Психолого-педагогическая сущность продуктивности учебной деятельности
Оценка 5

Психолого-педагогическая сущность продуктивности учебной деятельности

Оценка 5
Лекции
docx
воспитание
СCУЗ, ВУЗ
26.10.2022
Психолого-педагогическая сущность продуктивности учебной деятельности
Лекция.docx

Психолого-педагогическая сущность продуктивности учебной деятельности

Содержание: портрет современного первоклассника, работоспособность и утомляемость как критерии продуктивности учебной деятельности, уровни обучаемости младшего школьника, характеристика умственной деятельности.

Раз в четыре года учитель начальных классов открывает свое сердце новым ученикам.

А какие они современные первоклассники? Это мальчишки и девчонки 7-8 лет, несущие на своих плечах начало 21 века – века мобильности, иных скоростей, иных жизненных ценностей.

Современный первоклассник имеет следующие особенности:

1.      У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.

2.      У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.

3.      У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение, более высокая самооценка.

4.      Зачастую наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых.

5.      У современных детей более слабое здоровье.

6.      Они перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие – дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

На уроках такие первоклассники зачастую невнимательно слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам; либо напротив дети сидят и играют в электронные игры (ведь многие приносят в школу свои гаджеты).

Такие особенности способствуют замедлению формирования устойчивой внутренней мотивации к учению.

Кроме этого, на сегодняшний день, поменялись запросы общества к выпускнику начальной школы и школы в целом.

Поэтому важно меняться и современному учителю.

А какой он учитель 21 века? Это наставник, который помогает ученику овладеть универсальными учебными действиями.

Таким образом, в современной системе образования меняется и ученик и учитель.

Но, несмотря на все перемены, всё же остаются дети, которые не хотят учиться.

- Почему так происходит?

- Как заинтересовать такого ученика?

- Как запустить внутренние процессы мотивации?

- Как сделать так, чтобы мотивация стала устойчивой? Чтобы она усиливала продуктивность учебной деятельности ученика?

Для этого учителю важно понимать психолого-педагогическую сущность продуктивности учебной деятельности.

Продуктивность учебной деятельности в первую очередь связана с понятием работоспособности.

Работоспособность включает в себя 3 основных периода, которые зависят от функционального состояния организма: врабатывание, устойчивый период, утомление. Продолжительность фаз работоспособности зависит от возраста, состояния здоровья, соответствия предъявляемых требований возможностям ребенка. Графики работоспособности у детей и взрослых существенно различаются.

         На стадии врабатывания работоспособность постепенно повышается, устанавливаются связи между нервными центрами, что сопровождается значительным напряжением и высокими энергозатратами. У учащихся младшего школьного возраста этот период длится в среднем 3-5 минут, у детей медлительных, со слабым типом нервной системы -  в 1,5-2 раза длиннее. Поэтому нецелесообразно планировать сложные задания на начало урока.

         Устойчивый период характеризуется достаточно высоким качеством деятельности сравнительно невысокими напряжением и энергозатратами. У младших школьников стадия оптимальной работоспособности составляет от 15 до 25 минут. Именно на этот период должна приходиться основная учебная нагрузка. Затем постепенно нарастает утомление, однако ребенок усилием воли или функционального напряжения организма может продолжать работу (5-7 мин.). В связи с этим в физиологии существует понятие так называемого резерва. Используя резервные функциональные возможности, дети способны достичь достаточно высоких результатов, но следует помнить, что постоянная работа на пределе возможностей приводит к перенапряжению, физическому переутомлению, нервно-психическим расстройствам и возникновению хронических заболеваний. У детей резервные возможности на 40-70 % ниже, чем у взрослых.

         Утомление - особое состояние, когда ребенок работает при значительном напряжении, при этом качество работы и темп деятельности существенно снижаются, вплоть до отказа от работы. Первыми признаками утомления становятся нарушение концентрации внимания, двигательное беспокойство, увеличение числа ошибок. Изменения, связанные с утомлением носят временный характер и исчезают после отдыха или смены вида деятельности. 

В начальной школе учащимся необходима частая смена видов деятельности, эмоциональное воздействие.  Важно знать, что одинаково утомляет как однообразная длительная деятельность, так и частая смена видов деятельности. Утомлению способствует также перегрузка лишней информацией, высокое психоэмоциональное напряжение, ситуация дефицита времени и несоответствие требований возможностям ребенка.

         Дневная, недельная и годовая динамика работоспособности близки к стандартной кривой (1 урок, день недели, четверть - стадии врабатывания, 2-3 - устойчивый период, затем - постепенный спад и утомление). Поэтому 5 урок в начальной школе неэффективен. Каждый урок можно характеризовать по параметрам трудности, насыщенности и эмоциональности. Как правило, низкая характеристика одного показателя компенсируется высоким показателем другого, поэтому в целом основные предметы в начальном курсе обучения оказывают практически одинаковое влияние на работоспособность.

            Важное значение в продуктивности учебной деятельности имеет уровень обучаемости учащегося.

Обучаемость - это один из основных показателей готовности человека к спонтанному или целенаправленному освоению знаний, выражающийся в различной восприимчивости к овладению новой информацией в процессе образовательной деятельности.

Обучаемость школьников характеризуется такими общими показателями, как темп прогресса при овладении знаниями и развитии умений, отсутствие трудностей в процессе освоения (напряжение, необоснованная усталость и др.), пластичность мышления при переходе на новые способы совместной деятельности, устойчивость запоминания и понимания материала.

Многие исследователи выделяют следующие уровни обучаемости:

 • III уровень обучаемости - самый высокий. Его принято называть творческим, так как он предполагает наличие способности самостоятельного интегрирования новой информации в совокупность собственных знаний. Это определяет умение находить неординарные способы решения учебных задач пользуясь стандартным набором УУД.

 • II уровень – прикладной. Он характеризуется наличием у детей способности активного использования приобретенных знаний в знакомой типичной ситуации.

• I уровень – репродуктивный. Школьник, понимает и запоминает новый материал, применяет его по алгоритму. В том случае, если испытуемый не способен проявить даже минимальный перечень возможностей, его определяют к группе учебного риска.

В качестве критериев анализа обучаемости используют ряд характеристик умственной деятельности ребенка: 1. Наличие или отсутствие потребности в подсказке. 2. Количество времени, затрачиваемого на выполнение задания по поиску принципа аналогии фигур. 3. Типы ошибок с учетом анализа источников их возникновения. 4. Число необходимых ребенку упражнений (по А. Я. Ивановой). При этом важно учитывать врожденные способности ребенка и уровень его познавательной активности, мотивации.

Таким образом, в продуктивности учебной деятельности важное значение имеет уровень работоспособности ученика, уровень его обучаемости и познавательной активности.

 

Литература, рекомендуемая для обучения:

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] (утвержден приказом Минобрнауки РФ 6.10.2009 г. № 373) –

http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922

 

2.     Межина, А. В. Повышение успешности учебной деятельности младших школьников на основе саморегуляции : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Межина Анна Владимировна. – М., 2010. – 168 с

http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-povyshenie-uspeshnosti-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-na-osnove-samoregulyatsii

 

3.     Амонашвили, Ш. А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики / Ш. А. Амонашвили. – М. : ИД Шалвы Амонашвили, 2000. – 144 с.

http://amonashvili.com/books/6/4-6.2.pdf

 

4.     Францева, М. В. Психолого-педагогические условия формирования успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза в процессе овладения иностранным языком : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Францева Маргарита Владимировна. – Тамбов, 2009. – 171 с.

http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-psihologo-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-uspeshnosti-uchebno-professionalnoy-deyatelnosti-studentov-meditsinskogo

 

5.     Староверова, М. С. Неуспешность в обучении: природные и социальные факторы и пути коррекции //Директор школы. – 2002. - № 4.

http://umotnas.ru/umot/neuspeshnoste-v-obuchenii-prirodnie-i-socialenie-faktori-i-put/

 

6.     Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы : учеб. пособие / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2004. – 509 с.

http://www.studfiles.ru/preview/4019619/

 

7.     Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М. : Просвещение, 1984. – 246 с.

http://www.childpsy.ru/lib/books/id/9106.php

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Психолого-педагогическая сущность продуктивности учебной деятельности

Психолого-педагогическая сущность продуктивности учебной деятельности

Такие особенности способствуют замедлению формирования устойчивой внутренней мотивации к учению

Такие особенности способствуют замедлению формирования устойчивой внутренней мотивации к учению

У учащихся младшего школьного возраста этот период длится в среднем 3-5 минут, у детей медлительных, со слабым типом нервной системы - в 1,5-2 раза длиннее

У учащихся младшего школьного возраста этот период длится в среднем 3-5 минут, у детей медлительных, со слабым типом нервной системы - в 1,5-2 раза длиннее

Дневная, недельная и годовая динамика работоспособности близки к стандартной кривой (1 урок, день недели, четверть - стадии врабатывания, 2-3 - устойчивый период, затем - постепенный…

Дневная, недельная и годовая динамика работоспособности близки к стандартной кривой (1 урок, день недели, четверть - стадии врабатывания, 2-3 - устойчивый период, затем - постепенный…

II уровень – прикладной. Он характеризуется наличием у детей способности активного использования приобретенных знаний в знакомой типичной ситуации

II уровень – прикладной. Он характеризуется наличием у детей способности активного использования приобретенных знаний в знакомой типичной ситуации

Амонашвили, Ш. А. Школа жизни

Амонашвили, Ш. А. Школа жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2022