Психологические особенности современных детей. Познавательные потребности и способности обучающихся. Критериальное оценивание.

  • docx
  • 28.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Критериальное оценивание.docx

Султангулова Лениана Павловна,

учитель ВКК МАОУ-СОШ № 93

г. Екатеринбург

 

          Психологические особенности современных детей.

Познавательные потребности и способности обучающихся. Критериальное оценивание.

 

1. Психологические особенности современных детей

Согласно теории поколений Нила Хау и Уильям Штрауса, современные школьники принадлежат к поколению Z или зумерам (от 15 лет) и поколению альфа (до 15 лет).

Особенности детей поколения Z:

·        Это первое поколение, не видевшее мир без компьютеров и технологий.

·        Менее склонны к раннему началу самостоятельной жизни (в т.ч. из-за нестабильной экономической обстановки)

·        Главная мотивация данного поколения – интерес. Если нет интереса, то концентрация внимания низкая.

·        Для зумера важно понимать, что и зачем он делает. Он не будет делать что-то, просто потому что «должен».

·        Поколение Z не принимает авторитетов. Уважают человека за личные качества, а не возраст или статус.

·        Не любят расписания и нормированный учебный день, не стремятся «перевыполнить план».

·        Мыслят краткосрочными перспективами и не привыкли загадывать на будущее, т.к. оно быстро меняется.

Как их учить?

·        Переход от теории к практике. Необходимо знания для реализации конкретных задач.

·        Визуальные методы представления информации. Иллюстрации, инфографика, схемы, видео, интеллект-карты, таймлайны, скетчноутинг и т.п.

·        Использование гаджетов. Используйте как можно больше новых технологий в обучении.

·        Персонализация и создание безопасной обстановки. Адаптация материала, бережное отношение, честная дискуссия, открытая среда для критического взаимодействия.

·        Деление задач и похвала даже за небольшие достижения. Подростки испытывают значительные трудности при обработке больших объемов информации.

Особенности детей поколения Альфа:

·        Цифровая интеграция с рождения. Они воспринимают технологии как естественную часть жизни, а не как инструмент. 

·        Глобальное мышление и экологическая осознанность. С раннего возраста альфа-дети сталкиваются с информацией о проблемах планеты, что формирует экологическую сознательность. Они чаще задумываются о переработке отходов, сохранении ресурсов и устойчивом развитии. 

·        Образование через технологии. Альфа-дети учились через онлайн-платформы, интерактивные приложения и виртуальные классы. Это формировало у них образовательную гибкость, но также создавало вызовы: сокращение живого общения с учителями и сверстниками. 

·        Креативность и индивидуализм. Социальные сети, такие как TikTok и Instagram, поощряют альфа-детей создавать контент, экспериментировать с форматами и находить свою аудиторию. Это поколение не боится выделяться и стремится к уникальности. 

·        Социальная изоляция и эмоциональные вызовы. Из-за активного использования технологий альфа-дети могут испытывать недостаток живого общения. Они больше времени проводят в виртуальном мире, что затрудняет развитие социальных навыков и эмоционального интеллекта. 

·        Ранняя вовлечённость в потребительскую культуру. Альфа-дети становятся активными потребителями уже в раннем возрасте и значительно влияют на семейные покупки, начиная от игрушек, заканчивая продуктами питания.

Как их учить?

·        Яркая особенность альф – они более свободные и гибкие, им важно, чтобы к ним прислушивались, уважали, воспринимали как равных, признавали их уникальность.

·        Не склонны воспринимать серьезную информацию с серьезным видом, они вообще не воспринимают все слишком серьезно. Хотите привлечь их внимание - говорите с юмором, элементами игры даже о важном.

·        Чем проще и понятнее подан материал - тем лучше. При этом важен аудио- и визуальный контент – качественный и динамичный.

·        Альфам важнее не чтобы похвалили, им важно получить удовольствие от урока, эмоциональный заряд.

·        Для них ценны знания, которые можно применить здесь и сейчас. Английский - для путешествий или, чтобы понимать зарубежные клипы, а не «чтобы развиваться». Русский - чтобы грамотно писать посты в соцсетях.

·        Им нужен учитель – навигатор в мире знаний и возможностей. При этом педагог должен быть интересен так же, как блогеры, которых дети постоянно смотрят: со своими увлеченностями и фишками.

Одним из требований к педагогическим кадрам в условиях реализации ФГОС является владение навыками формирующего оценивания.

2.      Познавательные потребности и способности обучающихся. Критериальное оценивание.

Формирующее оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося и не предполагает, как сравнения результатов, продемонстрированных разными обучающимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного обучающегося, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, таким образом, оценивание направлено на формирование и развитие личности обучающегося.

Ключевые принципы формирующего оценивания:

·        должно помогать ребенку учиться более эффективно и продуктивно;

·        может быть и балльным, и вербальным;

·        проводится на основе совместно разработанных учителем и учениками критериев;

·        позволяет сравнивать новые образовательные результаты ребенка с предыдущими образовательными результатами;

·        невозможно без обратной связи.

Формирующее оценивание позволяет обучающемуся:

ü учиться на ошибках;

ü понять, что важно и что у них получается;

ü обнаружить, чего они не знают и не умеют делать.

При этом обучающийся:

ü видит свой учебный прогресс;

ü чувствует ответственность за свою учебную работу, стремится выполнять ее качественно;

ü понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием;

ü формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они;

ü может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы.

 

Формирующее оценивание позволяет учителю:

ü четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

ü сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

При этом педагог:

ü становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний.

Алгоритм осуществления технологии формирующего оценивания:

Шаг 1. Спланировать образовательные результаты обучающихся по темам.

Шаг 2. Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности обучающихся.

Шаг 3. Сформировать задачи урока как шаги деятельности обучающихся.

Шаг 4. Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности обучающихся на уроке.

Шаг 5. Оценивать деятельность обучающихся по критериям.

Шаг 6. Осуществлять обратную связь: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель.

Шаг 7. При оценивании сравнивать данные результаты достиженийобучающихся с предыдущим уровнем достижений.

Алгоритм работы по технологии критериального оценивания

1.     Определить цели и задачи учителя и ученика при изучении данной темы, в соответствии с требованиями к результатам освоения ООП

2.     Подобрать или составить задания, которые помогут сформировать компетенции в соответствии с кодификатором планируемых результатов и результатов освоения учебных программ

3.     Определить критерий оценивания задания

4.     Разработать рубрикатор для оценивания уровней сформированности компетенций

 

Список литературы

1.     Психологические особенности поколения Z. URL: https://ncbgd.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_3409141.pdf (дата обращения: 14.05.2025).

2.     Поколение альфа: кто это и какое будущее их ждет. URL: https://blog.itgen.io/pokolenie-alfa-kto-jeto (дата обращения: 14.05.2025).

 

3.     Петрова О.В., Кузнецова В.А. Научно-методическое обеспечение внедрения технологии формирующего и критериального оценивания в школе // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2019. №3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-obespechenie-vnedreniya-tehnologii-formiruyuschego-i-kriterialnogo-otsenivaniya-v-shkole (дата обращения: 14.05.2025).

4.     Критерии оценивания по химии. URL: https://sh19.ru/wp-content/uploads/2020/02/Критерии-оценивания-по-химии.pdf (дата обращения: 14.05.2025).

5.     М. Лебедев. Рубрика для критериального оценивания: что такое и как ее составить. URL: https://skillbox.ru/media/education/rubrika-dlya-kriterialnogo-ocenivaniya-chto-eto-takoe-i-kak-ee-sostavit/ (дата обращения: 14.05.2025)