Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • docx
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебная деятельность преподавателя и учащихся на занятиях физической культурой обладает своей спецификой и предъявляет особые требования к методике профессионально-педагогического общения. В чем заключается специфика организации занятий физической культурой: место проведения урока (зал, площадка, коридор, стадион); специальная одежда и обувь; температурные условия; вариативные взаимодействия друг с другом; многообразие двигательных ощущений; Специфика деятельности на уроке физической культуры: регламентированность: подчинять деятельность точно установленным правилам (время урока 40 минут, структура урока, фиксация времени выполнения упражнений,определение количества повторений упражнений, соответствие технике выполнения упражнений, последовательность выполнения элементов и т.д.); деловитость: учитель выступает как личность значимая. Основной задачей общения является – продуктивное сотрудничество,а следствием – передача практического опыта; лаконичность - немногословность в изложении мыслей с использованием минимального количества слов (донести информацию до ученика
Иконка файла материала psiholo.docx
Добрышев С.А Психологические особенности профессионально­ педагогического общения на уроках физической культуры                                            Аннотация В   статье   рассматриваются   характерные     элементы   и психологические   аспекты   профессионально­педагогического   общения на уроках физической культуры. Ключевые слова: деятельность учителя, стиль общения, неречевое общение, терминология, познавательный компонент, регламентация. Не   является   открытием   то,   что   в   повышении   эффективности учебно­воспитательного процесса большую роль играет педагогическое общение. Учитель должен не только хорошо излагать материал и уметь преподать его, но и организовывать детский коллектив и устанавливать деловые взаимоотношения со своими подопечными. Коммуникативные способности   ­   это   очень   важная   составляющая   профессионального мастерства педагога. Учебная   деятельность   преподавателя   и   учащихся   на   занятиях физической   культурой   обладает   своей   спецификой   и   предъявляет особые   требования   к   методике   профессионально­педагогического общения. В чем заключается специфика организации  занятий  физической культурой: место проведения урока (зал, площадка, коридор, стадион); специальная одежда и обувь; температурные условия; вариативные взаимодействия друг с другом; многообразие двигательных ощущений; Специфика деятельности на уроке физической культуры: • регламентированность:   подчинять   деятельность   точно установленным  правилам (время урока 40 минут, структура урока, фиксация времени выполнения   упражнений,определение   количества   повторений упражнений,   соответствие   технике   выполнения   упражнений, последовательность выполнения элементов и т.д.); • деловитость:   учитель   выступает   как   личность   значимая. Основной задачей  общения   является   –   продуктивное   сотрудничество,а   следствием   –передача практического опыта; • лаконичность   ­  немногословность   в   изложении   мыслей   с использованием минимального   количества   слов   (донести   информацию   до   ученика кратко, понятно и доходчиво.) Отказ при выполнении упражнений от всех   лишних   движений   –   технически   правильно,   по   одной   линии,   в одном   темпе   и   т.д.   Ситуация   на   уроке   складывается   так,   что предисловие отвлекает от важной информации. Этим мы забираем свое время, силы и энергию у себя и учеников; • эмоциональность  ­похвала   и   порицание   ученика   ­«хорошо», «здорово»,  «вот   так»,   косвенное   одобрение   и   убеждение,   «плацебо»,   дружеская атмосфера, толерантность и т.д.; • императивный   тон   учителя   ­   повелительный:   «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»,   «Внимание»,   «На   старт!»,   «Марш!»,   «Сюда!»,   «Выше!», «Сзади!»; • незаконченность   фраз  («медленнее…?»   ­   «выполнять упражнение медленнее», «иди в шестой», «поменялись», «еще», «еще раз повторяем упражнение или комбинацию», «попеременное лидирование» ­ «бежать в колонне по одному с переменой лидера», «вдох­выдох» ­ «выполнять вдох­выдох»; «на местах» ­ «сейчас все остаются на местах», «линию» ­ «закроите блоком удар по линии в зону 5»; • терминология:«дриблинг»,   «хват   сверху»,   «блок­шот», «фартлек»,  «курбет»,   «сальто»,   «капитанский   подъем»,   «подрезка»,   «пенальти», «навес»   «ласточка»,   «захлест»,   «амплитуда»,   «жим»,   «подкат», «стойка», «крест», «волна», «растяжка», «мост», «полсетки»,   «атака барьера», «вертушка», «бабочка», «аут», «зона» и др. • неречевое   общение:  жесты:   руками   –   рука   вверх   учителя   ­ «Внимание­готовность»; рука вверх участника игры в баскетболе – «я свободен для передачи мяча» и др.; головой– покачивание ­«неважно выполняем»;   «кивок»   ­«все   хорошо»,   участник   игровых   действий показывает   головой   в   сторону   –   передача   «шире»,   «прострел»; пальцами ­  указательный вверх разыгрывающим в баскетболе – играеммимика:   губами(«О»­сыграем   обман); известную   комбинацию. бровями   (бровями   вверх   –   высокая   передача);  жестикулярно­ мимические   формы  ­     сочетание   жестов   и   мимики(«пас…пас»…,а потом   жест);  двигательные   (моторные)   формы  ­   хлопки   руками учителя – выполнение в таком ритме упражнения; в играх баскетбол и в гандбол ­ повторная передача или передача определенному игроку (центровому)   означает   начало   конкретной   комбинации;  звуковые формы: свисток – начало и остановка игры, выполнения упражнения, смены действий или направления движения, «хоп» или «хоо» ­ вместо «Марш!», «пас»; «раз, два, три» ­ 3­х ­ шажный ритм в прыжках в высоту   и   в   метании   мяча,   гранаты;  графические   формы  –   схемы расстановки   и   движения   игроков,   карточки   с   рисунками   заданий, «стрелки» в баскетболе ­ владение мячом команды и др.   эмоциональный   и   поведенческий. Также для урока физической культуры характерны три элемента профессионально­педагогического   общения   ­   это  информационно­ организующее,   аффективно­оценочное   и   регулятивно­оперативное. Данные   функции   напрямую   связаны   с   компонентами,   которые составляют   структуру   психолого­педагогического   общения: познавательный,   Элементы  профессионально­педагогического познавательного   компонента общения на уроке физической культуры образуют его информационно­ организующий вид, что связано с обменом информацией, сделанной совместной   деятельности   учениками   и   учителем   во   время   урока. Прежде   это   относится   к   объяснению   и   показу   учебного   материала, раскрытию   особенностей   ученика,   применение   знаний   о   социально­ психологической   сущности   личности   (учитель).У   учащихся   это   в полной   мере   должно   проявляться   в   активности,   инициативности, самопознании и самовыявлении, овладении самим собой, своей волей, своими чувствами и стремлениями, приобретении самых разных знаний о партнерах и о способах деятельности. Однако, наличие жесткой регламентации в построении урока и в обучении двигательным действиям, и в развитии физических качеств ограничивает   временные   рамки   развития   познавательной   активности учащихся   на   уроке   физической   культуры.   Раздел   программы   по физической культуре «Основы знаний» входит в процесс урока.частью   Составной  эмоционального компонента профессионально­педагогического   общения   и  его   аффективно­ оценочного  вида являются шутки во время урока. Причины для них разные, но они всегда сбрасывают напряжение во взаимоотношениях и избегают   конфликтных   ситуаций.   Внимание   и   оценка   одна   из   самых эффективных форм воздействия учителя на личность и деятельность своих воспитанников. На оценки учеников в большей степени влияет и их   пол   и   возраст.   Завышенная   либо   заниженная   самооценка юношей(мальчиков)   связана,   как   правило,   с   низким   уровнем   оценки другого.     Мальчики   более   возбудимы,   раздражительны,   беспокойны, нетерпимы,   не   уверены   в   себе   и   более   агрессивны,   чем   девушки (девочки).   При   оценке   результатов   их   деятельности   учителю необходимо   знать,   что   девушки   (девочки)   крайне   чувствительны   к интонациям, а юношам (мальчикам) важен результат их деятельности. Девушкам   (девочкам)   свойственны   спокойные   или   выдержанные   по правилам   игры,   юношам   (мальчикам)   присущи   шумные,   наполненные движением игры, дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии,   а   создает   у   них   положительный   эмоциональный   фон.   С возрастом   двигательная   активность   и   эмоциональность   на   уроках физической   культуры   не   падают,   как   пишут   и   говорят,   просто   они становятся более конкретно выраженными.  Урок физической культуры всегда несет эмоциональный заряд ­ положительный   или   отрицательный.   Нельзя   обойти   вниманием эмоциональные стороны личности учеников. И учителю надо считаться с   тем,   что   одни   слова   психологического   воздействия   подстегивают, активизируют   одного   и   обезоруживают   другого.   Для   проявления мастерства   учителя   важную   роль   играет   эмоциональная выразительность его речи, ее воздействие на эмоциональные чувства его учеников,   активизацию   их   деятельности   и   оптимизацию профессионально­педагогического   общения   в   целом.   В   связи   с   этим, немаловажную   роль   на   уроке   физической   культуры   играет  стиль общения учителя с учениками. Характерным стилем профессионально­ педагогического   общения   учителей   физической   культуры   является демократический,   имеет   место   либеральный   (играть   без   правил)   и авторитарный   («Делай   как   я»),   но   частота   и   интенсивность   ихиспользования   определяется   конкретным   индивидуальным   стилем взаимодействия   с   учениками.   Все   стили   общения   воздействуют   и   на трудовую реализацию учителяи на поведение воспитанников. Учитель физической   культуры   должен   общаться   с   учениками­спортсменами более   внимательно,   так   как   они   на   уроках   физической   культуры являются лидерами в классе и в большей степени влияют на общий тон профессионально­педагогического   общения,   но   доброжелательно относиться   ко   всем   ученикам,не   допуская   доминирования традиционных   способов   общения,   отличающимися формализмом, утилитаризмом и прагматизмом.   видами, На   уроках   физической   культуры   чаще   всего   встречаются элементы поведенческого компонента.  В совместной деятельности и общении   ученики   осваивают   не   только   коммуникативные   умения (умение   быстро   ориентироваться   в   ситуации   общения,   слушать   и говорить   и   т.д.),   но   и   умения   действовать   в   интересах   коллектива класса,   команды   (игровая   и   соревновательная   деятельность), соответственно   относиться   к   друг     другу   (уважение,   подражание), организовывать оптимальное общение (толерантность) с партнерами при выполнении упражнений. Оперативная связь учета реакции ученика и корректировка   собственных   действий   (учитель)   оптимизирует   и постоянно   совершенствует   весь   ход   общения.   Переход   к   действиям, связь с практическими действиями на уроке физической культуры все время чувствуется и происходит в подтексте  общения, готовности к действиям как итог процесса общения.  Учитель на уроке физкультуры постоянно   поддерживает   обратную   связь   высказываний,   взаимный контроль суждений, мнений, обсуждаемых идей и программ действий, постоянно в ожидании реплики­ответа. При регулятивно­оперативном виде  профессионально­педагогического   общения   осуществляется непосредственное или опосредованное воздействие (влияние) учеников друг на друга с целью изменения или сохранения поведения, действий, состояния,   общей   активности,   особенностей   восприятия,   системы ценностей, установок и сложившихся взаимоотношений. Учителю нужно стараться уходить  от проявления шаблонов (одни и те же упражнения, но   в   разных   классах),   не   игнорировать   индивидуально­личностные особенности   учащихся,   не     выражать   конкретные   указания,   советы, требования,   ультимативные   рекомендации   относительно   совместнойдеятельности,   не   обращать   внимания   на   внешнюю   и   формальную сторону,   а   обращать   более   пристальное   внимание   на   мотивы, выражающие содержательную сторону поведения ученика,  остающиеся вне поля зрения. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ • Психологический анализ общительности спортивных педагогов. В: Развитие личности в современном обществе. Елените, 1989.  • Использование средств общения на уроке физической культуры // Психологические   аспекты   физического   воспитания   школьников: Тезисы   Первой   Республиканской   научной   конференции   по психологии физического воспитания школьников 16­18 мая 1990 года. Курган, 1990.  • Жданова   С.Н. аспекты дифференцированного воспитания девочек и мальчиков: Учебное пособие. Оренбург, 2009.   Социально­педагогические