Психологические особенности принятия УР в коллективе.
Умение руководителя направлять групповой потенциал на реализацию принятых решений гарантирует достижение цели.
В каждой организации существуют формальные и неформальные группы. Формальными группами в организации являются структурные подразделения, а неформальные создаются самими членами организации в соответствии со взаимными симпатиями, привычками и интересами.
Большинство из существующих определений группы носит описательный характер, фактически перечисляя ее свойства. Например, французские социальные психологи Д.Анзье и Ж.Мартен называют следующие свойства группы:
а) ограниченное число членов, такое, чтобы каждый из них был способен выработать индивидуализированное представление обо всех остальных;
б) совместное активное достижение относительно постоянной общей цели, которая оценивается как именно как цель группы;
в) эмоциональные взаимоотношения между членами группы, возможность возникновения подгрупп на основе выраженной симпатии или антипатии;
г) сильная взаимозависимость образующих группу лиц, связанных чувством солидарности и морального единства даже вне совместных действий;
д) дифференциация ролей между членами группы;
е) выработка общих культурных норм и специфической групповой культуры.
Факторы, влияющие на деятельность группы:
§ характеристика членов группы (способности человека, образование, личность, привычки, предпочтения, увлечения, работоспособность и др.)
§ характеристика взаимоотношений в группе (статус и роли членов группы, влияние друг на друга, симпатии и антипатии между членами группы, нормы поведения, коммуникации)
§ характеристика ситуации (задачи, проблемы, цели группы, ее размер, система распределения вознаграждения в группе и др.)
Иерархические, организованные группы лучше решают определенные задачи, и хуже ─ вероятностные, неопределенные. В таких группах руководитель (лидер) имеет гораздо больше возможностей компенсировать недостаточную компетентность группы при принятии управленческих решений. Основу социальных методов управления в таких группах составляют законы теории организации.
При разработке и реализации УР руководитель любого уровня должен учитывать, что каждый работник – это:
во-первых, ─ индивид, имеющий свои характерные особенности;
во-вторых, – специалист, желающий выполнять работу по специальности;
в-третьих, – член группы, играющий в ней определенную роль;
в-четвертых, – просто человек, который учится и к чему-то стремится.
Социально-психологическая согласованность интересов работника, коллектива и организации обеспечивает успешность разработки, принятия и реализации УР.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.