Психология толпы и её влияние на личность
Оценка 4.7

Психология толпы и её влияние на личность

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
rtf
психологическая работа
Взрослым
19.04.2021
Психология толпы и её влияние на личность
Изучение проблемы психологии толпы и того как толпа влияет на личность в теоретическом и практическом аспектах. Автором обозначен анализ литературы по проблеме исследования, представлены результаты социальных экспериментов.
статья.rtf

Психология толпы и её влияние на личность

Фомин Иннокентий

учащийся МОУ Лицей г. Черемхово

Аннотация:

Цель данной статьи: рассмотреть изучение проблемы психологии толпы и того как толпа влияет на личность в теоретическом и практическом аспектах. Автором обозначен анализ литературы по проблеме исследования, представлены результаты социальных экспериментов.

Annotation:

The goal of this article is to study the problem of crowd psychology and how the individual is affected by it in theory and on the practical side. Literature on the problem and the results of social experiments are highlighted by the author.
Ключевые слова:

Толпа, сознание, влияние, поведение, эксперимент.

Key Words:
Crowd, consciousness, influence, behavior, experiment

Введение. Актуальность исследования.

Влияние общества на человека проявляется везде - во всех сферах жизни. В современном мире очень просто попасть под влияние толпы. Многие люди оказавшись в толпе поддаются влиянию и начинает думать так, как большинство, даже в том случае, если изначально имели другую точку зрения. Причиной такого поведения являются страх, лень, нерешительность и многие другие. Человеку легче согласиться с большинством, чем бороться в одиночку. Данное исследование поможет индивиду сохранить концентрацию и осведомленность при попадании в подобную ситуацию.

Цели, задачи, материалы и методы, литература.

Целью нашего исследования явилось изучение проблемы психологии толпы и её влиянии на личность в их теоретическом и практическом аспектах.

Главной задачей явилось сравнительное изучение социальных экспериментов по проблеме исследования.
Для исследования данной проблемы использовались следующие литературные источники:  Лебон, Г. Психология толп., Рощин, С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня/Психологический журнал., Хараш А. У. Личность в общении/Общение и оптимизация совместной деятельность / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека, и эксперементы Мухиной Валерии «Я и другие», и авторский эксперемент на базе образовательного учреждения МОУ Лицей г. Черемхово.

Основная часть.
1. Понятие толпы. Социальная жизнь людей проявляется во множестве самых разнообразных форм. Будь то индивидуальная форма поведения, либо ограниченная влиянием других.

   Люди и отдельный человек даже не испытывая на себе психического давления со стороны других, а только воспринимая поведение этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Чтобы этому противодействовать, недостаточно одного желания, нужно рациональное объяснение. В противном случае человек, сталкиваясь со своей привычкой следовать за другими, не может ничего ей противопоставить.
   Почти каждый был частью толпы или наблюдал за ней со стороны. Общее настроение и интерес притягивает людей, и вскоре они превращаются в толпу.      
   Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. (Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.)
   При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.
2. Классификация толпы. Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы.
  Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.

   Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.
   Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу.
3. Психологические свойства толпы. Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах:
-когнитивной;
-эмоционально-волевой;
-темпераментальной;
-моральной.
    В когнитивной сфере толпа высказывает разнообразные странности своей психологии. Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Толпа живет исключительно чувством.

Особенности воображения. У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, просты и ясны. Для толпы не сами факты имеют значение, а только её восприятие этих фактов.

Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Рассуждения толпы основываются на ассоциациях, но они связаны между собою лишь кажущейся аналогией и последовательностью. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения.

Толпа никогда не стремится к правде. Она отворачивается от очевидности, которая не нравится ей, и предпочитает поклоняться заблуждениям и иллюзиям, если только они прельщают ее.

Для толпы, не способной ни к размышлению, ни к рассуждению, не существует ничего невероятного, однако невероятное-то и поражает всего сильнее.

4. Психологические особенности индивида в толпе.

    В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе.

Человека в толпе характеризуют следующие черты:

  Анонимность. Растворяясь в безликости толпы, индивид теряет чувство собственной ответственности. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы.

  Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда не дает волю. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.

  Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.

  Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

  Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость.

Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

5. Поведение толпы.
В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей. Совместные чувства, воля, настроения оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными. Одним из видов поведения толпы является паника. Паника — это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях. Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации. В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий.
6. Лидер в толпе и механизмы управления толпой.

   Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа.

Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее — бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.

   Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться.

   Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия.
   Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями — вот способы аргументации для толпы.
   Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы.

7. Коммуникации в толпе.

   Особо важную роль при возникновении толпы играет коммуникация как процесс обмена между людьми значимыми для них сообщениями.

Известно, что индивид становится участником стихийного поведения, либо заражаясь непосредственно наблюдаемым поведением окружающих, либо узнав о нем по каналам официальной или неофициальной коммуникации. Некоторые виды такого поведения возникают в условиях острого дефицита информации или неэффективности систем передачи сообщений.

   Люди готовы поддаваться заражающему действию со стороны окружающих, когда это действие соответствует их идеям и убеждениям. Очевидно, что психическое заражение было бы невозможно, если бы люди не видели действий и поступков других и не слышали о них. Психическое заражение может порождать чувства по всей длине эмоциональной шкалы — как положительные, восторженные, так и негативные, чувства уныния и депрессии.

   Там, где индивид лишен возможности непосредственно воспринимать картину поведения окружающих, все большую роль играют средства массовой информации — газеты, радио, телевидение и кино.
   В любом обществе наряду с системами официальной коммуникации параллельно действуют и системы неофициальные. В разных точках они соприкасаются. Например, содержание неофициальной коммуникации — разговоры, сплетни, толки, слухи — переходят на страницы печатных изданий или становятся темой бесед телевизионного комментатора, который способствует их распространению. И уж, тем более, важные сообщения массовых средств коммуникации обычно обсуждаются в кругу друзей или семьи.
    Поэтому в сознании индивида часто заключается интерпретация, разделяемая его соседями, друзьями, родственниками, попутчиками в дороге. Гнев, вызванный, скажем, сообщением о введении нового налога или о росте цен, легко понимается собеседником, ибо он испытывает те же чувства... Это и есть первое условие для подготовки массового поведения.

8.Социальные эксперименты

Для практического подтверждения исследования приведу несколько социальных экспериментов:
   Первый эксперимент. Представьте аудиторию, в которой идет лекция. Преподаватель говорит студентам о том, что не всегда можно прислушиваться к тому, что рассказывают свидетели преступления, потому что люди могут и ошибаться. Неожиданно в помещение врываются несколько вооруженных человек. Кто-то стреляет из автомата, а кто-то хватает и куда-то уводит преподавателя. Вы, конечно, поняли, что это — мини-спектакль. Когда лектор возвращается в аудиторию, он просит студентов рассказать, что произошло. Ответов множество и все они отличаются друг от друга. Некоторые ребята рассказывают о внешнем виде «преступников». Другие обратили внимание на то, чем они были вооружены. Кому-то запомнилось, сколько их было. Одна из девушек к удивлению экспериментаторов, уверенно заявила, что знает того, кто нападал. По ее словам, это сотрудник полиции, дежуривший в учебном заведении.
    Эксперимент «Ученый или убийца» проводился все в той же аудитории. Мухина выбрала из присутствующих несколько добровольцев. Их увели в другую комнату, а потом приглашали входить по одному. Всем испытуемым показали один и тот же портрет с изображенным на нем пожилым мужчиной. Части из них ведущий сказал, что это известный ученый. Другим было сказано, что на портрете опасный преступник. Участникам нужно было составить психологический портрет этого человека. В результате студенты нашли в мужчине и хорошие, и плохие черты. Все зависело от того, как его им представили.
    Сладкая соленая каша. Каша в тарелке разделена на 4 части. 3 из них сладкие, а один участок сильно пересолен. В этом опыте участвует несколько детей. Им по очереди дают попробовать кашу и сказать, какой у нее вкус. Первые три участника пробуют сладкие участки и, естественно, уверенно заявляют об этом. Четвертому испытуемому попадается пересоленный кусок. Но он говорит, что она сладкая, соглашаясь с мнением остальных детей. При этом попробовать ту же кашу еще раз он категорически против.
    Портреты. И снова группа студентов. Экспериментатор показывает им 5 портретов, на которых изображены пожилые люди. Нужно определить, есть ли среди них фото одного и того же человека. Суть исследования вот в чем: все участники, кроме одного, получили указание утверждать, что среди показанных портретов есть 2 разных изображения, принадлежащие одному человеку. Они не только так говорят, но еще и активно приводят доказательства правильности своих слов. Так вот, испытуемые практически всегда соглашаются с большинством, хотя в начале эксперимента думали совсем по-другому. Дальше больше. Теперь задание усложняется: большая часть участников говорит, что два портрета мужчины и женщины являются изображением одного и того же человека. Выглядит все более, чем абсурдно. Но и здесь испытуемые соглашаются с их мнением.
     Для того чтобы самим проверить влияние толпы на человека мы провели мини-эксперимент в МОУ Лицей г. Черемхово. На занятии по психологии учащимся 3 класса было предложено упражнение на запоминание текста. 6 человек знали о том, что при пересказе нужно будет один момент из текста изменить, последний учащийся 7ой не знающий об этом, при пересказе должен был рассказать то, как запомнил он на самом деле (а 7ой запомнил верно тот момент, который изменили, так как сначала участникам читается текст наедине и проверялся пересказ, затем происходил поочередный пересказ в группе). Ключевой 7 человек в группе менялся (было 6 повторных попыток). Из 6 человек за которыми проходило наблюдение 4 отстояли свою позицию и рассказали текст так, как запомнили его, 2 согласились с учащимися рассказав измененный момент из текста. Для подтверждения эксперимента требуется большая выборка, но даже в условиях нашего мини-эксперимента, можно заметить, что влияние других людей на человека присутствует.

Выводы: Все люди разные, но практически все одинаково зависят от мнения большинства. И это несмотря на то, в какой период времени они живут. Хоть в СССР в 1971 году, хоть сейчас, человек готов пойти вразрез со своими убеждениями лишь бы показать, что он согласен с мнением окружающих. Но это в корне неправильно. Поэтому занимайтесь саморазвитием и проявляйте индивидуализм.

 

 

 

 

 

Психология толпы и её влияние на личность

Психология толпы и её влияние на личность

Мухиной Валерии «Я и другие», и авторский эксперемент на базе образовательного учреждения

Мухиной Валерии «Я и другие», и авторский эксперемент на базе образовательного учреждения

Психологические свойства толпы

Психологические свойства толпы

Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда не дает волю

Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда не дает волю

Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации

Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации

Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы

Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы

Первый эксперимент. Представьте аудиторию, в которой идет лекция

Первый эксперимент. Представьте аудиторию, в которой идет лекция

Дальше больше. Теперь задание усложняется: большая часть участников говорит, что два портрета мужчины и женщины являются изображением одного и того же человека

Дальше больше. Теперь задание усложняется: большая часть участников говорит, что два портрета мужчины и женщины являются изображением одного и того же человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2021