Психологический тренинг для родителей детей с ОВЗ

  • docx
  • 21.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала тренинг для родителей.docx

Психологический тренинг для родителей по теме:

«Профилактика эмоционального напряжения у родителей воспитанников с ОВЗ»

«Сбрось усталость!»

 

      Психологами всего мира отмечается, что родители, воспитывающие детей с ОВЗ изо дня в день испытывают колоссальное эмоциональное напряжение. Ответственность и сложность «родительского труда», усугублённая бытовыми проблемами и заботами увеличивают риск развития депрессивных состояний, что крайне сильно влияет на любого человека, подрывая его физическое и психическое здоровье, желание и умение радоваться жизни, быть счастливым.

      Эффективной формой профилактики эмоционального напряжения родителей я считаю психологические тренинги, которые позволяют:

- познакомить родителей с приёмами саморегуляции (дыхательная гимнастика, релаксация, мышечное расслабление, визуализация, концентрация);

- развить навыки управления стрессом, навыки позитивного мышления;

- снять психофизическое напряжение, повысить стрессоустойчивость;

- повысить сплочённость родительского коллектива.

Организация тренинга: группа родителей из 10-15 человек.

Форма проведения тренинга: создание круга, свободное перемещение по залу, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность: 30-40 мин.

Формы работы:

- фронтальная работа;

- работа в подгруппах;

- работа в диадах;

- индивидуальная работа.

Методы работы:

- беседа-дискуссия;

- игровые упражнения;

- релаксационные упражнения;

- арт-терапия.

Принципы работы:

- искренность в общении;

- обязательное участие в работе группы в течение всего времени;

- «невынесение» обсуждаемых проблем за пределы группы;

- право каждого участника сказать «стоп» - прекратить обсуждение его проблем;

- каждый участник говорит от себя, от своего имени;

- не  критиковать и признавать право каждого участника на своё мнение;

- общение между всеми участниками на «ты».

Примерная структура тренингового занятия.

1.      Ритуал приветствия.

2.      Разминка.

3.      Основное содержание занятия.

4.      Рефлексия занятия.

5.      Ритуал прощания.

 

Ход занятия.

     1.Упражнение «Приветствие».

Цель: создание позитивного настроения и настроя на работу в группе.

Участники  садятся в круг. Ведущий: - Давайте начнём с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Первый встаёт подходит к любому и, поздоровавшись, высказывает своё пожелание на день. Тот, к кому подошёл первый участник, подойдёт к следующему и т.д., пока каждый не получит пожелание.

2.Упражнение «Психологическая зарядка».

Цель: снятие мышечного напряжения, оптимизация самооценки.

     1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть левым глазом, потом - правым, повторить: «Очень я собой горжусь и на многое гожусь!»

     2. Положить ладонь на грудь: «Я на свете всех умней!»; вытянуть руки над головой: «Не боюсь я никого!»; повернуть голову вправо: «Чудо как я хороша!»; повернуть голову влево: «Проживу теперь сто лет!»

    3. Потирая ладонь о ладонь: «Я принимаю удачу, с каждым днём становлюсь богаче!»

    4. Встать на цыпочки, руки сомкнуть в кольцо над головой: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!»

    5. Руки на бёдрах, делая наклоны в право и влево: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»

    6. Вытянуть руки вперёд, сжать кулачки, делать вращение руками: «На пути у меня нет преграды, всё получится как надо!»

     3. Упражнение «Пианино»

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

     Участники садятся по кругу, кладут ладони на колени соседей. Ведущий запускает движение: один хлопок- вправо, два хлопка – влево. Сидящие по бокам продолжают заданный рисунок хлопков.

 

 

 4. Упражнение «Сидим без стульев»

Цель: сокращение дистанции в общении.

Участники расходятся по комнате. Звучит музыка, все двигаются в её ритме. Когда музыка заканчивается, участники как можно быстрее образуют пары: один наполовину приседает, другой садится на колени. Два участника, выполнившие упражнение последними, выходят из игры. Оставшаяся последней пара награждается аплодисментами.

5.      Упражнение «Я падаю!»

Цель: развитие групповой сплочённости.

Участники прогуливаются по комнате. Неожиданно один из игроков, закричав: «Я падаю!», начинает медленно опускаться на пол или падать вперёд. Остальные играющие должны молниеносно поспешить на помощь и подхватить нуждающегося в поддержке, прежде чем он коснётся пола. Когда падающий будет спасён, все снова расходятся по комнате, действие повторяется снова.

6.      Упражнение «Музыкальная релаксация»

Цель: снятие мышечных зажимов.

     Ведущий: «Сегодня я предлагаю вам потанцевать. Не смущайтесь, не бойтесь! Ваши движения могут быть абсолютно различными. Импровизируйте! Главное – это ощущение свободы, радости от движения в такт музыке. Начали!»

Звучит музыка вальса.

7.      Упражнение «Мне сегодня…»

Цель: рефлексия прошедшего тренинга, поднятие настроения.

     Каждому участнику тренинга предлагается закончить фразу: «Мне сегодня…» и сказать, оправдались ли ожидания от занятия.

      В ответ ведущий предлагает участникам достать по одной записке из «волшебной шкатулки», которая подскажет им, что ожидает их сегодня или что нужно сделать в ближайшее будущее.

   Пожелания:

- тебе сегодня особенно повезёт;

- жизнь готовит тебе приятный сюрприз;

- наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь;

- люби себя такой, какая ты есть – неповторимой!

- сделай себе подарок, ты его заслуживаешь;

- сегодня с тобой и радость, и спокойствие;

- сегодня твой день, успех с тобой!

- верь в себя, все твои планы и мечты реализуются.

   Эти пожелания волшебным образом влияют на людей, подбадривают, придают уверенности.

 

 

 

 

Литература:

 

1.      Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. – Волгоград, 2009.

2.      Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) – СПб, 2007.

3.      Самоукина Н. А. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. – М., 1997.

4.      Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. – М., 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тебе сегодня особенно повезёт.

 

Жизнь готовит тебе приятный сюрприз.

 

Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь.

 

Люби себя такой, какая ты есть – неповторимой!

 

Сделай себе подарок, ты его заслуживаешь;

 

Сегодня с тобой и радость, и спокойствие;

 

Сегодня твой день, успех с тобой!

 

Верь в себя, все твои планы и мечты реализуются.

 

Всё тобою задуманное непременно сбудется.

 

Жизнь улыбнётся тебе, никогда не унывай!

 

Прими ситуацию такой, какая она есть. Всё решится само собой.

 

Верь в мечту, и она обязательно сбудется!

 

Шагай по жизни смело, всё будет так, как ты хочешь.

 

Жизнь даёт тебе шанс, не упусти его!