Психолого - педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Оценка 4.8

Психолого - педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Оценка 4.8
docx
28.06.2022
Психолого - педагогическая характеристика детей  младшего  школьного возраста
Психолого - педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста.docx

Психолого - педагогическая характеристика детей  младшего  школьного возраста

 

Младший школьный возраст приходится на детей от 7 до 11 лет. Со вступлением в школьную жизнь у ребёнка открывается новая эпоха. Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский [10] говорил, что расставание с дошкольным возрастом - это расставание с детской непосредственностью.  Другой, американский психолог Р. Бернс предупреждал, что, попадая в школьное детство, ребёнок попадает в менее снисходительный, а значит, более требовательный и жесткий мир. Ребёнку уже самому нужно разбираться в своих отношениях с учителями и сверстниками. Ему нужно в одиночку встречаться с требованиями к себе, к тому, что он делает. Для него впервые открывается принципиально новый вид деятельности - учебная [26].

Новые обязанности, новая ответственность, новые поручения качество, которого постоянно находится под строгим контролем учителя, новых товарищей, родителей, всех старых друзей и знакомых, неоправдавшиеся надежды («Я думал, будет интереснее»), новые требования к поведению («Я не умею так долго молчать, когда я знаю...») [22, с. 8].

«Я скоро пойду в школу» - так с гордостью говорят почти все малыши. Они растут, меняются, чувствуют.  Однако, темпы развития у каждого ребенка неодинаковы, и это особенно важно знать учителю. Все необходимые сведения отражаются в «Карте индивидуального развития ребёнка». По наличию  таких сведений, с первых дней учебного года можно выделить группу детей, которые нуждаются в особом внимании, индивидуальном подходе, щадящем режиме. Определить пути и методы работы с ними.

Физическое развитие ребёнка - это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений.

Процесс физического развития в младшем школьном возрасте несколько замедляется, подготавливая почву для своего резкого ускорения в подростковом возрасте. В то же время в этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга. Этот факт объясняется значительными качественными изменениями в умственном развитии, приходящимися на этот возрастной период.

Наряду с этим отмечается несовпадение в темпах роста костей и мышечной ткани: первые развиваются интенсивно, а вторые - медленнее; развитие крупных мышц опережает развитие мелких - все это является причиной плохой координации движений, быстрой утомляемости, нарушения осанки младших школьников. Это истощает силы ребёнка, приводит к ослаблению нервной системы, росту утомляемости, беспокойства и, в конечном счете, снижает его возможности, несмотря на значительные достижения в предыдущий период. В связи с этим становится понятной тревога родителей и врачей за ход адаптации ребенка к школе.

Приступая к психологическому описанию младшего школьника, необходимо учитывать основные психологические «приобретения» дошкольного детства.

Во-первых, это, конечно же, достижения в плане личностного развития, в том числе первые мировоззренческие представления ребёнка об окружающем его мире, а также первые приобретения этического и эстетического опыта, позволяющие ему понять «что такое хорошо и что такое плохо», «что красиво, а что некрасиво». Это и впервые возникшая к концу дошкольного возраста система мотивов, благодаря которой поведение ребёнка становится обдуманным, произвольным. Наконец, это появление первых самооценок, когда ребёнок начинает понимать, что он не всё может, равно как и осознание самого себя, своих личных качеств, то есть появление личного самосознания. Все эти достижения являются необходимым условием для начала становления уже в младшем школьном возрасте важнейшего личностного образования - внутренней позиции школьника, от которой во многом зависит успешность его обучения и поведения в целом. Её становление связано, прежде всего, с тем, что впервые в своей жизни ребёнок примеряет новую для себя социальную роль - роль ученика.

Во-вторых, это достижения в плане интеллектуального развития: развитое воображение, а также образное мышление.

Все эти приобретения составляют основу для произвольности - важнейшего психического свойства, обусловливающего произвольный характер протекания процессов познания и поведения ребёнка. Конечно, произвольность еще только формируется, и в значительной мере готовность ребёнка к школе зависит от того, насколько она сформирована [26].

Поступление в школу означает резкое расширение и усиление социальных контактов с другими взрослыми (учителями) и сверстниками. Интенсивное развитие познания, приводящая к ослаблению эгоцентризма, позволяет детям учитывать другие точки зрения, помимо их собственных. С возрастом эта способность усиливается, и дети легче усваивают принципы сотрудничества. Постепенно приходит понимание того, что за свои поступки придется отвечать самому.

Мышление младшего школьника – это уже операциональное мышление. Его отличительная особенность - появление умственной операции (внутренней умственной деятельности), пришедшей на смену символическому действию. Теперь в основе мыслительной деятельности лежат действия, которые свободны от конкретных, материальных свойств объектов и представляют собой систему умственных действий. Эта система отличается гибкостью, пластичностью, устойчивостью и постоянством. Кроме того, мышление младшего школьника, перестает быть эгоцентричным.

Итак, переживания младшего школьника начинают носить осмысленный характер. Впервые в свой жизни он открывает для себя «сам факт своих переживаний». Поэтому, когда он радуется, он понимает, что радуется, а если сердится, то понимает, что сердится. Благодаря этому у ребенка возникает новое отношение к себе - свидетельство того, что ребёнок всё более осознает себя субъектом собственных переживаний, собственных действий, прежде всего учебных, наконец, субъектом собственного поведения.

На основании рассуждений Э. Эриксона можно сделать ряд важных выводов о психическом развитии младшего школьника.

1. У ребенка интенсивно развивается представление о себе и своих возможностях в различных видах деятельности. А значит, одна из задач развития - это расширение и укрепление Я - концепции ребёнка как совокупности всех имеющихся у него представлений о самом себе.

2. Важнейшей составляющей Я - концепции является, во-первых, развитие самооценки относительно способностей, проявляемых ребёнком в разных сферах. В целом, для младшего школьного возраста характерна завышенная самооценка. Это помогает ребёнку оптимально к себе относиться, верить в свои возможности, в то, что его любят и принимают значимые для него взрослые - родители и учитель. При заниженной самооценке ребёнок может быть отверженным, нелюбимым близкими. Это выступает как существенное препятствие для развития личности. Поэтому важная задача взрослых - поддерживать у ребёнка высокую самооценку и уверенность в себе. Важно отметить, что и степень сформированности Я - концепции, и развитие самооценки влияют на уровень развития самосознания личности ребенка, на его уверенность или неуверенность в себе.

3. Еще одной стратегической задачей развития личности является познавательное, или когнитивное, развитие младшего школьника. Решение этих задач и позволяет назвать данный возраст возрастом больших возможностей. Если же эти задачи решаются плохо, то из возраста больших возможностей он легко превращается в возраст упущенных возможностей [26].

В течение младшего школьного возраста - от семи до одиннадцати лет - ребёнок совершает значительный шаг в понимании себя, своих мотивов, ценностей и интересов.

Исследованиями установлено, что первые представления детей о том, какими они хотели бы быть - то есть образ идеального Я, - возникает только к концу  начальной школы. В этом образе идеального Я положительные качества преобладают над отрицательными, что, по - видимому, помогает ребенку контролировать свои спонтанные импульсы. Замечено, что поведение детей, у которых не сформирован образ идеального Я, носит более импульсивный и спонтанный характер, так как у них скрытый в идеальном Я механизм контроля отсутствует.

Идеальное Я в детском возрасте строится на базе реальных персонажей, которым ребенок стремится подражать. В раннем детстве и младшем школьном возрасте такими персонажами, с которыми связываются параметры идеального Я, являются родители. Идеальное Я выполняет функцию регулятора поведения и развития личности ребенка только в случае незначительного его доминирования над содержанием образа идеального Я, так как при незначительном расхождении ему легче достичь цели. Значительное расхождение между этими двумя образами Я может привести к нарушениям в психике и неадаптивному поведению ребенка.

Особенностью здоровой психики ребёнка является его познавательная активность. У ребенка постоянно возникает огромное количество самых разных вопросов, ведь его познание мира только начинается. Любознательность - это естественное для детей состояние направленности на познание окружающего мира и построение собственной картины этого мира. В младшем школьном возрасте любознательность трансформируется в познавательные интересы.

Подросший ребёнок уже не просто любопытствует, адресуя веер разных вопросов в окружающее пространство, а начинает увлечённо продвигаться в познание какой-то определенной сферы. Особенно важно при этом то, что ребёнок нарабатывает специальные способы нахождения нужной ему информации, используя самые разные источники: взрослых, сверстников, книги, средства массовой информации. Ярким примером проявления познавательного интереса является увлечение детей семи - одиннадцати лет коллекционированием. Собирая марки, открытки, монетки, этикетки и т.п. ребята постепенно учатся приемам классификации, выстраивания закономерностей и, конечно, проникают в историю коллекционируемых предметов. Одним словом, младший школьник может активно познавать то, что для него значимо, интересно [26].

Первоклассники любят мечтать и много мечтают о своём будущем, стремясь подражать при этом взрослым, родителям, героям фильмов и книг. Они имеют уже представление о деятельности взрослых, о ценности профессий, о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Но, как правило, они идеализируют взрослых, стремясь получить именно от них положительное подкрепление: одобрение, ласку, поощрение.

В то же время детям очень важна и оценка сверстников (прежде всего положительная), товарищей по школе, кружку, секции. Почти все дети младшего школьного возраста хотят быть «самыми - самыми». Самыми добрыми, самыми сильными, самыми смелыми, красивыми, первыми, главными и т.п. Они любят хвастаться, очень радуются своим достижениям, а в случае неудачи расстраиваются до слёз. Вот почему недопустимы ситуации, когда в присутствии всего класса указывается на чьи-то недостатки, а тем более демонстрируются его не успехи, трудности в учёбе [7].

Совершенствование знаний в процессе учебной работы младшего школьника идет по следующим направлениям:

- увеличивается объем представлений, понятий и сведений, которыми овладевает ученик. Они составляют индивидуальный опыт школьника.

- знания становятся более точными и глубокими. Движение идет от поверхностного познания лишь самого явления к раскрытию его сущности, к раскрытию законов и закономерностей взаимосвязи явлений. В связи с этим знания приобретают все более обобщенный и осмысленный характер, следовательно, становятся прочными и доказательными.

- знания объединяются в категории, в системы. Они оказываются связанными и превращаются из раздробленных рядов в системно построенные ряды.

- знания приобретают подвижность и гибкость. Они становятся управляемыми самим учеником.

Современный младший школьник взрослеет  «на глазах». За прошедшие с момента рождения годы ребёнок успевает приобрести множество не только индивидуальных особенностей, качеств, которые к шести годам уже определяют основу его личности, структуру его характера. У него появляются собственные эмоциональные реакции, и формируется эмоциональное поведение. Ребёнок становится более сдержанным в своих эмоциональных проявлениях. Он умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками, умеет жить и работать в коллективе, подчиняться его требованиям.

Младший школьный возраст - это очень сложный период в жизни каждого ребёнка. Меняется его социальный статус, появляются новые обязанности, новая ответственность. Происходит резкая перестройка его деятельности, требующая больших физических и умственных нагрузок. Ему приходится приспосабливаться к новым условиям классного коллектива и от того, как он к этим условиям приспособится, зависит очень многое.

 


 

Психолого - педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Психолого - педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

В связи с этим становится понятной тревога родителей и врачей за ход адаптации ребенка к школе

В связи с этим становится понятной тревога родителей и врачей за ход адаптации ребенка к школе

Кроме того, мышление младшего школьника, перестает быть эгоцентричным

Кроме того, мышление младшего школьника, перестает быть эгоцентричным

Замечено, что поведение детей, у которых не сформирован образ идеального

Замечено, что поведение детей, у которых не сформирован образ идеального

Они любят хвастаться, очень радуются своим достижениям, а в случае неудачи расстраиваются до слёз

Они любят хвастаться, очень радуются своим достижениям, а в случае неудачи расстраиваются до слёз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2022