ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

  • doc
  • 13.07.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Иконка файла материала М.В.Закирьянова.doc

Закирьянова Марина Викторовна,

Педагог-психолог,

МБОУ СОШ №1 города Бирска,

г. Бирск, Республика Башкортостан

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

С внедрением дистанционного обучения деятельность специалистов службы психолого-педагогической поддержки как полноценных участников образовательного процесса остается обязательной.

Психолого-педагогическая поддержка образования – это конкретная работа, напрямую связанная с эффективным введением стандарта и направленная на обеспечение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы того или иного уровня общего образования.

Психолого-педагогическая поддержка дистанционного обучения

Консультирование

Коррекция и развитие

Реабилитация

 

 

 

 

 

 

ДО

Меняется количество благополучателей

 

 

Просвещение

Профилактика

 

 

Меняется организация работы, при этом остается востребованным прежнее содержание

 

Диагностика

Мониторинг образовании

Экспертно- аналитическая

работа

 

Появляются новые акценты в подготовке специалистов службы сопровождения в образовании

Необходимо расширять форматы деятельности с упором на Интернет -технологии!

Цель психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения

Обусловлена государственным заказом на результаты обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС ОО и потребностями всех субъектов образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения

1) создание организационной модели психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения (традиционная, централизованная, кустовая),

2) нормативно-правовое обеспечение психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения (положение, в котором зафиксированы цель, задачи, результаты, организационное взаимодействие субъектов, их права и обязанности планирование, направления, формы и уровни сопровождения с перечнем отчетной документации педагога-психолога и регламентом ее ведения),

3) определение, какие из направлений, форм и уровней психолого-педагогической поддержки можно перевести на дистанционный формат работы,

4) содержательная адаптация выбранных направлений, форм и уровней психолого-педагогической поддержки для осуществления в дистанционном формате;

5) организация рабочего места специалистов службы психолого-педагогической поддержки, режима труда и отдыха,

6) определение критериев и методов оценки результативности работы специалистов службы психолого-педагогической поддержки в дистанционном формате работы.

Организационные модели психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения

ТРАДИЦИОННАЯ – в каждой образовательной организации есть специалист, пакет нормативно-правовой документации ППС, отчетности, выстроена схема взаимодействия внутри образовательной организации, сформированы планы и программы работы.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ - специалисты ППМС-центра обсуживают несколько образовательных организаций, составляют отчеты. Очень важна готовность администраторов делегировать часть полномочий другому юридическому лицу и осуществлять контроль работы специалистов.

КУСТОВАЯ (СЕТЕВАЯ) МОДЕЛЬ – несколько специалистов из разных ППМС-центров оказывают услуги по психолого-педагогическому сопровождению по заявке образовательной организации, либо предоставление услуг по сопровождению в бесплатных ППМС-центрах по заявке самих субъектов образовательного процесса. Требует к себе крайне внимательного отношения.

- каждая из моделей определяет виды деятельности педагога-психолога с участниками образовательных отношений, требует управленческой поддержки, соответствующего методического обеспечения и уровня квалификации специалиста;

- выбор модели состоит не столько в ее прямом наложении на деятельность педагога-психолога, но в ее адаптации к условиям конкретной образовательной организации (расширение или сужение задач, изменение видов деятельности, конкретизацию адресных групп и т.д.);

- возможно использование других моделей или комбинация нескольких, НО должны быть четко определены цели и задачи деятельности педагога-психолога, адресные группы, виды деятельности по ним, необходимая управленческая поддержка и ресурсная база.

Форматы психолого-педагогической поддержки в период

дистанционного обучения

1.     консультирование онлайн (с использованием программ Zoom, Skype, WhatsApp);

2.     консультирование по принципу «телефон доверия» через электронную почту и оперативная помощь через социальные сети;

3.     диагностика через сеть Интернет, с возможностью сбора данных на едином ресурсе (например, социально-психологическое тестирование);

4.     проведение онлайн опросов и тестов с помощью Интернет-ресурсов (например, тестирование через Google-формы);

5.     просвещение и психопрофилактика посредством создания видео-контента, прямых эфиров, вебинаров, электронных библиотек, коллекций видеофильмов;

6.     коррекция с использованием онлайн- и мобильных тренажеров, онлайн игр (например, для коррекции и развития познавательных процессов);

7.     фиксация и хранение материалов в рамках психолого-педагогического сопровождения в виртуальном облаке;

8.     Экспертиза материалов дистанционного обучения с точки зрения соответствия возрастным и индивидуальным особенностям, психологическим характеристикам познавательных процессов.

Перспективы подготовки специалистов психологической службы в образовании и повышение их квалификации

·        создание и развитие интеграционной платформы непрерывного психолого-педагогического образования;  

·        единая база научно-методических ресурсов психологической службы в образовании; развитие собственного IТ-потенциала психолого-педагогических служб в образовательных организациях;

·        разработка цифрового контента в формате онлайн-курсов, вебинаров, прямых трансляций и др.

 

Субъекты психолого-педагогической поддержки

дистанционного обучения в условиях неопределенности будущего

Педагоги

 

• ответственность за освоение программы в условиях ДО

• давление со стороны администрации, родителей

• растерянность в разнообразии предлагаемого контента

 

Родители

 

• необходимость освоения новой роли (модератора, соорганизатора ДО)

• вместе 24/7

• совместить работу дистанционно и решение семейных вопросов

Дети

 

• влияние родителей на процесс ДО

• сокращение «живого общения» со сверстниками

• вместе 24/7