ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В УЧИЛИЩЕ
Оценка 4.7

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В УЧИЛИЩЕ

Оценка 4.7
doc
03.05.2020
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В УЧИЛИЩЕ
Психолого-педагогическое сопровождение первокурсников.doc

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В УЧИЛИЩЕ

 

Жиганова Анна Алексеевна

 

Педагог-организатор

 

 

Государственного бюджетного образовательного

 

учреждения

 

«Профессиональное училище № 13»

 

Россия, город Калач-на-Дону

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме адаптации обучающихся первого курса к процессу обучения в училище. Представлена примерная программа психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся, определены основные направления работы и ожидаемые результаты.

 

Ключевые слова: Социально-психологическая адаптация, профессиональная адаптация, психолого-педагогическое сопровождение, социализация, образовательно-воспитательная среда.

 

 

Студенческий возраст совпадает с периодом юности, границами которого в отечественной психологии принято считать 14-18 лет. Особенности возраста ранней юности во многом, связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой состоит в том, что в этот период перед молодым человеком встает жизненно важная задача - осуществить профессиональное самоопределение.

 

Особенно трудным для обучающихся является первый год обучения. Учебный процесс в школе во многом отличается от обучения в

профессиональном учебном заведении: новый режим занятий, другие взаимоотношения с педагогами и сверстниками, понимание роли профессиональных дисциплин для будущей специальности, все это ведет к значительным изменениям всего образа жизни в целом. Успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в училище является залогом дальнейшего развития каждого обучающегося как личности, будущего специалиста. Именно в это время организация работы с первокурсниками по их адаптации к студенческой жизни становится особенно значимой.

 

Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [Г.И. Постовалова, 1973].

 

Принято выделять два вида студенческой адаптации:

 

а) профессиональную адаптацию, т.е. приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

 

б) социально-психологическую адаптацию, т.е. приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.

 

Кроме того, исследователи различают 3 формы адаптации обучающихся

 

к  образовательным условиям:

 

1.             Формальная адаптация - познавательно-информационное приспособление обучающихся к новому окружению, к структуре образовательного учреждения, к содержанию обучения в нём, к предъявляемым требованиям и своим обязанностям.

 

2.        Общественная  адаптация  -  процесс  внутренней  интеграции

 

(объединения) групп обучающихся и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом.


3.   Дидактическая адаптация - подготовка обучающихся к новым формам

 

и     методам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения

 

[Л.Д. Столяренко, 2002].

 

Нам кажется очевидным, что психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первокурсников к новому образу жизни и деятельности в училище необходимо, кроме того, данная деятельность психологической службы должна быть направлена на поиск путей активизации процесса адаптации. Ведь профессиональная деятельность обучающихся после окончания училища во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Этим объясняется актуальность создания в училище программы по осуществлению психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся  первокурсников к процессу обучения.

 

Целью программы является осуществление социально-психологических и педагогических мероприятий, способствующих успешной адаптации первокурсников к условиям и особенностям учебного процесса в училище.

 

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

 

1.                 Подготовка обучающихся  к новым условиям обучения;

 

2.                 Изучение индивидуально – психологических особенностей личности;

 

3.                 Формирование позитивных учебных мотивов;

 

4.                 Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе;

 

5.                 Развитие  навыков  эффективного  межличностного  взаимодействия,

 

повышения уверенности в себе.

 

6.                 Оказание психологической и социальной помощи;

 

Работа по реализации программы осуществляется в следующих направлениях:


1.   Аналитико - диагностическая работа

 

2.   Профилактические мероприятия

 

3.Развивающая и коррекционная работа

 

Примерное планирование реализации программы

 

Мероприятия

 

 

1. Аналитико – диагностическая работа

 

1.1.              Изучение личных дел обучающихся. Составление социальных паспортов.

 

1.2.

Выявление

разносторонних    интересов,

коммуникативных

 

навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.

Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения

 

особенностей

 

социально-психологической

адаптации

к

 

специфике учебных предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.

Изучение

индивидуально-психологических

особенностей

 

обучающих групп нового набора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5.

Изучение общих способностей умственной деятельности

 

 

 

 

 

 

1.6.

Диагностика уровня тревожности обучающихся нового набора

 

 

 

 

 

1.7.

Исследование степени удовлетворенности студенческой жизнью

 

 

 

 

 

 

1.8.

Изучение учебной мотивации обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

1.9.

Исследование  реальной  структуры  ценностных  ориентаций

 

личности (лонгитюдное исследование)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.10.

Диагностика адаптированности (итоговая)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Профилактические мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

2.1.

Вовлечение обучающихся в деятельность секций, кружков, клубов,

 

студий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.

Психологическое

сопровождение

процесса

адаптации

 

(профилактика дезадаптации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.

Обеспечение

комфортных  условий

проживания

студентов

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 


общежитии, оказание различных видов социальной помощи обучающихся  льготных категорий

 

2.4.              Подготовка и проведение родительских собраний в группах нового набора

 

2.5.              Подготовка и проведение классных часов с элементами СПТ:

 

«Безконфликтное общение»

 

2.6.              Профилактика нервно-психических перегрузок:

 

СПТ «Как снять напряжение»

 

СПТ«Экзамен «на носу!»

 

3.   Развивающая и коррекционная работа

 

3.1.              СПТ на самопознание и самопринятие (По результатам диагностической работы)

 

3.2.              Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с обучающимися по выявленным проблемам

 

3.3.              Оказание психологической помощи и поддержки обучающимися и преподавателям в решении личностных и пр. проблем, связанных с процессом адаптации первокурсников

 

Ожидаемые результаты:

 

1.                 Создание комфортной образовательно - воспитательной среды для первокурсников;

 

2.                 Определение контингента групп, выявление лидеров, формирование актива, создание благоприятного психологического климата в группах,

 

принятие обучающимися  традиций  училища;

 

3. Позитивная динамика степени социально-психологической адаптации первокурсников;

 

4.                 Низкий процент отсева первокурсников;

 

5.                 Формирование  у  первокурсников  компетенций  взаимодействия,

 

социального общения, навыков работы в коллективе;


6.                 Наличие  мотивации  к  дальнейшему  продолжению  образования,

 

формирование устойчивого интереса к профессии;

 

7.                 Продуктивная совместная деятельность в учебных и творческих коллективах.

 

Предложенная программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации обучающихся  к учебному процессу рассчитана на первый семестр первого года обучения обучающихся  в училище и осуществляется как в процессе преподавания учебных дисциплин, так и в процессах учебного и внеучебного взаимодействия с обучающимися.

 

 

Литература

 

1.     Постовалова Г.И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. - М.: Азимут-Центр, 2007. - 229 с.

 

2.     Столяренко Л.Д. Особенности развития личности студента. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 671 с.


3.     Скачано с www.znanio.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Именно в это время организация работы с первокурсниками по их адаптации к студенческой жизни становится особенно значимой

Именно в это время организация работы с первокурсниками по их адаптации к студенческой жизни становится особенно значимой

Дидактическая адаптация - подготовка обучающихся к новым формам и методам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения [Л

Дидактическая адаптация - подготовка обучающихся к новым формам и методам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения [Л

Аналитико - диагностическая работа 2

Аналитико - диагностическая работа 2

Подготовка и проведение родительских собраний в группах нового набора 2

Подготовка и проведение родительских собраний в группах нового набора 2

Наличие мотивации к дальнейшему продолжению образования, формирование устойчивого интереса к профессии; 7

Наличие мотивации к дальнейшему продолжению образования, формирование устойчивого интереса к профессии; 7
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020