Психолого-педагогические принципы работы с родителями в ДОУ.

  • docx
  • 22.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка.docx

                  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                             детский сад комбинированного вида №18

                                                                        г.о. Самара

                              

 

 

 

 

                                  Практикум для педагогов

       «Самый трудный родитель.  Самый приятный родитель»

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Педагогический совет МБДОУ №18

                                                                             Декабрь 2013 год

                                                                              Подготовила: педагог-психолог

                                                                              Леонтьева Н.Н.

    «Самый трудный родитель. Самый приятный родитель».

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями.

Задачи:

·        развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;

·        обучение практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с «трудными родителями»;

·        отреагирование собственных негативных чувств к родителям

·        обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.

 

Наша работа предполагает ежедневное общение с родителями воспитанников. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас может чем-то не устраивать любой из родителей. Для того чтобы легче и конструктивнее выстраивались эти взаимоотношения необходимо обладать не только профессиональными знаниями, но и знать себя. Начнем с себя.

1.Диагностика  отношения педагога к миру с помощью рисуночной методики «Домик для эльфа». Авт. Королева З. Книга «Говорящий» рисунок» Екатеринбург, 2005.

Цель: узнать ваше отношение к окружающему миру.

Инструкция: Перед вами кусочек лесного пейзажа и маленький эльф, которому нужен домик. Ваша задача проста – нарисуйте ему дом!

Интерпритация результатов.

 

 2. Упражнение «Портрет плохого, хорошего родителя»

Участники делятся на две группы, получают задание:

Первая группа создает обобщенный портрет родителя, взаимодействие с которым вызывает отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками (в виде пиктограммы, схемы, карикатуры и т.п.). На доске воспитатели записывают отрицательные качества, которые они отразили в этом портрете.

Вторая группа создает портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. На доске записывают положительные качества созданного образа.

Полученные портреты закрепляются на мольбертах , проходит обсуждение:

- Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым неприятно вступать в контакт?

- Есть ли в вашей практике такие родители?

- Что вы чувствовали при создании положительного портрета?

- Есть ли в ваших группах такие родители?

Сравнить записанные отрицательные и положительные качества , подсчитать количество. Соотнесение по количеству указывает на отрицательный или положительный настрой в восприятии воспитателями родителей.

Вывод: Как вы считаете, нужно ли искать подход  к тем родителям, которые вам неприятны? Мы понимаем, что невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки - люди вправе их иметь. Поэтому, разрешите родителям воспитанников быть такими, какие они есть.

 

3.Игра «Два полушария»

Инструкция. Каждую команду представляет тройка участников. Два человека олицетворяют полушария головного мозга родителя, а третий – это воспитатель, который высказывает «родителю» претензию (она формулируется четко и конкретно и адресовывается реально существующему родителю).

Задача «полушарий ответить на претензию совместно (каждый говорит по одному слову), чтобы разрешить проблему. Например, воспитатель спрашивает: «Почему ваш ребенок опаздал на утреннюю зарядку?» «Правое полушарие»: «Мы…», «Левое полушарие»: «проспали». Затем участники меняются местами.

 

4.Упражнение «Выбери фразу»

Участникам команд предлагается выбрать «удачные « и «неудачные» фразы, которые могут быть использованы в общении с родителями.

 

                    «Нежелательные» фразы в паре с «желательными»

1.  «Я бы хотела…» - «Вы хотите…»

2. «Вы, наверное, уже об этом слышали…» - «Вероятно, вы об этом еще не слышали…»

3. Мне представляется интересным то, что…» - «Вам будет интересно узнать…»

4. «Я пришла к такому выводу, что…» - «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»

5. «Конечно, вам уже известно…» - «Хотя вам это и неизвестно…»

6. « Вы, конечно, об этом еще не знаете…» - «Как вы знаете…».

 

5. Алгоритм принятия родителя.

1. Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение через осознание положительных качеств и черт родителя.

2. Реагировать не на сами поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение.

3. На этой основе принять родителя таким, какой он есть.

4. Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.

 6. Обратная связь

5. Алгоритм принятия родителя.

1. Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение через осознание положительных качеств и черт родителя.

2. Реагировать не на сами поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение.

3. На этой основе принять родителя таким, какой он есть.

4. Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.

 

 

 

5. Алгоритм принятия родителя.

1. Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение через осознание положительных качеств и черт родителя.

2. Реагировать не на сами поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение.

3. На этой основе принять родителя таким, какой он есть.

4. Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.

 

 

 

5. Алгоритм принятия родителя.

1. Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение через осознание положительных качеств и черт родителя.

2. Реагировать не на сами поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение.

3. На этой основе принять родителя таким, какой он есть.

4. Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.

 

 

5. Алгоритм принятия родителя.

1. Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение через осознание положительных качеств и черт родителя.

2. Реагировать не на сами поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение.

3. На этой основе принять родителя таким, какой он есть.

4. Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.

 

 

 

 

                    «Нежелательные» фразы в паре с «желательными»

 

 

 

1.  «Я бы хотела…» - «Вы хотите…»

 

 

 

2. «Вы, наверное, уже об этом слышали…» - «Вероятно, вы об этом еще не слышали…»

 

 

 

3. Мне представляется интересным то, что…» - «Вам будет интересно узнать…»

 

 

 

 

 

                    

    «Нежелательные»  фразы в паре с «желательными»

 

 

 

4. «Я пришла к такому выводу, что…» - «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»

 

 

5. «Конечно, вам уже известно…» - «Хотя вам это и неизвестно…»

 

 

 

6. « Вы, конечно, об этом еще не знаете…» - «Как вы знаете…».