Закирьянова Марина Викторовна,
Педагог-психолог,
МБОУ СОШ №1 города Бирска,
г. Бирск, Республика Башкортостан
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
С внедрением дистанционного обучения деятельность специалистов службы психолого-педагогической поддержки как полноценных участников образовательного процесса остается обязательной.
Психолого-педагогическая поддержка образования – это конкретная работа, напрямую связанная с эффективным введением стандарта и направленная на обеспечение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы того или иного уровня общего образования.
Психолого-педагогическая поддержка дистанционного обучения
Консультирование Коррекция и развитие Реабилитация |
ДО |
Меняется количество благополучателей
|
Просвещение Профилактика
|
Меняется организация работы, при этом остается востребованным прежнее содержание |
|
Диагностика Мониторинг образовании Экспертно- аналитическая работа |
Появляются новые акценты в подготовке специалистов службы сопровождения в образовании |
Необходимо расширять форматы деятельности с упором на Интернет -технологии!
Цель психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения
Обусловлена государственным заказом на результаты обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС ОО и потребностями всех субъектов образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения
1) создание организационной модели психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения (традиционная, централизованная, кустовая),
2) нормативно-правовое обеспечение психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения (положение, в котором зафиксированы цель, задачи, результаты, организационное взаимодействие субъектов, их права и обязанности планирование, направления, формы и уровни сопровождения с перечнем отчетной документации педагога-психолога и регламентом ее ведения),
3) определение, какие из направлений, форм и уровней психолого-педагогической поддержки можно перевести на дистанционный формат работы,
4) содержательная адаптация выбранных направлений, форм и уровней психолого-педагогической поддержки для осуществления в дистанционном формате;
5) организация рабочего места специалистов службы психолого-педагогической поддержки, режима труда и отдыха,
6) определение критериев и методов оценки результативности работы специалистов службы психолого-педагогической поддержки в дистанционном формате работы.
Организационные модели психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения
ТРАДИЦИОННАЯ – в каждой образовательной организации есть специалист, пакет нормативно-правовой документации ППС, отчетности, выстроена схема взаимодействия внутри образовательной организации, сформированы планы и программы работы.
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ - специалисты ППМС-центра обсуживают несколько образовательных организаций, составляют отчеты. Очень важна готовность администраторов делегировать часть полномочий другому юридическому лицу и осуществлять контроль работы специалистов.
КУСТОВАЯ (СЕТЕВАЯ) МОДЕЛЬ – несколько специалистов из разных ППМС-центров оказывают услуги по психолого-педагогическому сопровождению по заявке образовательной организации, либо предоставление услуг по сопровождению в бесплатных ППМС-центрах по заявке самих субъектов образовательного процесса. Требует к себе крайне внимательного отношения.
- каждая из моделей определяет виды деятельности педагога-психолога с участниками образовательных отношений, требует управленческой поддержки, соответствующего методического обеспечения и уровня квалификации специалиста;
- выбор модели состоит не столько в ее прямом наложении на деятельность педагога-психолога, но в ее адаптации к условиям конкретной образовательной организации (расширение или сужение задач, изменение видов деятельности, конкретизацию адресных групп и т.д.);
- возможно использование других моделей или комбинация нескольких, НО должны быть четко определены цели и задачи деятельности педагога-психолога, адресные группы, виды деятельности по ним, необходимая управленческая поддержка и ресурсная база.
Форматы психолого-педагогической поддержки в период
дистанционного обучения
1. консультирование онлайн (с использованием программ Zoom, Skype, WhatsApp);
2. консультирование по принципу «телефон доверия» через электронную почту и оперативная помощь через социальные сети;
3. диагностика через сеть Интернет, с возможностью сбора данных на едином ресурсе (например, социально-психологическое тестирование);
4. проведение онлайн опросов и тестов с помощью Интернет-ресурсов (например, тестирование через Google-формы);
5. просвещение и психопрофилактика посредством создания видео-контента, прямых эфиров, вебинаров, электронных библиотек, коллекций видеофильмов;
6. коррекция с использованием онлайн- и мобильных тренажеров, онлайн игр (например, для коррекции и развития познавательных процессов);
7. фиксация и хранение материалов в рамках психолого-педагогического сопровождения в виртуальном облаке;
8. Экспертиза материалов дистанционного обучения с точки зрения соответствия возрастным и индивидуальным особенностям, психологическим характеристикам познавательных процессов.
Перспективы подготовки специалистов психологической службы в образовании и повышение их квалификации
· создание и развитие интеграционной платформы непрерывного психолого-педагогического образования;
· единая база научно-методических ресурсов психологической службы в образовании; развитие собственного IТ-потенциала психолого-педагогических служб в образовательных организациях;
· разработка цифрового контента в формате онлайн-курсов, вебинаров, прямых трансляций и др.
Субъекты психолого-педагогической поддержки
дистанционного обучения в условиях неопределенности будущего
Педагоги
|
• ответственность за освоение программы в условиях ДО • давление со стороны администрации, родителей • растерянность в разнообразии предлагаемого контента
|
Родители
|
• необходимость освоения новой роли (модератора, соорганизатора ДО) • вместе 24/7 • совместить работу дистанционно и решение семейных вопросов |
Дети
|
• влияние родителей на процесс ДО • сокращение «живого общения» со сверстниками • вместе 24/7 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.