Психологические игры и упражнения для тренингов: Деловые игры и упражнения
Оценка 5

Психологические игры и упражнения для тренингов: Деловые игры и упражнения

Оценка 5
Занимательные материалы +5
docx
Междисциплинарный 4
9 кл—11 кл +1
02.03.2019
Психологические игры и упражнения для тренингов: Деловые игры и упражнения
Деловая игра – моделирование процессов и механизмов принятия решений. В процессе игры участники анализируют ситуацию, принимают и обсуждают решения, а также вступают между собой в определенные отношения, которые могут носить характер соперничества, сотрудничества, формального взаимодействия и т. д. В данной публикации представлены: игра «Выкиньте свои проблемы», различные варианты упражнения «Звездный час».
деловая игра.docx
Психологические упражнения для тренингов: деловые игры, упражнения (1) В данной публикации представлены: игра «Выкиньте свои проблемы», различные варианты упражнения «Звездный час» Что значит деловая игра Деловая   игра   –   моделирование   процессов   и   механизмов   принятия   решений.   В деловой   игре   процесс   выработки   решений   происходит   в   условиях   поэтапного, многошагового   уточнения   необходимых   факторов,   анализа   информации,   поступающей дополнительно и вырабатываемой в ходе игры. В процессе игры участники анализируют ситуацию,   принимают   и   обсуждают   решения,   а   также   вступают   между   собой   в определенные отношения, которые могут носить характер соперничества, сотрудничества, формального взаимодействия и т.д. Для деловых игр характерно:  жизненность и типичность ситуаций, рассматриваемых в ходе игры;        регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры; конфликтность   и   скрытые   резервы.   Как   известно,   отсутствие   конфликтности исключает саму постановку проблемы, а отсутствие резервов не позволяет решить ситуацию; отсутствие   полной   информации, неопределенности, в ситуации риска или противодействия;   т.е.   принятие   решения   в   условиях влияние   принятых   ранее   решений   на   изменение   обстановки   в   последующие моменты; действующие лица: участники и ведущие; наглядность последствий принимаемых решений; определенные правила и регламентация игры. Деловая игра  дает  участникам  возможность  увидеть  результаты  своих  действий, сравнить их с результатами других участников и в случае необходимости скорректировать свое решение. Порядок проведения деловой игры В деловой игре выделяют следующие этапы: 1. Введение в игру. 2. Разделение участников на группы. 3. Изучение ситуации. 4. Обсуждение ситуации в группах. Разработка групповой структуры. 5. Игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, его оформление). 6. Подведение   итогов   игры.   Анализ   деятельности   групп.   Оценка   эффективности работы участников и групп. 7. Разбор оптимального варианта. 8. Общая дискуссия. Введение в игру: этот этап помогает участникам понять цель игры и основные правила ее проведения. Разделение участников на группы: оптимальный размер группы – 3­5 человек. Желательно,   чтобы   участники   группы   были   равны   по   социальному   статусу, интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы. Изучение   ситуации:   для   изучения   ситуации   участники   получают   необходимую информацию   от   ведущего,   а   также   обеспечиваются   дополнительной   информацией (например, правовыми или экономическими документами). Обсуждение   ситуации   в   группах:   в   процессе   этого   этапа   задача   ведущего   – управлять   работой   групп,   помогая   отстающим   группам,   консультируя   участников   по вопросам,   возникающим   у   них   в   процессе   обсуждения.   Для   содействия   в   управлении группами   ведущий   может   прибегнуть   к   помощи   наблюдателей   (ассистентов, консультантов), которые бы фиксировали особенности поведения участников и помогали бы им эффективно взаимодействовать. Важным   моментом   является   фактор   времени.   Конечно,   не   стоит   постоянно напоминать   участникам,   сколько   времени   осталось,   однако   было   бы   разумно,   если   в кабинете, где проводится игра, висели часы. Игровой   процесс:   после   изучения   ситуации   начинается   сам   процесс   игры, заключающийся в продуцировании участниками возможных решений поставленной задачи, их анализе, выработке общего заключения. Вся информация, отражающая деятельность групп, по необходимости заносится в специальные протоколы, которые после игры обрабатываются и анализируются ведущим и ассистентами. Например,   анализируются   стратегии   взаимодействия,   эффективность взаимодействия, количество выдвинутых решений, степень реалистичности решений и т.д. Подведение итогов игры: на этом этапе проводится анализ деятельности групп и оценка   принятых   ими   решений.   Группы   сравнивают   свою   стратегию   и   стратегию конкурентов, на собственном опыте наблюдают эффективность разных стратегий принятия решений. Разбор   оптимального   варианта:   после   анализа   деятельности   групп   важным является вынесение единого, правильного (эффективного) решения конкретной ситуации, соотнесение его с реальными обстоятельствами, обоснование принятия этого решения. Общая дискуссия: целью дискуссии является закрепление принятого решения, а также заострение внимания участников на возможности переговоров, взаимодействия  в решении многих актуальных проблем. Роль ведущего в деловой игре Роль ведущего при проведении игры весьма многогранна: до игры – он инструктор, в процессе   игры   –   консультант,   по   ее   окончании   –   судья,   и,   наконец,   –   руководитель дискуссии. Все это требует от ведущего соответствующих знаний, умений и навыков. Ведущий должен чувствовать специфику данной формы групповой работы. Игра – это живое моделирование реально происходящих  процессов и  ситуаций  жизни, и  здесь инструкциями и правилами ход игры предусмотреть невозможно. Каждый раз одна и та же игра (по сюжету и правилам) проходит иначе, и главная роль в этом – роль ведущего. Несмотря   на   то,   что   ведущий   должен   управлять   процессом,   ему   не   следует вмешиваться в игру. Следует предоставить участникам допустимую самостоятельность. Лишь в тех случаях, когда игра заходит в тупик, можно дать совет, устранить неясность, но не стоит помогать участникам принимать решения. Игра   должна   проходить   в   атмосфере   творчества,   эмоционального   подъема, психологической безопасности, поскольку она является ценным опытом межличностного и межгруппового   взаимодействия,   усвоение   которого   может   стать   очередным   шагом   к выработке навыков эффективного существования в социуме. Ролевая игра «Выкиньте свои проблемы» Данное упражнение хорошо активизирует и стабилизирует эмоциональное состояние Большинство   людей   постоянно   сталкиваются   с   различными   проблемами производственного или личного характера. Вам предлагается решить проблемы сегодня. Каждый участник формулирует такие проблемы и записывает свои проблемы на листке бумаги. Затем все комкают листки и выкидывают их в корзину. После того, как все бумажки   собраны,   образуйте   группы   из   двух   человек.   По   одному   человеку   из   группы вынимают записки из корзины. Так у каждой группы появляется «вытянутая» проблема, группе дается 3­5 минут, чтобы записать и обсудить возможные ее решения. Затем   каждая   группа   излагает   свою   проблему   и   оглашает   решения.   Остальные участники игры могут сделать добавления по поводу новых предложений. Упражнение «Звездный час» Цель: помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной   профессиональной   деятельности   для   человека   и   соотнести   эти   смыслы   со   своим собственным представлением о счастье. Более   оптимально   проводить   упражнение   в   подгруппе.   По   времени   оно   может занять   около   20­40   минут,   но   если   получится   интересная   дискуссия,   то   времени потребуется больше. В самом общем плане участники игры пытаются выделить и обсудить различные «радости»   жизни   и   работы,   наиболее   характерные   для   представителей   тех   или   иных профессиональных и социальных групп общества. Возможны   различные   варианты   проведения   упражнения.   Во­первых,   можно рассмотреть   «звездные   часы»   для   типичных   профессиональных   стереотипов   (для типичного ученого, типичного продавца, типичного таксиста...), а можно рассмотреть и стереотипы  более  широкого плана  (типичного   «нового русского»,  типичной  «шикарной женщины», типичного «супермена», типичного «пьяницы»,. типичного «простого человека» и т.п.). Во­вторых,   варианты   проведения   упражнения   могут   быть   разными   по   форме   и процедуре. 1 вариант (основные этапы проведения): 1. Участники   рассаживаются   в   круг   и   совместно   определяют,   какой профессиональный стереотип (или социальный стереотип) они будут обсуждать. К примеру, все сошлись на профессиональном стереотипе типичного «бармена». 2. Далее   ведущий   даст   участникам   следующее   задание:   «Сейчас   каждый   из   нас попробует   представить,   какие   самые   приятные,   радостные   минуты   в   жизни типичного   бармена   (у   каждого   может   быть   свое   собственное   представление   об этом). Далее все мы по очереди кратко выскажем свои предположения, после чего обсудим, чьи же представления оказались наиболее реалистичны, т.е. в наибольшей степени соответствуют счастью большинства барменов...». 3. Участники по очереди говорят о своих представлениях, о «звездном часе» бармена. Ведущий   при   этом   не   должен   как­то   критиковать   эти   представления.   В подростковых (а часто и во взрослых) аудиториях достаточно возможны шутки и некоторая ирония по отношению к «счастью» стереотипов, особенно, стереотипов неординарных, но находящихся у всех на виду... Мы считаем, что это нормально, ведь нередко с помощью шутки можно понять гораздо больше, чем в серьезных обсуждениях...   Высказывания   участников   могут   повторяться,   хотя   было   бы интереснее   называть   разнообразные   проявления   радости   для   данного профессионала, что позволило бы более полно понять эту профессию. Естественно, ведущий   не   должен   допускать   перерастания   шутки   в   откровенную   грубость   и «зубоскальство». 4. Далее организуется обсуждение, чьи же представления о самом большом счастье для   бармена   оказались   наиболее   характерными   и   правдивыми.   Поскольку   такие представления им носят в основном нон субъективный и характер, то не следует стремиться к полной «объективности» обсуждения. Ведущий должен быть готов согласиться даже с теми мнениями, которые сам не разделяет. Смысл упражнения – не столько в том, чтобы познакомить у участников и кон с «правдой», сколько в том, чтобы актуализировать их представления о «радостях» того или иного труда и, лишь по возможности, в тактичной и ненавязчивой форме, подкорректировать эти представления. 2 вариант: 1. Участники разбиваются на группы по 3­5 человек (микрокоманды). 2. Определяются наиболее интересные для всех профессиональные (или социальные) стереотипы по числу игровых микрокоманд. 3. Каждая   группа   берет   для   рассмотрения   какой­то   один   стереотип.   Необходимо примерно за 7­10 минут выделить 3­5 наиболее характерных для этого стереотипа радостей   (ради   чего   представители   данной   профессии   или   социальной   группы вообще живут, что для них самое главное в жизни...). Желательно, выписать все это на листочке и определить человека, который сумел бы кратко рассказать о том, к чему пришла микрогруппа. 4. Далее по очереди представители микрогрупп выступают (зачитывают свои варианты профессионального счастья) и после каждого выступления организуется небольшое обсуждение. Кто­то задает уточняющие вопросы, кто­то высказывает свое мнение. Если   окажется,   что   представления   о   счастье   будут   диаметрально противоположными,   то   удивляться   этому   не   следует,   но   участникам,   для обострения   дискуссии   все   же   можно   предложить   определить   что­то   наиболее характерное и, следовательно, менее противоречивое. Разновидностью 2­го варианта упражнения является такая его организация, когда микрокоманды обсуждают только один профессиональной (или социальный) стереотип и в ходе   общей   дискуссии   определяют,   чье   представление   о   радостях   данного   стереотипа является   наиболее   полным   и   правильным.   Нередко   оказывается,   что   в   разных микрогруппах некоторые представления сильно совпадают. 3 вариант: 1. Участники разбиваются на микрогруппы. В каждой микрогруппе сами участники определяют   (загадывают)   наиболее   интересный   для   себя   профессиональный   или социальный  стереотип,  но  так,  чтобы  никто  пока   об  этом  не  знал   (случайно  не услышал...). 2. Задание   каждой   микрогруппе:   «В   течение   10   минут   совместными   усилиями необходимо   придумать,   а   потом   кратко   представить   сценку   из   жизни   (или   из профессиональной   деятельности)   загаданного   стереотипа,   которая   отражала   бы самые прекрасные мгновения его существования». 3. По   очереди   микрокоманды   проигрывают   счастливые   мгновения   из   жизни стереотипов   (время   на   одно   проигрывание   –   не   более   5­7   минут).   А   остальные пытаются   угадать,   о   каком   стереотипе   идет   речь.   Отгадывание   происходит   в небольшой   общей   дискуссии,   организуемой   сразу   после   проигрывания   сценки. Главные игроки (только что проигравшие эту сценку) в дискуссии не участвуют и, чаще всего, с интересом наблюдают за высказываниями своих товарищей, ведущий выписывает   на   доске   наиболее   «прозвучавшие»   (принятые   многими)   варианты отгадок. Можно да же ограничить число таких вариантов, например, двумя­тремя. 4. После   этого   называется   загаданный   стереотип,   и   дискуссия   может   вновь возобновиться,   например,   кто­то   может   не   согласиться   с   тем,   как   представила данный стереотип микрокоманда. 4 вариант – «Хвастуны»: 1. Каждому   игроку   дается   задание:   «Придумать   наиболее   интересный   для   себя профессиональный или жизненный стереотип. На отдельном листочке в течение 5­7 минут написать название этого стереотипа и выписать 2­3 наиболее характерных счастливых мгновений из жизни этого стереотипа (это своеобразная разминка перед основным упражнением). Предлагается каждому представить себя на месте этого стереотипа с тем, чтобы в игровом ситуации рассказать кому­то о том, как у него все прекрасно, т.е. похвастаться, какой Он молодец и как у него все здорово...». Важно подумать и о том, как (с помощью каких слов и типичных манер поведения) убедительнее представить загаданный стереотип. 2. Далее   выбираются   два   игрока­добровольца   и   разыгрывают   небольшую   сценку   в течение 5­10 минут, в которой по очереди , а может даже и мешая друг другу (как в жизни), начинают хвастаться своей прекрасной жизнью и работой, но называя не саму работу, а наиболее характерные радости с этой работой связанные. В этом своеобразном соревновании необходимо сыграть более счастливого человека. 3. После   этого   каждый   пытается   с   двух   попыток   назвать   (угадать)   тот   стереотип, который   изображался   его   напарником,   а   дальше   организуется   небольшое   общее обсуждение   того,   насколько   достоверно   удалось   каждому   изобразить   свой загаданный   стереотип.   При   этом   важно   учесть   не   только   слова   и   факты, подтверждающие   «счастье»   да   иного   стереотипа,   но   и   саму   манеру   разговора, интонации и прочие характерные для разных стереотипов проявления (если ведущий напомнит и об этом, то обсуждение получится нанемало полезнее и интереснее). Нам   представляется,   что   разыгрывание   и   обсуждение   (попытка   попять) профессиональные   различные   и   жизненные   стереотипы   являются   очень   важной   частью работы   профконсультанта.   Ведь   во   многих   случаях   консультант   реально   выходит   на проблемы не столько чистой профориентации (помощи в выборе конкретной профессии, места   учебы   или   работы),   сколько   на   проблемы   на   хождения   смысла   своей   жизни, связанного с той или иной деятельностью. Но такая деятельность не обязательно является только   профессиональной.   Нередко   человек   реально   выбирает   не   столько   профессию, сколько   образ   (или   стиль)   жизни,   тот   или   иной   социальный   стереотип,   ту   или   иную социальную   роль.   К   примеру,   кто­то   выбирает   профессию   не   потому,   что   его   при привлекает   сам   характер   данного   труда,   а   потому,   что   позволяет   иногда   пройтись   в норковой шубе по улице столько ради этого многие живут или мечтают жить!), или ради того, чтобы непременно, прославиться (неважно, как лишь бы все о тебе знали), или чтобы очень­очень немало  зарабатывать  (вчера  – партийный  работник  со льготами,  сегодня  – высокопоставленный чиновник­взяточник) или чтобы непременно «бывать за границей» и т.п. Естественно можно привести немало и приятных примеров, когда человеку удастся даже,   во   внешне   непривлекательной   (не   престижной   на   данный   момент)   профессии находить для себя важные и благородные смыслы, развивать и реализовывать лучшие свои возможности. Это касается не только изначально «благородных» низов труда (учителей, социальных работников, врачей...), но даже таких, где соблазн стать подлецом очень велик. Можно даже вообразить себе ситуацию, что кто­то, как раньше, захочет «быть там, где труднее всего» и специально изберет для себя наиболее трудные («соблазнительные») в этом   плане   профессии   (как   своеобразные   «испытания»   своей   совести)   и   только   таким образом сумеет возвысить свой дух...

Психологические игры и упражнения для тренингов: Деловые игры и упражнения

Психологические игры и упражнения для тренингов: Деловые игры и упражнения

Психологические игры и упражнения для тренингов: Деловые игры и упражнения

Психологические игры и упражнения для тренингов: Деловые игры и упражнения

Психологические игры и упражнения для тренингов: Деловые игры и упражнения

Психологические игры и упражнения для тренингов: Деловые игры и упражнения

Психологические игры и упражнения для тренингов: Деловые игры и упражнения

Психологические игры и упражнения для тренингов: Деловые игры и упражнения

Психологические игры и упражнения для тренингов: Деловые игры и упражнения

Психологические игры и упражнения для тренингов: Деловые игры и упражнения

Психологические игры и упражнения для тренингов: Деловые игры и упражнения

Психологические игры и упражнения для тренингов: Деловые игры и упражнения

Психологические игры и упражнения для тренингов: Деловые игры и упражнения

Психологические игры и упражнения для тренингов: Деловые игры и упражнения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.