ГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа»
Доклад: «Психолого-педагогическая диагностика расстройства аутистического спектра и других нарушений в развитии у детей раннего возраста»
Спикер: Черных С.В. (Педагог-психолог).
Добрый день уважаемые слушатели. Тема диагностики Расстройства Аутистического спектра достаточно широкая и требует тщательного изучения. Стоит понимать, что при обнаружении у ребенка ненормативного развития, необходимо разграничивать нарушения, каждый из которых имеет свои особенности. В то же время хочется отметить важность своевременной диагностики еще в раннем возрасте, что поможет значительно эффективно прибегнуть к нужным действиям, снизить риск усугубления ситуации и минимизировать проблемы, которые неизбежно возникнут в дальнейшем, начать необходимое лечение.
В нашем сообщении мы кратко сосредоточимся непосредственно на диагностических средствах определения симптомов Расстройства Аутистического Спектра, которые можно применить уже в раннем возрасте ребенка.
Когда ставится диагноз Расстройство Аутистического Спектра?
Как правило, диагноз Расстройства
Аутистического Спектра ставится в возрасте 2,5 – 3 лет. Именно в этот период
ярче всего проявляются речевые нарушения, ограниченность в социальном общении и
замкнутость. Однако первые признаки аутистического поведения проявляются еще на
первом году жизни. Если ребенок в семье первый, то родители, как правило, позже
замечают его «непохожесть» на сверстников. Чаще всего это становится явным,
когда ребенок идет в садик, то есть при попытке интегрироваться в общество.
Однако же если в семье есть уже ребенок, то, как правило, первые симптомы
малыша мама замечает еще в первые месяцы жизни. По сравнению со старшим братом
или сестрой ребенок ведет себя иначе, что сразу бросается в глаза его
родителям.
Аутизм может проявляться и позже. Дебют аутизма может
наблюдаться и после 5 лет. Коэффициент интеллекта в этом случае выше, чем у
детей, у которых дебют аутизма пришелся на возраст до 3 лет. В этих случаях
элементарные навыки общения сохраняются, но изолированность от мира все же
доминирует. У таких детей когнитивные расстройства (ухудшение памяти, умственной активности и
так далее) не так выражены. Очень часто у них наблюдается высокий
коэффициент интеллекта.
Стоит отметить, что между первыми проявлениями аутизма и моментом постановки диагноза существует определенный период. Наблюдаются определенные характерные черты ребенка, которым родители не придают значения. Однако, если акцентировать внимание мамы на этом, то она действительно признает «что-то эдакое» с ее ребенком.
Общие проявления: (долго не останавливаемся, просто сделать слайды, необязательно читать, можно сказать, что общие признаки можно посмотреть на слайдах и все материалы, включая презентацию они найдут…)
Для диагностики аутистического расстройства, на основании критериев Международной классификации болезней 10-го пересмотра, должно быть
не менее 6 из перечисленных ниже симптомов, из них не менее 2 признаков должны относиться к первой подгруппе и не менее 1– к остальным:
1. Качественные нарушения социального взаимодействия:
- невозможность в общении использовать взгляд, мимические реакции, жесты и позу в целях взаимопонимания;
- неспособность к формированию взаимодействия со сверстниками на почве общих интересов, деятельности, эмоций;
- неспособность, несмотря на имеющиеся формальные предпосылки, к установлению адекватных возрасту форм общения;
- неспособность к социально опосредованному эмоциональному реагированию,
- отсутствие или девиантный тип реагирования на чувства окружающих, нарушение модуляции
- поведения в соответствии с социальным контекстом или нестойкая интеграция социального, эмоционального и коммуникативного поведения;
- неспособность к спонтанному переживанию радости, интересов или деятельности с окружающими.
2.Качественные нарушения коммуникации:
- задержка или полная остановка в развитии разговорной речи, что не сопровождается
- компенсаторными мимикой, жестами как альтернативной формой общения;
- относительная или полная невозможность вступить в общение или поддержать речевой
- контакт на соответствующем уровне с другими лицами;
- стереотипии в речи или неадекватное использование слов и фраз, контуров слов;
- отсутствие символических игр раннем возрасте, игр социального содержания.
3. Ограниченные и повторяющиеся стереотипные шаблоны в поведении, интересах, деятельности:
- обращенность к одному или нескольким стереотипным интересам, аномальным по содержанию
- фиксация на неспецифических, нефункциональных поведенческих формах или ритуальных действиях, стереотипные движения в верхних конечностях или сложные движения всем телом;
- Преимущественная занятость отдельными объектами или нефункциональными элементами игрового материала.
4. Неспецифические проблемы – страхи, фобии, возбуждение, нарушения сна и привычек приема пищи, приступы ярости, агрессия, самоповреждения.
5. Манифестация симптомов до трехлетнего возраста.
При диагностике аутистических расстройств (синдрома Каннера, детского психоза, атипичного детского психоза, синдрома Аспергера, синдрома Ретта, умственной отсталости с чертами аутизма и др.) должны присутствовать перечисленные общие критерии расстройств психического развития; и в то же время каждая из выделенных подрубрик имеет свои особенности.
Важно отметить, что диагностика РАС требует комплексного подхода и участия команды специалистов, включая педиатров, психологов, неврологов и логопедов. Ранняя диагностика позволяет начать коррекционную работу и терапию, что значительно улучшает прогноз для ребенка с РАС.
Основные признаки проявления Расстройства аутистического Спектра в раннем возрасте.
Приведем основные признаки проявления симптомов Расстройства Аутистического Спектра в раннем возрасте:
До года:
Внешний вид грудничка отличается отсутствием
улыбки, мимики и других ярких эмоций.
По сравнению с остальными детьми он не такой активный и не привлекает к себе
внимания. Его взгляд часто зафиксирован на каком-то (постоянно одном и том же) предмете.
Малыш не тянется на руки, у него отсутствует комплекс
оживления. Он не копирует эмоции - если ему улыбаться, не отвечает улыбкой, что
совсем нехарактерно для маленьких детей. Он не жестикулирует, не указывает на
предметы, которые ему необходимы. Малыш не лепечет, как другие годовалые дети,
не гулит, не откликается на свое имя. Грудной ребенок с Расстройством
Аутистического Спектра не создает проблем и производит впечатление «очень
спокойного ребенка». На протяжении многих часов он играет сам собой без плача, не проявляя интереса к окружающим.
Крайне редко у детей наблюдается отставание в росте и
развитии. В то же время при атипическом аутизме (аутизме с умственной отсталостью) очень часто
отмечаются сопутствующие заболевания. Чаще всего, это конвульсивный синдром или
эпилепсия. При
этом отмечается задержка нейропсихического развития - ребенок поздно начинает
сидеть, поздно делает первые шаги, отстает в массе и росте.
От года до 3 лет:
Дети
продолжают быть закрытыми в себе и неэмоциональными. Плохо говорят, но чаще
всего не говорят вовсе. В 15 – 18 месяцев дети могут прекратить говорить вовсе.
Замечается отстраненный взгляд, ребенок не смотрит в глаза собеседнику. Очень
рано такие дети начинают себя обслуживать, тем самым обеспечивая себе все
большую независимость от окружающего мира. Когда они все-таки начинают
говорить, то окружающие замечают, что себя они называют во втором или третьем
лице. Например, «Олег хочет пить» или «Хочешь пить». На вопрос: «Хочешь ли ты
пить?» они отвечают: «Он хочет пить». Расстройство речи, наблюдаемое у детей
раннего возраста, проявляется в эхолалии. Они повторяют отрывки фраз или
словосочетания, услышанные из уст других людей. Часто наблюдаются вокальные
тики, которые проявляются в непроизвольном произношении звуков, слов.
Дети начинают ходить, и внимание родителей привлекает их
походка. Часто наблюдается ходьба на цыпочках, с размахивающими руками (как бы имитируют бабочку).
В психомоторном плане дети с аутистического Спектра могут быть гиперактивными
или гипоактивными. Чаще наблюдается первый вариант. Дети находятся в постоянном
движении, но их движения при этом стереотипные. Они раскачиваются на стуле,
совершают ритмичные движения туловищем. Их движения однообразные, механические.
При изучении нового объекта (например, если мама купила новую игрушку) они
тщательно обнюхивают его, ощупывают, трясут, пытаясь извлечь какие-то звуки.
Жесты, наблюдаемые у детей с Расстройством Аутистического Спектра, могут быть
очень эксцентричными, необычными и форсированными.
У ребенка появляются не совсем обычные занятия и
увлечения. Он часто играет с водой, включая и выключая кран, или с выключателем
света. Внимание родственников привлекает тот факт, что малыш очень редко
плачет, даже когда ударяется очень сильно. Редко просит что-то или хнычет.
Ребенок активно избегает общества других детей. На детских днях рождения,
утренниках он сидит один либо же убегает. Иногда в компании других детей могут
становиться агрессивными. Их агрессия, как правило, направлена на себя, но
также может и проецироваться на окружающих.
Зачастую такие дети производят впечатление избалованных. Они избирательны в еде, не уживаются с другими детьми, у них формируется много страхов. Чаще всего, это страх темноты, шумов (пылесоса, дверного звонка), определенного вида транспорта. В тяжелых случаях дети боятся всего - выходить из дома, покидать свою комнату, оставаться в одиночестве. Даже при отсутствии определенных сформированных страхов, дети с Расстройством Аутистического Спектра всегда пугливы. Их пугливость проецируется на окружающий мир, поскольку он для них неизвестен. Страх перед этим неизвестным миром является главной эмоцией ребенка. Чтобы противостоять смене обстановки и ограничить страхи они нередко закатывают истерики.
Этапы диагностики, шкалы, методы обследования:
Рекомендуется пройти диагностику на предмет выявления РАС:
- если до 12 месяцев ребенок не гулит и не лепечет и у него отсутствует указательный жест
- если до 16 месяцев он не начал произносить отдельные слова
- если в возрасте 2 лет он не произносит коротких фраз, или если он очевидно теряет ранее приобретенные речевые и социальные навыки, независимо от возраста.
Диагностика расстройств аутистического спектра включает три этапа:
Первый этап – скрининг - быстрый сбор информации:
- о социально-коммуникативном развитии ребенка для выделения группы специфического риска из общей популяции детей,
- оценки их потребностей
- углубленной диагностике и оказании необходимой коррекционной помощи (без точной их квалификации) с опорой на основные индикаторы аутистических расстройств в детстве.
Методы диагностики:
В диагнозе аутизм заключен парадокс. С одной стороны, диагноз аутизм может поставить только врач. С другой стороны, в основу определения ставится не психопатологический феномен, а социально-психологический (нарушение коммуникации, общения).
Для скрининговой (быстрой) диагностики (если есть малейшие подозрения на аутизм) можно использовать специальные опросники: Мы приведем методы, подходящие как для раннего, так и для более старшего возраста, которые могут применяться и родителями, и специалистами.
- M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers) - Приложение
Это один из наиболее распространенных инструментов скрининга, предназначенный для детей в возрасте от 16 до 30 месяцев. Родители заполняют анкету, состоящую из вопросов, касающихся поведения ребенка. Если результаты указывают на возможные признаки РАС, рекомендуется дальнейшее обследование.
Шкала CARS представляет собой один из
наиболее используемых тестов для определения симптомов аутизма. Исследование
может быть проведено родителями на базе наблюдений за ребенком во время
его пребывания дома, в кругу родственников, сверстников. Также должны быть
включены сведения, полученные от воспитателей и педагогов. Шкала включает в
себя 15 категорий, которые описывают все имеющие значение для диагностики
области.
При выявлении соответствий с предлагающимися вариантами следует использовать
балл, указанный напротив ответа. При подсчете значений теста можно учитывать
также промежуточные значения (1.5, 2.5, 3.5) в тех случаях, когда поведение ребенка
расценивается как среднее между описаниями ответов.
Если по их результатам будут веские основания полагать, что у ребенка может быть Расстройство Аутистического Спектра, то в дальнейшем необходимо пройти генетическое обследование, ЭЭГ-мониторирование (с целью исключения специфических форм эпи-активности, которые могут давать проявления, сходные с проявлениями при аутизме), получить консультацию невролога и психиатра.
- Анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста (до 2 лет) (Симашкова Н.В., Козловская Г.В., Иванов М.В.) - Приложение. - это инструмент скрининга, который используется для выявления возможных нарушений психического развития у детей до двух лет, включая риск возникновения расстройств аутистического спектра (РАС). Этот опросник помогает родителям и специалистам оценить поведение ребенка и выявить ранние признаки отклонений в развитии.
Несмотря на то, что тема заявлена как диагностика раннего возраста, представим и более поздние методы диагностики.
- Социально-коммуникативный опросник (SCQ, Social Communication Questionnaire) — это инструмент скрининга, предназначенный для выявления признаков расстройств аутистического спектра (РАС) у детей старше 4 лет. Опросник был разработан Майклом Раттером и основан на методике Autism Diagnostic Interview (ADI-R), но отличается большей простотой и скоростью заполнения. Цель: Скрининг на наличие аутистических черт у детей и подростков. Опросник может применяться как родителями, так и педагогами. Он особенно полезен в образовательных учреждениях, где педагоги могут наблюдать за поведением ребенка в течение длительного периода времени. SCQ помогает выявить возможные проблемы в развитии и направить ребенка на дальнейшее обследование. (Его можно пройти по ссылке https://psytests.org/diag/scqA-run.html
, нужно продумать как это сделать с прямым эфиром).
Тест ASSQ для диагностирования детей от 6 до 16 лет (Приложение)
Данный метод тестирования предназначен для определения склонности к аутизму и может быть использован родителями в домашних условиях.
Результаты любого из приведенных тестов не являются основанием для
вынесения окончательного диагноза, но представляют собой действенный повод
обратиться к специалистам.
Второй
этап –
диагностика и дифференциальная диагностика аутизма проводится врачом-психиатром
(МКБ-10, F84.0-F84.8).
- Объективный анамнез собирается из характеристик дошкольных учреждений, коррекционных центров, школ, а также из бесед с родственниками пациента и, по возможности, с пациентом.
- С помощью расспроса собирается субъективный анамнез (если позволяет уровень психического развития пациента) и выявляются клинические факты, определяющие психическое состояние пациента. Расспрос должен проводиться в атмосфере доверительности
- Клиническое (психопатологическое) исследование. Изучение психического статуса пациента происходит в процессе расспроса и сбора анамнеза, в результате наблюдения за испытуемым во время пребывания его на приеме у врача, при стационарном обследовании и лечении - в отделении, дневном полустационаре.
Третий этап – диагностика развития:
- проводится психологами и педагогами:
- направлена на выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристику его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
Только отразить в презентации, особо не рассказывать. Обратите внимание на слайд, методики которые используют специалисты, которые можно использовать для диагностики
- Экспресс-оценка аутистических проявлений - ADOS (Давид Гродберг, 2011); ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule, Second Edition) (платная, используется специалистами) — это стандартизированная методика наблюдения и оценки поведения, предназначенная для выявления признаков расстройств аутистического спектра (РАС). Она используется специалистами, такими как детские психиатры, клинические психологи и неврологи, для комплексной диагностики РАС у людей разного возраста и уровня развития. Может использоваться в сочетании с другими методами диагностики, такими как ADI-R (Autism Diagnostic Interview — Revised). Требует специальной подготовки и сертификации специалиста для правильного проведения и интерпретации результатов. Не заменяет комплексную психиатрическую или психологическую оценку, а служит лишь одним из инструментов диагностики.
- ADI-R – «золотого стандарта» диагностики РАС (Lord et al.,1994); ADI-R (Autism Diagnostic Interview – Revised) Специалисты, платная — это один из основных инструментов для диагностики расстройств аутистического спектра (РАС), разработанный Кэти Лорд и её коллегами в 1994 году. Этот инструмент считается "золотым стандартом" в диагностике РАС благодаря своей высокой надежности и валидности. ADI-R представляет собой структурированное интервью, которое проводится с родителями или основными опекунами ребенка. Интервью охватывает три ключевые области: 1. Коммуникационные навыки, 2. Социальное взаимодействие,3. Повторяющееся поведение и ограниченные интересы. С момента публикации оригинальной версии ADI-R в 1994 году значительных изменений или новых версий не было выпущено. ADI-R остается актуальным и широко используемым инструментом для диагностики РАС. Минимальный рекомендуемый возраст для начала использования ADI-R составляет около 18 месяцев, хотя наиболее точные данные можно получить для детей старше 2 лет.
ADI-R может быть использован для оценки детей младшего возраста, дошкольников, школьников, подростков и взрослых. Интервью для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Interview – Revised) является инструментом широкого диапазона применения, предоставляющим полный спектр информации для постановки дифференциального диагноза расстройств аутистического спектра (РАС). ADI-R разработан для систематического и стандартизированного наблюдения за поведением ребенка с РАС или подозрением на РАС, имеющими диагностическое значение и соответствие с критериями DSM-IV и МКБ-10: язык и речь; социальное взаимодействие; стереотипное поведение и узконаправленные интересы. ADI-R состоит из модулей, применяемых в соответствие с целью применения данной методики и возрастом (начиная с 2 лет). Цели применения ADI-R могут быть следующими: для определения и уточнения диагноза (напоминаем вам, что в РФ официальный диагноз выставляется только медицинским специалистом - психиатром, неврологом и т.д. Данный инструмент используется в качестве верифицированного уточнения) и для определения целей вмешательства. Пройти диагностику с использованием ADI-R могут родители и/или опекуны, хорошо знакомые с развитием детей и взрослых с подозрением на аутизм от 2-х лет.
-VABS (Vineland Adaptive Behavior Scales) – специалисты, платная — это стандартизированный инструмент для оценки адаптивного поведения и навыков у детей и взрослых. Шкала разработана американским психологом Сара Саттлер (Sara S. Sparrow) и впервые опубликована в 1984 году. Основное назначение VABS — оценка уровня независимости и самостоятельности индивида в повседневной жизни- Коммуникация, ежедневные жизненные навыки (бытовые умения), социальные навыки, моторика (мелкая и крупная моторика). Структура: включает в себя различные формы анкетирования, включая интервью с родителями, учителями или самими обследуемыми. Применение: используется в клинических и образовательных целях для определения уровня функционирования личности и разработки индивидуальных планов поддержки и реабилитации. Интерпретация: Результаты интерпретируются относительно норм, установленных для определенного возраста и пола, что позволяет оценить уровень развития адаптивных навыков по сравнению с нормативными показателями. VABS предназначена для оценки адаптивного поведения у лиц всех возрастов, начиная с младенчества и заканчивая взрослыми. Существуют разные версии теста для разных возрастных групп: от рождения до 3 лет: Форма для родителей или опекунов. От 3 до 21 года: Формы для учителей и родителей. Взрослые: Специальные анкеты для самостоятельного заполнения или интервью.
- ABC (Autism Behavior Checklist) — это поведенческий опросник, разработанный для выявления симптомов аутизма у детей. Он был создан для оценки определенных типов поведения, связанных с расстройствами аутистического спектра (РАС). Опросник состоит из 57 пунктов, сгруппированных по нескольким категориям, таким как социальное взаимодействие, коммуникация, стереотипное поведение и сенсорные реакции. Каждая категория оценивается отдельно, что позволяет получить общую картину состояния ребенка. ABC может использоваться как дополнение к другим методам диагностики, таким как наблюдение за поведением ребенка в естественных условиях или тестирование когнитивных функций. ABC предназначен для детей в возрасте от 18 месяцев до 16 лет. Он наиболее эффективен для детей дошкольного и школьного возраста, когда уже проявляются устойчивые паттерны поведения, характерные для РАС. ABC используется профессиональными психологами, психиатрами, педагогами и другими специалистами, работающими с детьми с особыми потребностями. Родители и воспитатели также могут использовать этот инструмент, но интерпретация результатов должна проводиться квалифицированным специалистом.
- ATEC (Autism Treatment Evaluation Checklist), специалисты, платная — это инструмент для оценки эффективности лечения и прогресса у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Он был разработан организацией ARI (Autism Research Institute) и представляет собой анкету, состоящую из нескольких частей, каждая из которых оценивает определенный аспект поведения ребенка. ATEC используется для мониторинга изменений в состоянии ребенка после начала терапии или вмешательства.
- DISCO (Diagnostic Interview for Social and Communication Disorders), специалисты, платная — это структурированное интервью, разработанное для диагностики расстройств аутистического спектра (РАС) и других состояний, связанных с нарушениями социального взаимодействия и коммуникации. Оно было создано Лорной Уинг и Джудит Гоулд в 1998 году и предназначено для всесторонней оценки поведения и развития у детей и взрослых. Цель: Оценка социального взаимодействия, коммуникации и поведения у лиц с подозрением на РАС или другие социальные и коммуникативные нарушения. DISCO состоит из множества вопросов, охватывающих широкий спектр областей, таких как: развитие речи и языка, социальное взаимодействие, игровая деятельность, имитация и подражание, эмоциональное развитие, сенсорные реакции, навыки самообслуживания. Результаты DISCO интерпретируются в контексте нормативных данных и позволяют определить наличие и степень выраженности нарушений в различных сферах развития. DISCO может применяться для оценки детей и взрослых любого возраста, начиная с раннего детства и до пожилого возраста. Особенно полезно для диагностики РАС у детей младше 5 лет, когда симптомы еще недостаточно выражены. DISCO используется профессиональными психологами, психиатрами, педагогами и другими специалистами, работающими с детьми с особыми потребностями. Интерпретация результатов требует специальной подготовки и квалификации.
- PDD (Pervasive Developmental Disorder Screening Test), специалисты — это скрининговый тест, разработанный для выявления ранних признаков расстройств аутистического спектра (РАС) у детей. Тест предназначен для детей в возрасте от 24 до 48 месяцев и направлен на выявление возможных нарушений в развитии, таких как трудности в социальной коммуникации, повторяющееся поведение и ограниченные интересы. Этот тест применяется преимущественно педиатрами, детскими психологами, неврологами и другими медицинскими специалистами, которые занимаются ранней диагностикой и поддержкой детей с особенностями развития. Также его могут использовать специалисты, работающие в сфере образования и коррекции, такие как дефектологи и логопеды. Основная цель PDD — раннее выявление признаков РАС, чтобы своевременно начать коррекционную работу и реабилитацию. Ранняя диагностика имеет ключевое значение для успешного вмешательства и улучшения прогноза для ребенка. После заполнения анкеты результаты обрабатываются специалистом, который интерпретирует полученные данные. Высокий итоговый балл может указывать на повышенный риск наличия РАС, что потребует дополнительного обследования с использованием более сложных диагностических инструментов, таких как ADOS-2 или ADI-R. Ранний скрининг с помощью PDD важен потому, что своевременное вмешательство может значительно улучшить качество жизни ребенка и семьи. Чем раньше начата работа по коррекции и поддержке, тем лучше шансы на успешную социализацию и развитие необходимых навыков.
- BSE (Behavioral Summarized Evaluation), специалисты — это опросник, предназначенный для оценки поведения детей с целью выявления возможных признаков аутизма. Он используется для скрининга и первичной диагностики, позволяя родителям и специалистам оценивать различные аспекты поведения ребенка, такие как социальная адаптация, эмоциональные реакции, навыки общения и игры. Этот метод чаще всего используют для оценки поведения детей младшего школьного возраста (примерно от 6 до 12 лет). Однако в некоторых случаях его можно адаптировать и для дошкольников, особенно если нужно оценить их готовность к школе или выявить особенности развития.
- ABLLS-R — это Assessment of Basic Language and Learning Skills — Revised, пересмотренная версия оценки базовых языковых и учебных навыков. Это инструмент для комплексной оценки навыков детей с аутизмом и другими нарушениями развития. Разработан он был психологами Джеймсом Партингтоном и Марком Саттон, и предназначен для помощи специалистам в планировании образовательных программ и отслеживании прогресса ребенка. Основная цель ABLLS-R — выявить сильные стороны и области, нуждающиеся в коррекции, чтобы создать индивидуальную программу вмешательства.
ABLLS-R применяется педагогами, специалистами по прикладному анализу поведения (ABA), психологами, дефектологами и другими профессионалами, работающими с детьми с особыми потребностями. Этот метод особенно популярен среди тех, кто работает с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). ABLLS-R подходит для работы с детьми от младенческого до подросткового возраста, однако наиболее часто его используют для детей дошкольного и младшего школьного возраста (примерно от 2 до 12 лет). Инструмент помогает оценивать развитие в раннем возрасте, когда вмешательство наиболее эффективно.
-VB-MAPP — это аббревиатура от Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program, что переводится как программа оценки вех вербального поведения и размещения. VB-MAPP была разработана доктором Марком Сандбергом и предназначена для проведения комплексного анализа и оценки уровня развития навыков вербального поведения у детей с аутизмом и другими нарушениями развития. Это диагностический инструмент, основанный на принципах прикладного анализа поведения (Applied Behavior Analysis, ABA) и теории вербального поведения Б.Ф. Скиннера. VB-MAPP оценивает уровень владения ребенком определенными базовыми навыками, которые являются важными для успешного социального и академического функционирования.
Этот инструмент широко используется педагогами, поведенческими аналитиками, психологами и другими специалистами, занимающимися терапией и образованием детей с РАС (расстройством аутистического спектра). VB-MAPP помогает разрабатывать адаптивные учебные планы, ориентированные на индивидуальные потребности каждого ребенка. Инструмент разработан для детей раннего и младшего школьного возраста, преимущественно от 18 месяцев до 8 лет. Однако его применение возможно и в работе с подростками и взрослыми, если они находятся на уровне развития, соответствующем этому возрастному диапазону.
- AAP (Autism Assessment Planning)
AAP — это комплексный план обследования, включающий оценку различных аспектов развития ребенка, таких как когнитивные функции, речь, моторика и эмоциональное состояние. Он помогает определить степень выраженности симптомов РАС и разработать индивидуальный план лечения. AAP (Autism Assessment Planning) — это процесс планирования оценки расстройств аутистического спектра (РАС), который включает в себя выбор соответствующих методов и инструментов для диагностики и оценки потребностей пациента. AAP обычно начинается с консультации с медицинским специалистом, который проводит первичную оценку и определяет необходимость дальнейшего обследования. После этого выбираются подходящие диагностические инструменты, такие как ADOS-2 или ADI-R, которые помогают выявить специфические симптомы и особенности поведения, характерные для РАС. Эти инструменты применяются начиная с раннего детства (примерно с 18 месяцев) и могут использоваться на протяжении всей жизни пациента.
- Большой научно-исследовательский и научно-практический интерес во всем мире вызывает комплекс методик PEP (Psychoeducation Profile), предложенный американскими учеными E. Schopler и R. Reichler с соавторами в 1979 году.
В настоящее время используется PEP-3 [Schopler E., Lansing M.D., Reichler R.J., Marcus L.M. Psychoeducational Profile: Third Edition (PEP-3). Austin: Texas, 2004].
Данная методика создавалась и предназначена для оценки особенностей развития детей с аутистическими расстройствами.
- Экспериментально-психологическое(патопсихологическое) исследование дает информацию об индивидуально-психологических свойствах и психическом состоянии больного с РАС, которые необходимы психотерапевтической тактики. Используются шкалы измерения интеллекта Векслера (оригинальный вариант WISC-IV, и его отечественные модификации для детей от 5 лет до 15 лет 11 месяцев и для дошкольников от 4 до 6,5 лет).
- Нейропсихологическое диагностическое исследование. Направлено на выявление отклонений высших психических функций с анализом сформированности т.н. регуляторных функций (программирования, регуляции и контроля). Это позволяет провести оценку когнитивной деятельности ребенка и разработать индивидуальную программу коррекции.
- Инструментальные исследования
В числе параклинических методов при мультидисциплинарном подходе к изучению РАС, широко используется электроэнцефалография (ЭЭГ). У больных детей как с синдромальными, так и не синдромальными (в том числе психотическими) формами РАС есть определённые паттерны ЭЭГ, закономерно изменяющиеся по мере развития болезни и коррелирующие с особенностями клинических состояний.
Ссылка на книгу
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.