности. В дошкольном возрасте это игра, младшем школьном возрасте – предметная учебная деятельность, подростковом – общение.
Все многообразие видов деятельности классифицируется психологами (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) на 2 типа:
I тип – это те деятельности, которые преимущественно развивают мотивационно-потребностную сферу личности (коммуникативную деятельность).
II тип – преимущественно развивающие операционно-технические возможности (предметная, учебная).
Именно смена типов деятельности детерминирует развитие психики ребенка.
Д.Б. Эльконин открыл закон чередования типов деятельности: за ориентацией в системе отношений следует ориентация в способах употребления предметов, орудий.
В зависимости от детерминант индивидуальности ребенка в самом общем виде выделяются два типа индивидуальности:
Формально-динамическая индивидуальность (скорость, темп, сила, интенсивность, подвижность, уравновешенность всех процессов жизнедеятельности и регуляции организма, процессов психического отражения). Это индивидуальные особенности динамики внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, т.е. динамика всей когнитивной сферы, динамикиэмоционально-волевой сферы и волевой регуляции многообразия задатков, детерминирующих развитие способностей.
Индивидуальность, обусловленная социальными условиями жизни и влиянием среды (индивидуальные особенности направленности личности, своеобразие черт характера).
Основными условиями развития индивидуальности ребенка являются:
• Предоставление права на позитивную свободу в поведении и деятельности;
• Общение с людьми на принципах любви, понимания, терпения, упорядоченной деятельности;
• Творческая атмосфера жизни и деятельности.
Принцип личностно-ориентированного подхода определяет положение ребенка как активного субъекта образовательного процесса. Поэтому процессы и изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, законы его духовного и физического развития служат главными ориентирами в учебно-воспитательной деятельности.
А всестороннее изучение личности ребенка является необходимым условием успешности воспитания на принципах личностно-ориентированного подхода.
Основным методом изучения личности ребенка педагогом сегодня является наблюдение. Но, как правило, наблюдение является нецеленаправленным, хаотичным и поэтому недостаточно достоверным. Для повышения надежности и достоверности результатов используется «педагогическое наблюдение». Педагогическое наблюдение как метод характеризуется целенаправленностью, длительностью, фиксацией результатов наблюдения.
Уточнить выводы, сделанные в результате педагогического наблюдения можно с помощью специальных рисуночных методов (проективные методы), тестов, анкет, опроса, бесед, анализ продуктов деятельности и др.
В данном пакете документов «В помощь педагогу ДО» мы предлагаем материал, который может использовать педагог в своей работе по изучению разных сторон личности учащихся. В пакете документов вошли методики, предлагаемые журналом «Классный руководитель», газетой «Школьный психолог», серией «Психологам – педагогам».
Данные методики :
• Не требуют длительной подготовки;
• Не занимают много времени при проведении;
• Большинство из них ребятами воспринимается как игра;
• Информативны по результатам;
• Простота и доступность методик применимы педагогами с разным уровнем психолого-педагогической компетентности.
Цель: изучение мотивов прихода детей в данное детское объединение.
Ребята! Мне, Вашему педагогу, очень важно знать, с какими интересами, мечтами, желаниями вы пришли в наш коллектив.
Выберите, пожалуйста, из предложенных утверждений, те, с которыми вы согласны.
1. Я пришел (а) в детское объединение________________________________________, потому что хочу:
• Заняться полезным делом;
• Узнать что-то новое, интересное;
• Лучше узнать себя;
• Развить свои способности;
• Получить профессиональные навыки;
• Укрепить свое здоровье;
• Заполнить свое свободное время.
2. Этот коллектив:
• Я выбрал сам(а)
• Пришел(а) вместе с другом (подругой)
• По совету родителей.
3. Меня зовут______________________
4. Мой день рождения_______________
5. Я учусь в_____школе, __________классе
6. Мой классный руководитель___________________-
1.2. МЕТОДИКА «ЦВЕТОПИСЬ»
«Цветопись» применяется для изучения:
- динамических особенностей личности и групповых эмоциональных состояний,
- психологического климата в коллективе,
- самочувствия личности в коллективе,
- эффективности отдельных форм воспитательного процесса и др.
Методика основана на утверждении, что тот или иной цвет отражает зону преобладающего настроения. Для проведения диагностической процедуры необходимо приготовить набор для каждого ребенка, состоящий из цветных квадратов (кругов, ромбов). Каждый квадрат – условный знак настроения:
красный – восторженное, активное;
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное, ровное;
синий – грустное, печальное;
фиолетовый – тревожное, тоскливое;
черный – состояние крайней неудовлетворенности.
Инструкция: Перед тобой 7 квадратов различного цвета. Каждый соответствует определенному настроению. Прислушайся к себе. Какое настроение у тебя сейчас. Выбери тот цвет, который соответствует твоему настроению.
Основной методический инструмент исследования – это дневник настроения, рабочая часть настроения демонстрирует их цветовой диапазон.
Цветовой диапазон можно представить в виде матрицы.
|
Мое настроение сегодня (в начале занятия) |
Тональность настроения |
Мое настроение сегодня (в конце занятия) |
||||||||
|
Оля |
Маша |
Ира |
Таня |
Коля |
Оля |
Маша |
Ира |
Таня |
Коля |
|
|
|
|
|
|
|
восторженное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
радостное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
светлое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
спокойное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
грустное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тревожное |
|
|
|
|
|
Дневник настроения, в зависимости от целей исследования, может быть как общим, так и личным; фиксировать настроение можно в начале или в конце занятия; в начале и конце занятия; в конце каждого дня (если дневник личный).
Исследование в условиях УДО может продолжаться месяц. Одновременно регистрируются все события, которые могут оказать влияние на настроение отдельных детей и всего коллектива в целом.
Оценка и интерпретация цветоматрицы проводится в двух вариантах.
Первичная оценка – по представлению и соотношению цветов.
Выделяются общие цветовые синдромы, дающие картину настроений во всем коллективе, групповые цветовые синдромы, показывающие психологическую атмосферу в отдельных микрогруппах, сложившихся внутри коллектива.
По своему содержанию синдромы могут оцениваться как
- позитивно-стимулирующие (преобладают цвета верхней части спектра),
- умеренно-стабилизирующие (средней части спектра),
- негативные (цвета нижней части спектра),
- «ковровые» (пестрота цветов, означающая отсутствие единства в настроениях).
Для продуктивной работы на занятиях настроение ребят должно находиться в средней части спектра.
Вторичная обработка цветоматрицы - более глубокий анализ проводится с помощью числовых выражений настроения. При этом каждому цвету приписывается определенная оценка:
- красный + 3 балла
- оранжевый + 2 балла
- желтый + 1 балл
- зеленый – о
- синий - -1
- фиолетовый - -2
- черный - - 3.
Условный показатель психологической атмосферы дня (А) высчитывается по каждому вертикальному столбику в матрице по формуле:
Σ (+) – Σ (-)
А = ————
n
Σ (+) – сумма всех положительных баллов,
Σ (-) – сумма всех отрицательных баллов,
n – количество человек в коллективе, принявших участие в исследовании.
Полученные данные позволяют графически выразить и по полученной кривой проследить динамику эмоциональных состояний по дням.
Норма будет колебаться в пределах от 0 до 1. Близость к 1 говорит о положительной тональности психологического климата.
1.3. СПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Опрашиваемыем школьникам выдаются разграфленные листы с номерами вопросов, рядом с которыми школьнику нужно вписать знак «+», если ответ положительный и знак «-», при отрицательном ответе.
Содержание вопросов зачитывается педагогом
Контрольный лист
1 2 3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
Верно ли , что в детстве ты очень любил:
1. Подолгу играть в подвижные игры?
2. Придумывать игры и верховодить в них?
3. Играть в шашки и в шахматы?
4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри?
5. Читать стихи или петь песни?
6. Разговаривать с незнакомыми или задавать им вопросы?
7. Слушать музыку и ритмично танцевать под нее?
8. Рисовать сам или наблюдать, как рисуют другие?
9. Слушать или сочинять сказки или истории?
Нравится ли тебе сейчас:
1. Заниматься на уроках физкультуры или в в спортивной секции?
2. Добровольно брать на себя обязанности организатора дела?
3. Помогать ребятам решать математические задачи?
4. Читать об известных открытиях и изобретениях?
5. Участвовать в художественной самодеятельности?
6. Помогать другим людям разбираться в их проблемах?
7. Читать или узнавать что-то новое об искусстве?
8. Заниматься в изостудии, в изокружке?
9. Писать сочинения на свободную тему?
Получаешь ли ты особое удовольствие:
1. От участия и борьбы в спортивных соревнованиях?
2. От своего умения расставить людей, распределить работу?
3. От решения трудных математических задач?
4. От исправления бытовых электро или радио приборов?
5. От игры на сцене?
6. От общения с людьми?
7. От знакомства с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями?
8. От посещения художественной выставки?
9. От пересказа какого-то события, прочитанного или увиденного?
Часто ли тебя тянет:
1. К длительным физическим упражнениям?
2. К делам в группе, требующей твоей инициативы или настойчивости?
3. К разгадыванию математических шарад?
4. К изготовлению каких-нибудь изделий (моделей)?
5. Участвовать в постановке спектаклей?
6. Помочь людям, посочувствовать им?
7. Поиграть на музыкальном инструменте?
8. Порисовать красками или карандашами?
9. Писать стихи или просто вести дневник?
10. Заниматься спортом или физическим трудом?
11. Энергично работать вместе с другими?
12. Заниматься черчением или шахматной комбинацией?
13. Копаться в механизме, приборах?
14. Заботиться о младших, слабых или больных людях?
15. Думать над судьбами людей, героев понравившихся книг?
16. Исполнять музыкальные пьесы?
17. Рисовать, лепить, фантазируя при этом?
18. Готовиться к докладу, сообщению, сочинению?
Каждый столбец по вертикали характеризует одно из направлений в развитии способностей личности:
1. – физические (спортивные) (1,10,19,28,37)
2. – организаторские (2,11,20,29,38)
3. – математические (3,12,21,30,39)
4. – конструкторско-технические (4,13,22,31,40)
5. - эмоционально-изобразительные
(артистические) (5,14,23,32,41)
6. – коммуникативные (6,15,24,33,42)
7. – музыкальные (7,16,25,34,43)
8. – художественно-изобразительные (8,17,26,35,44)
9. – физиологические (9,18,27,36,45)
При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу.
1.4. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
ИНСТРУКЦИЯ: Вам необходимо ответить на 40 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому их них и отвечайте на них только «да» и «нет». Если ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа ответов поставьте знак «+», если отрицательный, то «-». Представьте себе типичные ситуации и не
задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми?
10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими друзьями различные игры и развлечения?
11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнять сегодня?
13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
18. Часто ли вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно, когда попадаете в большую группу малознакомых людей?
28. Верно ли, то вы редко стремитесь доказать свою правоту?
29. Полагаете ли, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (классе)?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было принято вашими товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенными и спокойными, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Показатель выраженности коммуникативных склонностей (К) определите по сумме количества положительных ответов на вопросы 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 и количества отрицательных ответов на вопросы 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39, разделенной на 20.
Показатель выраженности организаторских склонностей (О) определите по сумме количества положительных ответов на вопросы 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40 разделите на 20. Уровень выраженности КОС определите по оценочной шкале.
|
способности |
УРОВНИ
|
||||||
|
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
|||
|
коммуникативные |
0,1-0,45 |
0,46-0,55 |
0,56-0,75 |
0,66-0,75 |
0,76-1 |
||
|
организаторские |
0,2-0,55 |
0,56-0,65 |
0,66-0,7 |
0,71-0,8 |
0,81-1 |
||
ЛИСТ ОТВЕТОВ
|
1( ) |
11 ( ) |
21 ( ) |
31 ( ) |
|
2 ( ) |
12 ( ) |
22 ( ) |
32 ( ) |
|
3 ( ) |
13 ( ) |
23 ( ) |
33 ( ) |
|
4 ( ) |
14 ( ) |
24 ( ) |
34 ( ) |
|
5 ( ) |
15 ( ) |
25 ( ) |
35 ( ) |
|
6 ( ) |
16 ( ) |
26 ( ) |
36 ( ) |
|
7 ( ) |
17 ( ) |
27 ( ) |
37 ( ) |
|
8 ( ) |
18 ( ) |
28 ( ) |
38 ( ) |
|
9 ( ) |
19 ( ) |
29 ( ) |
39 ( ) |
|
10 ( ) |
20 ( ) |
30 ( ) |
40 ( ) |
Предлагается расчертить лист бумаги на четыре колонки. В каждой из них нужно будет записать порядковые номера и свойства, которые, как вы считаете, у вас есть (из вопросника). Отмечать нужно лишь ярко выраженные свойства.
1. Если вы:
2. Если вы
3. Если вы:
4. Если вы:
При обработке результатов в каждом столбике отдельно нужно подсчитать количество указанных свойств и записать его внизу каждого столбика. Затем, по полученным данным составьте свою формулу.
ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТА
А – общее число плюсов по всем типам
Ах – число плюсов в «паспорте» холерика
Ас – число плюсов в «паспорте» сангвиника
Аф – число плюсов в «паспорте» флегматика
Ам – число плюсов в «паспорте» меланхолика
А = Ах + Ас + Ам
В конечном виде формула темперамента приобретает такой, например, вид:
Фт = 35%Х + 30%С + 14%Ф + 21%М
Выразите свое мнение по поводу 10 суждений. Если вы согласны с утверждением отвечайте «да» (+), или «нет» (-).
1. Обычно Вы осуществляете деятельность (учебу) без предварительного планирования?
2. Случается, что вы чувствуете себя счастливым, то несчастливым без видимых причин?
3. Чувствуете ли Вы себя счастливым, когда занимаетесь делом, требующим немедленных действий?
4. Подвержены ли Вы колебаниям настроения без видимых причин?
5. При завязывании новых знакомств Вы первыми проявляете инициативу?
6. Часто ли Вы бываете в плохом настроении?
7. Склонны ли Вы действовать быстро и решительно?
8. Бывает ли, что Вы пытаетесь на чем-либо сосредоточиться, но не можете?
9. Вы пылкий человек?
10. Бывает ли так, что в беседе с другими Вы присутствуете лишь физически, а мысленно отсутствуете?
Обработка данных:
Отложите количество ответов «да» (+) на все утверждения в нечетными номерами по горизонтальной оси вправо от 0, а ответы «нет» (-) – влево.
Для утверждений с четными номерами количество ответов «да» (+) по вертикальной оси следует отложить вверх от 0 , а количество «нет» (-) – вниз.
Через полученные точки надо провести параллельно осям прямые до пересечения.
1. В ситуации, когда требуется быстро действовать:
a) легко включается в работу;
b) действует со страстью;
c) действует спокойно, без лишних слов;
d) действует неуверенно, робко.
2. Как реагирует учащийся на замечания учителя:
a) говорит, что больше так делать не будет, но через какое-то время опять делает то же самое;
b) возмущается, что ему делают замечание;
c) выслушивает и реагирует спокойно;
d) молчит, но обижен.
3. При обсуждении с товарищами вопросов, которые его очень волнуют, говорит:
a) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
b) быстро, со страстью, но других не слушает;
c) медленно, спокойно, но уверенно;
d) с большим волнением и сомнением.
4. В ситуациях, когда нужно сдавать контрольную работу, а она еще не закончена или сделана, как выясняется с ошибкой:
a) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
b) торопиться закончить работу, возмущается по поводу ошибки;
c) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. При решении трудной задачи (или задания), если она сразу не получается:
a) бросать, потом опять сразу продолжает решать;
b) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает свое возмущение;
c) спокойно;
d) проявляет растерянность, неуверенность.
6. В ситуации, когда ученик спешит домой, а учитель или актив класса предлагает ему остаться в школе после уроков для выполнения конкретного задания:
a) быстро соглашается;
b) возмущается;
c) остается, не говоря ни слова;
d) проявляет растерянность
7. В незнакомой обстановке:
a) проявляет максимум активности, легко и быстро получает нужные сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
b) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого не получает необходимых сведений, но решение принимает быстро;
c) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решением не спешит;
d) робко знакомится с обстановкой, решение принимает неуверенно.
Примечание: Буквы перед вариантами поведения означают:
|
А- сангвиник В - холерик |
С – флегматик D - меланхолик |
Выберете те пункты анкеты, с утверждениями которых вы согласны (поставьте знак (+):
1. Занимаюсь, потому что на занятиях интересно.
2. Занимаюсь, потому что заставляют родители.
3. Занимаюсь, потому что хочу больше знать.
4. Занимаюсь, чтобы потом хорошо работать.
5. Занимаюсь, чтобы доставить радость родителями.
6. Занимаюсь, чтобы не отстать от друзей.
7. Занимаюсь, потому что нравится учитель.
8. Занимаюсь, чтобы раскрыть свои способности.
Внешняя мотивация – выбор № 2, 5, 6, 7.
Внутренняя мотивация – выбор № 1, 3, 4, 8.
Высокий уровень внутренней мотивации – выбор № 3, 8. (характерен для одаренных детей)
Средний уровень внутренней мотивации – выбор № 4
Низкий уровень – выбор № 1
Полученные данные можно занести в таблицу.
|
Ф.И.О. |
внутренняя |
внешняя |
||||||
|
высокий |
средний |
низкий |
№ 2 |
№ 5 |
№ 6 |
№ 7 |
||
|
№ 3 |
№ 8 |
№ 4 |
№ 1 |
|||||
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
При несформированности внутренней мотивации ребенок в любой момент может перестать посещать детское объединение. Поэтому задача педагога – перевести внешнюю мотивацию во внутреннюю.
(модификация методики Э. Махони).
Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат – нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, есди их не хватает – дорисовать недостающие. На выполнение задания дается 30 секунд.
Посмотрите, какие разные человечки у вас получились. Большие и маленькие, грустные и веселые; с головами и разных форм, с головными уборами и без них; с глазами, ушами и без них; у кого-то в рисунке преобладают треугольники, у кого-то квадраты – или круги. И это все – о вас, о ваших особенностях, о вашем
характере. Те, кто прорисовал лицо, более общительны, чем те, кто этого не сделал. Руки и ноги, состоящие из нескольких деталей, говорят о хорошем «ручном» или «ножном» интеллекте их хозяина – возможно, это занятия спортом, танцами, рукоделием, другими видами деятельности, требующими развитой «тонкой моторики».
Подсчитайте, сколько треугольников, кругов и квадратов содержит каждый человечек. Запишите около него полученное трехзначное число.
Интерпретация рисунков.
Нарушение условий задания означает тревожность, озабоченность. Отсутствие треугольников – нежелание доминировать над другими. Отсутствие кругов – слабо развита способность к сопереживанию. Отсутствие квадратов – неконструктивное поведение.
Предпочтение фигур.
Треугольник - склонность к организаторской деятельности, доминированию, стремлению к успеху, повышенный уровень притязаний. Устойчивость к стрессу, быстрота, решительность, активность.
Круг - легко устанавливает поверхностные контакты. Возбудимый. Истощаемый, мягкий чувствительный тип.
Квадрат - интровертированный тип, последовательность в принятии решений, склонность к техническим видам деятельности.
Нет рук или ног - защитные реакции, отказ от контактов.
Руки или ноги состоят из нескольких элементов - высокая двигательная активность, хорошо развитый «ручной интеллект», склонность к занятиям спортом, танцам, рукоделием (тонкая моторика).
Руки подняты вверх - агрессия.
Предмет на голове - тревожность, скрытая агрессия.
Лицо непрорисованное – снижена потребность в общении;
прорисованное – общительность, эмоциональность.
Только глаза и уши – тревожность.
Голова – в норме в виде круга. В виде треугольника и квадрата – протестные реакции.
Наличие шеи говорит о чувствительности, ранимости, обидчивости.
Расчлененное тело или его отсутствие – психотравмирующий фактор.
Мелкий рисунок, особенно расположенный в нижней части листа – заниженная самооценка, скованность.
Подсчитывается количество треугольников, кругов и квадратов и записывается в виде трехзначного числа.
К первому типу относятся все формулы, начинающиеся на 9,8, 7, 6. Это люди с высоким уровнем притязаний, стремлением к доминированию и хорошими коммуникативными способностями. У них сильная нервная система . они разбираются в людях, умело классифицируют и перерабатывают информацию. Тип руководителя, хорошие преподаватели.
Второй тип. Формулы, начинающиеся на 5. Это – ответственный исполнитель, обладающий организаторскими способностями. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность. Неконфликтен. Интуитивен. Проявляет высокую требовательность к себе и другим, часто работают за пределами своих возможностей. Характерна психологическая защита по типу самообвинения. Склонны к заболеваниям психосоматического характера.
Третий тип. Формулы, начинающиеся на 4. Тревожно-мнительный тип. Отличается разнообразием интересов и талантов. Возможны трудности адаптации, склонность к индивидуальной работе. Нерешительность, неуверенность в себе, ранимость. Свойственны сомнения в своих силах и возможностях, не смотря на то, что у него получается все, за что берется.
Четвертый тип. Формулы, начинающиеся на 3. Тип ученого. Легко абстрагируется от реальности, рационален, объективен. Свойственна спонтанность и противоречивость поведения и деятельности. Продуктивен в условиях жесткой регламентации. Хорошо переключается с одного вида деятельности на другой. Психологическая защита по типу рационализации.
Пятый тип. Формула начинается на 2. Интуитивный тип. Отличается чувствительностью и истощаемостью нервной системы. Стремление к приукрашиванию, эстетизации действительности. Интерес к искусству и человеку. Легко вживается в различные
социальные роли. Тонко чувствуете все новое и необычное. Отзывчив. Не выносит посягательств на свою свободу.
Шестой тип. Формула начинается на 1. Эмотивный тип. Изобретатель. Конструктор, художник. Эмоционален. Одержим оригинальными идеями. Самооценка неустойчива. Демонстративность в поступках. Обладает богатым воображением. Также, как интуитивный тип, часто живет по своим законам, не приемлет контроля со стороны. Предпочитает самоконтроль.
Седьмой тип. Отсутствие кругов. Противоположность эмотивному типу. Эмоциональная холодность, неспособность понять переживания других людей. Но при этом прекрасные организаторские способности: может заставить других людей работать эффективно.
Цель: изучение тревожности, агрессивности, воображения, творческих способностей, самооценки.
Задание: придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем.
После окончания работы можно задать уточняющие вопросы: «Где живет твое животное?», «Что оно ест?», «Есть ли у него враги?», «Оно боится кого-то? (или что-то)», «Оно одно на свете или их много?», «Есть ли у него друзья?», «Оно доброе или злое?».
Анализ рисунка:
Расположение рисунка в левой части листа: маленький рисунок, колеблющиеся, прерывающиеся линии, несоединенные углы, резко продавленные линии – показатель тревожности.
Слабая, паутинообразная линия, малый объем детали фигур – показатель сниженного настроения, депрессивности.
Шипы, когти, зубы говорят о скрытой или явной агрессии.
Если в целом животное выглядит скорее добрым, чем злым, то все эти страсти говорят о защитном характере агрессии. О защите от внешних влияний также говорят всяческие панцири, толстая
штриховка контуров животного, шипы, находящиеся на спине (защита от взрослого). Если шипы направлены вперед – ребенок склонен к физической агрессии. Острые зубы – вербальная агрессия.
Перья, пышная грива, крылья могут означать желание выделиться, привлечь к себе внимание. Если хвост повернут вправо – ребенок оценивает свои действия, влево – свои мысли и слова. Хвост морковкой – положительная оценка, опущенный вниз – негативная. Если четко, резко прерывистая радужка глаз – ребенок склонен к каким-то страхам. Если рисунок маленький, состоит из малого числа элементов, это может говорить о комплексе неполноценности, боязни ошибиться, пониженной жизненной энергии, усталости.
Если фигура похожа на круг, это может свидетельствовать о замкнутости ребенка, о его скрытности.
Если рисунок простенький, похожий на известные персонажи, или название ребенка повторяют известные с небольшим изменением, необходимо развивать воображение и творческие способности.
Предложить учащимся несколько шкал (количество их и название – на выбор педагога или после обсуждения с детьми). Длина шкалы 10 см.
Самые самые самые самые самые
Счастливые красивые способные уверенные общительные
Самые самые самые самые самые
Несчастные некрасивые неспособные неуверенные необщительные
Инструкция: На первой шкале все люди на свете: от самых несчастных до самых счастливых (движение руки снизу вверх); от самых счастливых до самых несчастных (движение руки сверху вниз). На самом верху находятся самые счастливые, в самом низу – самые несчастные. Где вы среди этих людей?
Отметьте черточкой на первой шкале. И так далее по каждой шкале.
Обработка результатов: Находим середину шкал и проводим горизонтальную линию. Обратить внимание на тех детей, показатели которых находятся ниже горизонтальной линии.
Примеры антонимов: добрый – злой, хороший - плохой, умный – глупый, сильный – слабый…
Цель: изучение позиции ребенка по отношению к коллективу.
Учащимся предлагается три возможных варианта взаимоотношений с коллективом.
А Б В
![]() |
![]() |
![]() |
Задание: из трех вариантов выбрать один, который тебе ближе.
А: «Я» – член коллектива
Б: «Я» – в центре коллектива (стремление к лидерству)
В: «Я» – вне коллектива (тревожащий вывод. Ребенок может уйти из детского объединения)
Цель: узнать о взаимоотношениях в коллективе с позиции детей.
Задание 1: На листе А – 4 нарисуйте в центре круг и поставьте в нем букву «Я». Это – Вы. На пространстве листа кругами
изобразите всех членов вашего коллектива. Внутри каждого круга поставьте имя того человека, который здесь находится.
Задание 2: Соедините «Я» с другими кружками, следующими линиями:
-
![]()
если отношения с этим человеком
тебя радуют
-
![]()
если удовлетворяют
- хотелось бы улучшить
- тревожат
Анализируя рисунки воспитанников, педагог получит много информации об отношениях в детском коллективе.
1. Есть ли у тебя трудности в общении?
а) со сверстниками
б) с учителями
в) с родителями
г) с другими членами семьи
д) с друзьями во дворе
2. Если есть, то в чем они заключаются?
а) мало или нет друзей
б) обижают, дразнят
в) воруют вещи
г) бьют
д) не понимают место внутреннего мира
е) нет общих интересов
ж) заставляют что-либо делать
з) держат в страхе
и) мне неинтересно с ними
к) требуют только хороших оценок
л) не видят моих хороших качеств
3.К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?
а)к товарищу по классу
б) к товарищу вне класса
в) к маме
г) к отцу
д) к другому родственнику
е) к учителю
Анкета может использоваться в работе с учащимися от 3 – 4 класса до 8 – 9.
2.7. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ХАРАКТЕРА
Написать 15 деловых качеств и предложить отметить из них наиболее устойчивых для себя:
1. самостоятельность
2. творческий подход к делу
3. инициативность
4. старательность
5. аккуратность
6. исполнительность
7. дисциплинированность
8. усидчивость
9. добросовестность
10. трудолюбие
11. оперативность
12. настойчивость
13. работоспособность
14. ответственность
15. организованность
ОБРАБОТКА ДАННЫХ:
Преобладание качеств № 1 – 3 свидетельствует о творческом комплексе
№ 4 – 10 об исполнительском
№ 11 – 15 об организаторском.
Задание: из трех вариантов выбрать один, который тебе ближе.
А: «Я» – член коллектива
Б: «Я» – в центре коллектива (стремление к лидерству)
В: «Я» – вне коллектива (тревожащий вывод. Ребенок может уйти из детского объединения)
На основании наблюдений для каждого ребенка отметить в таблице характерное для него отношение к труду, умение работать сообща. Проанализировать данные таблицы, сделать выводы о преобладающем в данном детском объединении типе отношений к труду, наличие навыков коллективной деятельности, самостоятельности и ответственности при выполнении трудовых заданий.
|
№ п/п |
Ф.И. |
Любит трудиться, доводит дело до конца |
Неохотно берется за дело, но доводит до конца. |
Неохотно берется за дело, не доводит до конца. |
Пренебрежительно относится к труду |
Работает по настроению |
Предпочитает работать в одиночку |
Проявляет самостоятельность |
Не самостоятелен |
Предпочитает коллективную работу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Понятийный словарь
Личность – это человек с его социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами и особенностями (характером, способностями, своеобразием потребностно-мотивационной, познавательной и эмоционально-волевой сфер).
Индивидуальность - это совокупность психологических особенностей конкретного человека , составляющая его своеобразие и отличающая его от других людей. Индивидуальность выражается в чертах темперамента, характера, особенностях психических процессов, индивидуальном стиле деятельности.
Потребность – это объективная нужда человека в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие.
Мотивы – это побуждение к деятельности.
Мышление – это психический процесс опосредованного и обобщенного познания мира.
Способности – такие индивидуальные особенности человека, которые являются условием успешного выполнения им какой-либо одной или нескольких деятельностей.
Развитие – единственный процесс, захватывающий все стороны человеческого существа.
Список литературы:
1. Бондаревская Е.В., Личностно-ориентированный подход, как технология модернизации дополнительного образования, // Методист, 2003, №2.
2. Дубровина И.В., Практическая психология образования – Москва, 1997.
3. Ерофеева Н.Ю., Иванченко С.Н., Лизинский В.М., Левит М.В., Морозова Т.В., Плахова Л.М., Полянская Н.Я.. Педсовет: идеи, методики, формы, Москва, - 2003.
4. Кан-Калик. Учителю о педагогическом общении. Москва, 1987.
5. Курносова Л.А., Что такое личность, // Классный руководитель, 2001, № 7.
6. Немов Р.С., Психология в 3 т.т.- Москва 1995.
7. Сантбаева Э.Р., Учитель: восхождение к профессионализму. - Оренбург, 1997.
8. Соколова Н.А., Методологические основы педагогики дополнительного образования детей, // Дополнительное образование, 2003, №1.
9. Фришман И.И., Методика работы педагога дополнительного образования. Москва. 2001.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.