Психологический тренинг для педагогов: «Воспитание толерантности начинается с педагога»
Цель:
- познакомить педагогов с понятием «толерантность», «толерантная личность»;
- развивать профессиональное самосознание педагогов;
- формировать толерантное отношение к другим людям;
- гармонизировать взаимоотношения в коллективе.
Ход тренинга психолога для педагогов
Упражнение «Голубь настроения»
Цель: способствовать осмыслению поставленных задач, формировать установку на сотрудничество.
Психолог. Уважаемые коллеги! Перед вами макет голубя, выберите перышко, которое соответствует вашему эмоциональному состоянию сейчас, и прикрепите к голубю.
Желтый цвет — вы себя чувствуете комфортно; голубой — нечто среднее между комфортом и дискомфортом.
Тема нашего сегодняшнего занятия: «Воспитание толерантности начинается с педагога».
Упражнение «Ассоциативный ряд»
Цель: дать определение понятию «толерантность»; развивать умение логично и последовательно выражать свои мысли.
Уважаемые коллеги! У каждой подгруппы на столе находится лист бумаги со словом. Необходимо напротив каждой буквы написать характеристики человека, который ассоциируется с понятием «толерантности» и начинаются с буквы вертикальной строки.(например: т-терпеливый и т.д.)
Вывод. Понятие «толерантность» имеет много аспектов. Каждое из определений обнаруживает какую-то грань толерантности.
Информационное сообщение (Просмотр презентации) «Толерантность - это...»
Психолог. Быть толерантным сейчас актуально. Каждый человек заинтересован в том, чтобы сохранить свое здоровье. В социуме, где личность находится в непосредственном взаимодействии с окружением, получаются различные позитивные и негативные эмоции. Чтобы уберечься от негативных эмоций, нужно быть толерантным и независимо от ситуации, согласно нормам этикета, соответствовать поступкам и словам окружающих.
Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека»
Материалы: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.
Психолог. Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.
Соль – грубые, соленые слова;
Перец – жгучие, обидные слова;
Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование.
Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.
Обсуждение
– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?
Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.
Упражнение «Стереотипные очки»
Цель: научиться понимать другого, уважать точку зрения другого человека. Скачать приложения ниже.
Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»
Цель: закрепить теоретический материал о толерантности.
Время: 10 минут.
После обсуждения на плакате записываются те фразы, которые можно использовать во время толерантного общения.
На экране с помощью мультимедийного проектора демонстрируется плакат с толерантными высказываниями согласия и несогласия человека с мнением другого»:
Помни!
Выразить согласие тебе помогут такие фразы:
Это не вызывает возражений (сомнения)...
Я готов с этим согласиться...
Мне близки эти мысли...
Я согласен, я поддерживаю точку зрения (мнение)...
Я тоже хотел это (об этом) сказать...
Моя точка зрения (позиция) вполне совпадает с твоей...
Никто и не отрицает...
Ты не обидишь другого, если высказывание своего несогласия начнешь со слов:
Мне так не кажется...
Я думаю по-другому (наоборот)...
Я придерживаюсь другого мнения...
У меня другая (противоположная) точка зрения...
Я позволю себе не согласиться с вами...
К сожалению, не могу согласиться с вами...
Мне хотелось бы выразить свое несогласие...
Упражнение «Плакат толерантности»
Цель: уточнить и закрепить знания участников об основных характеристиках толерантности.
Оборудование: ватман формата А1, фломастеры, краски, ножницы, журналы.
Время: 15 минут.
Ход упражнения. Участники объединяются в две группы. Каждая группа должна подготовить «плакат толерантности» в виде коллажа из цветных картинок, вырезанных из различных журналов. Спикеры групп презентуют свои наработки.
Сказка о толерантности
Подведение итогов, обсуждение:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.