ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.9

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 4.9
docx
20.12.2022
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
statya_novosleva.docx

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Новосельцева Т.А.

 

МБДОУ детский сад № 32 «Росинка», г. Щелково, Россия.

 

Аннотация

 

 

        Основной целью обучения иностранным языкам выступает личностное развитие ребенка.

Язык выступает не только в качестве уникального явления культуры, но и в качестве важного инструмента познавательной деятельности учащихся и учителя, осуществляющего педагогическую деятельность, познания сокровищниц общечеловеческой культуры, национальной культуры разных народов, в том числе своей. Проникновение в новую национальную культуру, приобщение к огромному духовному богатству, созданному другим народом, дают возможность создать основу для развития у ребенка интереса к языковому и культурному многообразию современного мира, потребности познать культуру страны изучаемого языка, уважение к языку и культуре другого народа.

Периодом наибольшего благоприятствования в овладении иностранным языком является возраст от 4 до 8-9 лет. По мере взросления ребенка эта способность постепенно угасает. Поэтому всякие попытки обучить второму иностранному языку (особенно в отрыве от языковой среды) детей более старшего возраста сопряжены, как правило, с целым рядом трудностей.

Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным в связи с тем, что детей (особенно дошкольного возраста) отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала.

На начальном этапе обучения детей английскому языку важно  помнить и соблюдать три основных принципа:

1)           Легкость, т.е. доступность понимания и интересность для учащихся

сообщаемых им знаний;

2)           Основательность, т.е. конкретика. Смысл сказанного учителем не должен быть расплывчатым, иначе он не будет усвоен детьми;

3)           Краткость, т.е. умение организовывать учебный процесс так, чтобы успеть передать все необходимые знания и навыки и тут же в классе закрепить эти знания.

В процессе обучения следует избегать одностороннего подхода, когда практическое овладение языком превращается в самоцель,  как это бывает в школьных курсах. Там педагоги ставят перед собой главной целью «вооружить» детей знаниями и умениями. Для ребенка-дошкольника язык не должен являться самоцелью, для него должно быть важнее то, что влечет за собой язык.

Язык должен вызывать интерес у детей и положительно воздействовать ни их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способности взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях. Тематическая сторона обучения должна учитывать ту сферу, в которой воспитывается ребенок и тот опыт, который он уже приобрел (в семье, на улице, в детском саду). Для достижения наилучшего результата обучения необходимо включать в учебный процесс  различные виды деятельности,  соответствующие возрасту детей: музыкальные, изобразительные и другие, что будет благоприятствовать многостороннему развитию личности ребенка в изучении иностранного языка и способствовать подготовке дошкольника к программе школьного курса.

В дошкольном возрасте важно совмещать реальные интересы и возможности ребенка с его потребностями (например, потребность в игре). Отсюда следует, что главным методом обучения должны стать игры (подвижные, сюжетно-ролевые, настольные). Поэтому овладение иностранным языком в дошкольном возрасте должно происходить в процессе обучения, какой бы игровой, и внешне спонтанный вид оно не имело. И к этому дети должны быть физически и психологически готовы. Этот период наступает, как правило, к пяти годам.  У пятилетних детей формируется чувство смешного, ролевые игры носят развитый, сложный характер. В этом возрасте ребенок способен к более или менее продолжительной  концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом.

Поскольку дошкольники – дети импульсивные, энергичные, несдержанные, поэтому нельзя долгое время их заставлять сидеть на месте иначе весь интерес у них сразу же «испарится». В этом случае будет интереснее создать более уютную и комфортную обстановку, расположившись, к примеру, на мягких подушечках на полу. Психологические возможности дошкольника устроена таким образом, что его нужно все время заинтересовывать. В этом могут помочь ролевые игры, постановка сказочных сюжетов,  игрушки, которые могут надеваться на руку.

Дети очень чувствительны к оценке своих поступков, в т. ч. и речевых: они заинтересованно ждут этой оценки.

При традиционном подходе к обучению иностранного языка, педагог, особенно на начальном этапе часто исправляет фонетические ошибки ребенка. В связи с чем у ребенка формируется ощущение, что каждое сказанное им слово проходит строгий контроль. Ребенок начинает думать не о том, что сказать, а о том, как сказать. В результате страдает речевая активность детей, которые боятся сказать что-либо с неправильным произношением, предпочитая молчать с правильным. Поэтому в оценке деятельности ребенка должно звучать общее положительное отношение к нему, как к личности; следует исключать излишние словесные назидания и упреки.

Учитывая анатомо-психо-физиологические особенности следует проводить занятия для детей 3-4 лет – не более 15 минут, 4-5 лет – не более 20 минут,  5-6 лет – не более 25 минут и 6-7 лет – не более 30 минут.

На занятиях по иностранному языку должна быть создана благоприятная атмосфера для формирования у дошкольника готовности и способности к общению с помощью нового для него языка. Занятия не должны быть «сухими»: их следует проводить не как урок, а как совместное времяпрепровождение, задавая каждый раз новую тематику.

В процессе такого «урока» дети испытывают чувство удовлетворения, радости и счастья от общения со сверстниками, игрушками, предметами посредством нового для них языка. Поэтому необходимо отказаться от преимущественного использования таких форм обучения как работа с большими группами по форме «вопрос-ответ».

Наиболее удобным считается использование метода, основанного на теории Говарда  Гарднера – теория множественного интеллекта, которая предполагает в процессе обучения  учитывать  8 типов интеллекта (визуально-пространственный, вербально-лингвистический, музыкально-ритмический, моторно-двигательный, логико-математический, межличностный интеллект, внутри личностный интеллект и интеллект естествоиспытателя).

Для эффективного обучения детей дошкольного возраста преимущественно используются вербально-лингвистический,  визуально-пространственный, музыкально-ритмический, моторно-двигательный, которые включают в себя следующие приемы:

- обучение через игру;

Например:

Up, down clap, clap, clap (хлопать в ладоши),

Up, down snap, snap, snap (щёлкать пальцами),

Up, down hop, hop, hop (подпрыгивать на корточках),

Up, down stop (замереть на месте).

 

- обучение через движения (танец, ритмику, физические упражнения); Например:

Up, up, up (руки вверх),

Down, down, down (руки вниз, потрогать пол),

Turn around and (покружиться)

Round and round (продолжайте кружиться).

 

- обучение через разучивание песен, стишков, рифмовок;

 

- обучение через изобразительную деятельность (лепка, рисование).

 

Поэтому для успешного развития детей необходимо очень широкое использование всех типов детской деятельности:

 

Ситуация общения на занятиях,Стихи,Песни,  Танцы,Игры,Видео, аудио

,Инсценировки
Рисунки Диалоги
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


При этом важно помнить, что любая вышеназванная ситуация (будь то песня или рисование) должна быть не просто песней или рисованием, а тренировкой детей в освоении лексического и грамматического материала.

Для успешного освоения детьми иностранного языка недостаточно быть профессиональным учителем высшей категории, иметь под рукой программу обучения и интерес детей к знаниям, необходимо также создать условия обучения (видеотека, аудиотека, библиотека, краски, пластилин, клей, карандаши, цветная бумага и т.д.). Здесь дети знакомятся с новыми языковыми материалами, получают страноведческую информацию, слушают сказки, рассказы, разыгрывают сценки, спектакли. Таким образом, в процессе обучения техническое оснащение кабинета играет одну из главных ролей, наличие такой техники как доска, в том числе интерактивная, теле- и аудио устройства, а также разнообразные наглядные, вербальные и невербальные средства. Стараясь уделять больше внимания разнообразию средствам обучения, можно быстрее добиться желаемого результата.

Таким образом, методика педагогической работы определяется целями и задачами, которые ставит перед собой педагог. Приоритетными целями должны стать цели формирования у детей первичных навыков общения на иностранном языке; умения пользоваться иностранным языком для выражения мыслей и чувств в реально возникающих ситуациях общения; создания положительной установки на дальнейшее изучение иностранных языков; пробуждения интереса к жизни и культуре других стран; воспитания активно-творческого отношения к слову; развития лингвистических способностей учащихся с учетом возрастных особенностей их структуры у старших дошкольников; децентрации личности, то есть возможность посмотреть на мир с разных позиций.

 


 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ОБУЧЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ОБУЧЕНИЯ

Краткость, т.е. умение организовывать учебный процесс так, чтобы успеть передать все необходимые знания и навыки и тут же в классе закрепить эти знания

Краткость, т.е. умение организовывать учебный процесс так, чтобы успеть передать все необходимые знания и навыки и тут же в классе закрепить эти знания

В результате страдает речевая активность детей, которые боятся сказать что-либо с неправильным произношением, предпочитая молчать с правильным

В результате страдает речевая активность детей, которые боятся сказать что-либо с неправильным произношением, предпочитая молчать с правильным

Поэтому для успешного развития детей необходимо очень широкое использование всех типов детской деятельности:

Поэтому для успешного развития детей необходимо очень широкое использование всех типов детской деятельности:

особенностей их структуры у старших дошкольников; децентрации личности, то есть возможность посмотреть на мир с разных позиций.

особенностей их структуры у старших дошкольников; децентрации личности, то есть возможность посмотреть на мир с разных позиций.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2022