ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В УЧИЛИЩЕ
Жиганова Анна Алексеевна
Педагог-организатор
Государственного бюджетного образовательного
учреждения
«Профессиональное училище № 13»
Россия, город Калач-на-Дону
Аннотация: Статья посвящена проблеме адаптации обучающихся первого курса к процессу обучения в училище. Представлена примерная программа психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся, определены основные направления работы и ожидаемые результаты.
Ключевые слова: Социально-психологическая адаптация, профессиональная адаптация, психолого-педагогическое сопровождение, социализация, образовательно-воспитательная среда.
Студенческий возраст совпадает с периодом юности, границами которого в отечественной психологии принято считать 14-18 лет. Особенности возраста ранней юности во многом, связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой состоит в том, что в этот период перед молодым человеком встает жизненно важная задача - осуществить профессиональное самоопределение.
Особенно трудным для обучающихся является первый год обучения. Учебный процесс в школе во многом отличается от обучения в
профессиональном учебном заведении: новый режим занятий, другие взаимоотношения с педагогами и сверстниками, понимание роли профессиональных дисциплин для будущей специальности, все это ведет к значительным изменениям всего образа жизни в целом. Успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в училище является залогом дальнейшего развития каждого обучающегося как личности, будущего специалиста. Именно в это время организация работы с первокурсниками по их адаптации к студенческой жизни становится особенно значимой.
Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [Г.И. Постовалова, 1973].
Принято выделять два вида студенческой адаптации:
а) профессиональную адаптацию, т.е. приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
б) социально-психологическую адаптацию, т.е. приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.
Кроме того, исследователи различают 3 формы адаптации обучающихся
к образовательным условиям:
1. Формальная адаптация - познавательно-информационное приспособление обучающихся к новому окружению, к структуре образовательного учреждения, к содержанию обучения в нём, к предъявляемым требованиям и своим обязанностям.
2. Общественная адаптация - процесс внутренней интеграции
(объединения) групп обучающихся и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом.
3. Дидактическая адаптация - подготовка обучающихся к новым формам
и методам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения
[Л.Д. Столяренко, 2002].
Нам кажется очевидным, что психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первокурсников к новому образу жизни и деятельности в училище необходимо, кроме того, данная деятельность психологической службы должна быть направлена на поиск путей активизации процесса адаптации. Ведь профессиональная деятельность обучающихся после окончания училища во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Этим объясняется актуальность создания в училище программы по осуществлению психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся первокурсников к процессу обучения.
Целью программы является осуществление социально-психологических и педагогических мероприятий, способствующих успешной адаптации первокурсников к условиям и особенностям учебного процесса в училище.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
1. Подготовка обучающихся к новым условиям обучения;
2. Изучение индивидуально – психологических особенностей личности;
3. Формирование позитивных учебных мотивов;
4. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе;
5. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия,
повышения уверенности в себе.
6. Оказание психологической и социальной помощи;
Работа по реализации программы осуществляется в следующих направлениях:
1. Аналитико - диагностическая работа
2. Профилактические мероприятия
3.Развивающая и коррекционная работа
Примерное планирование реализации программы
№ |
Мероприятия |
|
|
1. Аналитико – диагностическая работа
1.1. Изучение личных дел обучающихся. Составление социальных паспортов.
1.2. |
Выявление |
разносторонних интересов, |
коммуникативных |
|||||
|
навыков. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
1.3. |
Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения |
|||||||
|
особенностей |
|
социально-психологической |
адаптации |
к |
|||
|
специфике учебных предметов |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||||
1.4. |
Изучение |
индивидуально-психологических |
особенностей |
|||||
|
обучающих групп нового набора |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|||||
1.5. |
Изучение общих способностей умственной деятельности |
|
|
|||||
|
|
|
|
|||||
1.6. |
Диагностика уровня тревожности обучающихся нового набора |
|
|
|||||
|
|
|
||||||
1.7. |
Исследование степени удовлетворенности студенческой жизнью |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||
1.8. |
Изучение учебной мотивации обучающихся |
|
|
|
|
|||
|
|
|
||||||
1.9. |
Исследование реальной структуры ценностных ориентаций |
|||||||
|
личности (лонгитюдное исследование) |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|||
1.10. |
Диагностика адаптированности (итоговая) |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
2.Профилактические мероприятия |
|
|
|
|
|||
|
|
|
||||||
2.1. |
Вовлечение обучающихся в деятельность секций, кружков, клубов, |
|||||||
|
студий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2.2. |
Психологическое |
сопровождение |
процесса |
адаптации |
||||
|
(профилактика дезадаптации) |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
2.3. |
Обеспечение |
комфортных условий |
проживания |
студентов |
в |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
общежитии, оказание различных видов социальной помощи обучающихся льготных категорий
2.4. Подготовка и проведение родительских собраний в группах нового набора
2.5. Подготовка и проведение классных часов с элементами СПТ:
«Безконфликтное общение»
2.6. Профилактика нервно-психических перегрузок:
СПТ «Как снять напряжение»
СПТ«Экзамен «на носу!»
3. Развивающая и коррекционная работа
3.1. СПТ на самопознание и самопринятие (По результатам диагностической работы)
3.2. Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с обучающимися по выявленным проблемам
3.3. Оказание психологической помощи и поддержки обучающимися и преподавателям в решении личностных и пр. проблем, связанных с процессом адаптации первокурсников
Ожидаемые результаты:
1. Создание комфортной образовательно - воспитательной среды для первокурсников;
2. Определение контингента групп, выявление лидеров, формирование актива, создание благоприятного психологического климата в группах,
принятие обучающимися традиций училища;
3. Позитивная динамика степени социально-психологической адаптации первокурсников;
4. Низкий процент отсева первокурсников;
5. Формирование у первокурсников компетенций взаимодействия,
социального общения, навыков работы в коллективе;
6. Наличие мотивации к дальнейшему продолжению образования,
формирование устойчивого интереса к профессии;
7. Продуктивная совместная деятельность в учебных и творческих коллективах.
Предложенная программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации обучающихся к учебному процессу рассчитана на первый семестр первого года обучения обучающихся в училище и осуществляется как в процессе преподавания учебных дисциплин, так и в процессах учебного и внеучебного взаимодействия с обучающимися.
Литература
1. Постовалова Г.И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. - М.: Азимут-Центр, 2007. - 229 с.
2. Столяренко Л.Д. Особенности развития личности студента. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 671 с.
3. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.