Учебная деятельность преподавателя и учащихся на занятиях физической культурой обладает своей спецификой и предъявляет особые требования к методике профессионально-педагогического общения.
В чем заключается специфика организации занятий физической культурой:
место проведения урока (зал, площадка, коридор, стадион); специальная одежда и обувь; температурные условия; вариативные взаимодействия друг с другом; многообразие двигательных ощущений;
Специфика деятельности на уроке физической культуры:
регламентированность: подчинять деятельность точно установленным
правилам (время урока 40 минут, структура урока, фиксация времени выполнения упражнений,определение количества повторений упражнений, соответствие технике выполнения упражнений, последовательность выполнения элементов и т.д.);
деловитость: учитель выступает как личность значимая. Основной задачей
общения является – продуктивное сотрудничество,а следствием – передача практического опыта;
лаконичность - немногословность в изложении мыслей с использованием
минимального количества слов (донести информацию до ученика
Добрышев С.А
Психологические особенности профессионально
педагогического общения на уроках физической культуры
Аннотация
В статье рассматриваются характерные
элементы и
психологические аспекты профессиональнопедагогического общения
на уроках физической культуры.
Ключевые слова: деятельность учителя, стиль общения, неречевое
общение, терминология, познавательный компонент, регламентация.
Не является открытием то, что в повышении эффективности
учебновоспитательного процесса большую роль играет педагогическое
общение. Учитель должен не только хорошо излагать материал и уметь
преподать его, но и организовывать детский коллектив и устанавливать
деловые взаимоотношения со своими подопечными. Коммуникативные
способности это очень важная составляющая профессионального
мастерства педагога.
Учебная деятельность преподавателя и учащихся на занятиях
физической культурой обладает своей спецификой и предъявляет
особые требования к методике профессиональнопедагогического
общения.
В чем заключается специфика организации занятий физической
культурой:
место проведения урока (зал, площадка, коридор, стадион); специальная
одежда и обувь; температурные условия; вариативные взаимодействия
друг с другом; многообразие двигательных ощущений;
Специфика деятельности на уроке физической культуры:
• регламентированность:
подчинять деятельность точно
установленным
правилам (время урока 40 минут, структура урока, фиксация времени
выполнения упражнений,определение количества повторений
упражнений,
соответствие технике выполнения упражнений,
последовательность выполнения элементов и т.д.);
• деловитость: учитель выступает как личность значимая.
Основной задачей
общения является – продуктивное сотрудничество,а следствием –передача практического опыта;
• лаконичность немногословность в изложении мыслей с
использованием
минимального количества слов (донести информацию до ученика
кратко, понятно и доходчиво.) Отказ при выполнении упражнений от
всех лишних движений – технически правильно, по одной линии, в
одном темпе и т.д. Ситуация на уроке складывается так, что
предисловие отвлекает от важной информации. Этим мы забираем свое
время, силы и энергию у себя и учеников;
•
эмоциональность похвала и порицание ученика «хорошо»,
«здорово»,
«вот так», косвенное одобрение и убеждение, «плацебо», дружеская
атмосфера, толерантность и т.д.;
• императивный тон учителя повелительный: «Равняйсь!»,
«Смирно!»,
«Вольно!», «Внимание», «На старт!», «Марш!», «Сюда!», «Выше!»,
«Сзади!»;
• незаконченность фраз
(«медленнее…?» «выполнять
упражнение
медленнее», «иди в шестой», «поменялись», «еще», «еще раз повторяем
упражнение или комбинацию», «попеременное лидирование» «бежать
в колонне по одному с переменой лидера», «вдохвыдох» «выполнять
вдохвыдох»; «на местах» «сейчас все остаются на местах», «линию»
«закроите блоком удар по линии в зону 5»;
• терминология:«дриблинг»,
«хват сверху»,
«блокшот»,
«фартлек»,
«курбет», «сальто», «капитанский подъем», «подрезка», «пенальти»,
«навес» «ласточка», «захлест», «амплитуда», «жим», «подкат»,
«стойка», «крест», «волна», «растяжка», «мост», «полсетки», «атака
барьера», «вертушка», «бабочка», «аут», «зона» и др.
• неречевое общение: жесты: руками – рука вверх учителя
«Вниманиеготовность»; рука вверх участника игры в баскетболе – «я
свободен для передачи мяча» и др.; головой– покачивание «неважно
выполняем»; «кивок» «все хорошо», участник игровых действий
показывает головой в сторону – передача «шире», «прострел»;
пальцами указательный вверх разыгрывающим в баскетболе – играеммимика: губами(«О»сыграем обман);
известную комбинацию.
бровями (бровями вверх – высокая передача);
жестикулярно
мимические формы сочетание жестов и мимики(«пас…пас»…,а
потом жест); двигательные (моторные) формы хлопки руками
учителя – выполнение в таком ритме упражнения; в играх баскетбол и
в гандбол повторная передача или передача определенному игроку
(центровому) означает начало конкретной комбинации; звуковые
формы: свисток – начало и остановка игры, выполнения упражнения,
смены действий или направления движения, «хоп» или «хоо» вместо
«Марш!», «пас»; «раз, два, три» 3х шажный ритм в прыжках в
высоту и в метании мяча, гранаты; графические формы – схемы
расстановки и движения игроков, карточки с рисунками заданий,
«стрелки» в баскетболе владение мячом команды и др.
эмоциональный и поведенческий.
Также для урока физической культуры характерны три элемента
профессиональнопедагогического общения это информационно
организующее, аффективнооценочное и регулятивнооперативное.
Данные функции напрямую связаны с компонентами, которые
составляют структуру психологопедагогического общения:
познавательный,
Элементы
профессиональнопедагогического
познавательного компонента
общения на уроке физической культуры образуют его информационно
организующий вид, что связано с обменом информацией, сделанной
совместной деятельности учениками и учителем во время урока.
Прежде это относится к объяснению и показу учебного материала,
раскрытию особенностей ученика, применение знаний о социально
психологической сущности личности (учитель).У учащихся это в
полной мере должно проявляться в активности, инициативности,
самопознании и самовыявлении, овладении самим собой, своей волей,
своими чувствами и стремлениями, приобретении самых разных знаний
о партнерах и о способах деятельности.
Однако, наличие жесткой регламентации в построении урока и в
обучении двигательным действиям, и в развитии физических качеств
ограничивает временные рамки развития познавательной активности
учащихся на уроке физической культуры. Раздел программы по
физической культуре «Основы знаний» входит в процесс урока.частью
Составной
эмоционального
компонента
профессиональнопедагогического общения и его аффективно
оценочного вида являются шутки во время урока. Причины для них
разные, но они всегда сбрасывают напряжение во взаимоотношениях и
избегают конфликтных ситуаций. Внимание и оценка одна из самых
эффективных форм воздействия учителя на личность и деятельность
своих воспитанников. На оценки учеников в большей степени влияет и
их пол и возраст. Завышенная либо заниженная самооценка
юношей(мальчиков) связана, как правило, с низким уровнем оценки
другого. Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны,
нетерпимы, не уверены в себе и более агрессивны, чем девушки
(девочки). При оценке результатов их деятельности учителю
необходимо знать, что девушки (девочки) крайне чувствительны к
интонациям, а юношам (мальчикам) важен результат их деятельности.
Девушкам (девочкам) свойственны спокойные или выдержанные по
правилам игры, юношам (мальчикам) присущи шумные, наполненные
движением игры, дружеские потасовки, что не является проявлением
агрессии, а создает у них положительный эмоциональный фон. С
возрастом двигательная активность и эмоциональность на уроках
физической культуры не падают, как пишут и говорят, просто они
становятся более конкретно выраженными.
Урок физической культуры всегда несет эмоциональный заряд
положительный или отрицательный. Нельзя обойти вниманием
эмоциональные стороны личности учеников. И учителю надо считаться
с тем, что одни слова психологического воздействия подстегивают,
активизируют одного и обезоруживают другого. Для проявления
мастерства учителя важную роль играет эмоциональная
выразительность его речи, ее воздействие на эмоциональные чувства его
учеников,
активизацию их деятельности и оптимизацию
профессиональнопедагогического общения в целом. В связи с этим,
немаловажную роль на уроке физической культуры играет стиль
общения учителя с учениками. Характерным стилем профессионально
педагогического общения учителей физической культуры является
демократический, имеет место либеральный (играть без правил) и
авторитарный («Делай как я»), но частота и интенсивность ихиспользования определяется конкретным индивидуальным стилем
взаимодействия с учениками. Все стили общения воздействуют и на
трудовую реализацию учителяи на поведение воспитанников. Учитель
физической культуры должен общаться с ученикамиспортсменами
более внимательно, так как они на уроках физической культуры
являются лидерами в классе и в большей степени влияют на общий тон
профессиональнопедагогического общения,
но доброжелательно
относиться ко всем ученикам,не допуская доминирования
традиционных способов общения,
отличающимися
формализмом, утилитаризмом и прагматизмом.
видами,
На уроках физической культуры чаще всего встречаются
элементы поведенческого компонента. В совместной деятельности и
общении ученики осваивают не только коммуникативные умения
(умение быстро ориентироваться в ситуации общения, слушать и
говорить и т.д.), но и умения действовать в интересах коллектива
класса, команды (игровая и соревновательная деятельность),
соответственно относиться к друг другу (уважение, подражание),
организовывать оптимальное общение (толерантность) с партнерами при
выполнении упражнений. Оперативная связь учета реакции ученика и
корректировка собственных действий (учитель) оптимизирует и
постоянно совершенствует весь ход общения. Переход к действиям,
связь с практическими действиями на уроке физической культуры все
время чувствуется и происходит в подтексте общения, готовности к
действиям как итог процесса общения. Учитель на уроке физкультуры
постоянно поддерживает обратную связь высказываний, взаимный
контроль суждений, мнений, обсуждаемых идей и программ действий,
постоянно в ожидании репликиответа. При регулятивнооперативном
виде
профессиональнопедагогического общения осуществляется
непосредственное или опосредованное воздействие (влияние) учеников
друг на друга с целью изменения или сохранения поведения, действий,
состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы
ценностей, установок и сложившихся взаимоотношений. Учителю нужно
стараться уходить от проявления шаблонов (одни и те же упражнения,
но в разных классах), не игнорировать индивидуальноличностные
особенности учащихся, не выражать конкретные указания, советы,
требования, ультимативные рекомендации относительно совместнойдеятельности, не обращать внимания на внешнюю и формальную
сторону, а обращать более пристальное внимание на мотивы,
выражающие содержательную сторону поведения ученика, остающиеся
вне поля зрения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Психологический анализ общительности спортивных педагогов. В:
Развитие личности в современном обществе. Елените, 1989.
• Использование средств общения на уроке физической культуры //
Психологические аспекты физического воспитания школьников:
Тезисы Первой Республиканской научной конференции по
психологии физического воспитания школьников 1618 мая 1990
года. Курган, 1990.
• Жданова
С.Н.
аспекты
дифференцированного воспитания девочек и мальчиков: Учебное
пособие. Оренбург, 2009.
Социальнопедагогические