ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И УО
Оценка 4.8

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И УО

Оценка 4.8
docx
17.06.2020
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И УО
Мое выступление.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя России М.А. Мясникова

г. Сельцо Брянской области

 

Выступление на педсовете 25.03.2020 «Инклюзивное образование».

Вопрос 6: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И УО.

Учитель английского языка – Шевцова Наталья Витальевна.

 

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.  Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка в социум. Введение стандартов связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ. Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ, является создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.   Принципиальным

отличием нового подхода в обучении и воспитании детей от старого заключается в том, что новый стандарт предъявляет новые требования. В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами (ФГОС), которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ОВЗ, в системе образования происходит переосмысление содержания коррекционной работы.

-Какие нормативные документы должны стать настольной книгой учителя   обучающего  детей  с ОВЗ ?

   ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»

От 29.12.2012г

№ 273 –ФЗ

   Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

От 19.12.2014г

№ 1598

   Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

От 19.12.2014г

№ 1599

-Какие основные задачи определены Стандартом?

  • Формирование общей культуры обучающихся с ОВЗ, обеспечивающей разностороннее развитие их личности.
  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия.
  • Формирование основ учебной деятельности.
  • Создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося.
  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей.
  • Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствие с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

           В условиях введения Стандарта учитель становится ключевой фигурой, поскольку именно на него возложена миссия перехода от «знаниевой» направленности образования к деятельностной.   Стандарт диктует не только новое качество обучения, но и новое качество педагога.        

         Профессиональная и психологическая готовность учителя  к введению новых Стандартов выступает одним из гарантов реализации идей ФГОС

При обучении детей с ОВЗ и УО в общеобразовательной школе необходимо психолого-педагогическое сопровождение.

Согласно «Словарю русского языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

К детям с ОВЗ относятся дети:

1.с нарушением слуха - не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие (может выявить педагог);

2.с нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием (может выявить педагог);

3. дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия (распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал)) и алалия (отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично-сохранном интеллекте), т.е. дети-«молчуны»;

4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения (диагноз ставит невропатолог);

6. с нарушениями интеллекта - умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог, психиатр);

7. с нарушением эмоционально-волевой сферы (таких детей выявляет психолог и невропатолог);

8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

9. дети-инвалиды

К детям с ОВЗ не относятся дети, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.

 

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной.

5. Снижена познавательная активность.

6. Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС – один из основных механизмов в образовании детей с ОВЗ и УО.

Целью психологопедагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в современном образовательном процессе является создание системы психолого-педагоги­ческих условий, способствующих успеш­ной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме исходя из его индивидуальных особенностей, реализация которой предполагает достижение комплекса задач:

·    прогнозирование развития ребёнка и возможностей обуче­ния на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;

·    определение наиболее адекватных путей и средств развивающе - коррекционной работы с ребёнком;

·    реализация собственно психологической развивающее - кор­рекционной работы на протяжении всего образовательного про­цесса.

            В контексте обозначенных задач психолого-педагогическое сопровождение реализует основные направления:

·         профилактика;

·         консультирование;

·         диагностика;

·         коррекционная работа;

·         развивающая работа;

·         психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психологопедагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка

При обучении детей с ОВЗ и УО в ОУ необходим индивидуальный образовательный план.

 

Структура индивидуального образовательного плана:

  1. Создание «безбарьерной» среды: специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места; тактильные и зрительные поддержки и др.
  2. Организация освоения образовательной программы: задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности и контроля, показатели достижений.
  3.  Психолого-педагогическое сопровождение: направления, задачи, формы, график работы специалистов, критерии достижений; особенности междисциплинарного взаимодействия.
  4. Формирование социальной компетентности: направления и задачи, ответственные, формы деятельности, показатели и формы оценки достижений.

 

 

Компоненты психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и УО:

¢  Сопровождение тьютора;

¢  Дополнительные занятия с педагогом;

¢  Занятия (групповые /индивидуальные) с дефектологом (сурдопедагогом, тифлопедагогом, олигофренопедагогом);

¢  Занятия (групповые /индивидуальные) с логопедом;

¢  Занятия (групповые /индивидуальные) с психологом;

¢  Занятия (групповые /индивидуальные) с социальным педагогом;

¢  Занятия ЛФК, занятия в специальной физкультурной группе, ритмикой;

¢  Динамическая оценка состояния ребенка

 

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:


1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.


2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.


3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.


4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.


5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.


6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.


7. Активные методы рефлексии.
В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
            Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
    На занятиях при работе с детьми с ОВЗ и УО наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. «Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.   «Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

      Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Учителю необходимо:

  • следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
  • посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
  • поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
  • разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
  • требовать структурирования действий при выполнении заданий;
  • предоставлять дополнительное время для завершения задания;

·         чередовать занятий и физкультурные паузы;

·         осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья;

  • стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 имени

Создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося

Создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося

Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую

Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую

Компоненты психолого-педагогического сопровождения детей с

Компоненты психолого-педагогического сопровождения детей с

Активные методы рефлексии. В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии: 1) рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать,…

Активные методы рефлексии. В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии: 1) рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2020