Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР
Оценка 4.6

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
1 кл—10 кл
06.06.2018
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР
Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, у которых сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении речевой функциональной системы, влияющие на становление высших психических функций, т. е. дети, имеющие первично –нарушение речи (по психолого-педагогической классификации – общее недоразвитие речи (далее – ОНР) I – III уровня ) (по Р. Е. Левиной), по медико-педагогической классификации – моторная алалия, дизартрия, ринолалия, дисграфия и дислексия) У значительной части обучающихся отмечаются такие особенности речевого поведения как незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации.
ТНР.docx
Психолого­педагогическое сопровождение детей с ТНР  в условиях реализации ФГОС Дети   с   тяжелыми   нарушениями   речи   (далее   –   ТНР)   –   это   дети   с ограниченными   возможностями   здоровья,  дети,   у   которых   сохранен   слух,   не нарушен   интеллект,   но   имеются   типичные   проявления,  свидетельствующие   о системном   нарушении   речевой   функциональной   системы,   влияющие   на становление  высших   психических   функций,   т.   е.   дети,   имеющие   первично   – нарушение   речи   (по   психолого­педагогической   классификации   –   общее недоразвитие речи (далее – ОНР) I – III уровня ) (по Р. Е. Левиной), по медико­ педагогической   классификации   –   моторная   алалия,   дизартрия,   ринолалия, дисграфия и дислексия)  У   значительной   части   обучающихся   отмечаются   такие   особенности речевого поведения как незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться   в   ситуации   общения,   а   в   случае   выраженных   речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации. В   настоящее   время   контингент   обучающихся   с   речевыми   нарушениями, начинающих   школьное   обучение,   существенно   изменился   как   по   состоянию речевого   развития,   так   и   по   уровню   подготовленности   к   систематическому обучению. Эти изменения обусловлены таким, например, позитивным фактором как: ­   влиянием   позитивных   результатов   деятельности   логопедической   помощи   в дошкольных организациях для детей с нарушениями  речи, которые позволили минимизировать   воздействие   первичного   речевого   дефекта   на   общее психическое развитие ребенка и его обучаемость. И негативным фактором: ­   возросшей   распространенностью   органических   форм   речевой   патологии, нередко   в   сочетании   с   другими   (множественными)   нарушениями психофизического развития. В   ГКОУ   РО   «Школа   №11»   поступают   дети,   речевое   развитие   которых нарушено   вследствие   органического   поражения   головного   мозга   в   период внутриутробного   развития,   во   время   родов   или   в   период   раннего   речевого развития (до 2­х лет). Это в большинстве своем дети с дизартрией и моторной алалией. Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, т.е. вследствие парезов или паралича органов артикуляции. Моторная алалия – это отсутствие или недоразвитие речи органического генеза   вследствие   запаздывания   созревания   нервных   клеток   в   определенных областях   коры   головного   мозга.   Нервные   клетки   прекращают   свое   развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии – нейробластов. У учащихся с ОНР выявляется несформированность   не только речевой деятельности, но и ряда моторных и высших психических функций.  Перечисленные   особенности   обучающихся   с   ТНР   обуславливают  трудности, возникающие в процессе учебной деятельности, а также выступают в качестве   основания   для   реализации   коррекционной   направленности образовательного процесса. В   новой   социально­экономической   реальности   XXI   века   повышаются требования   к   уровню   образованности,   развитию   и   социальной   адаптации подрастающего   поколения   в   условиях   перехода   на   федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Это касается всех без   исключения   школьников,   даже   если   они   имеют   какие­либо   проблемы   в развитии. Таким образом, с 1 сентября 2016 года был введен ФГОС начального общего образования (далее – НОО) обучающих с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Реализация ФГОС предусматривает достижение лучших для данного учащегося   в   данных   конкретных   условиях   успехов,   которые   могут   быть достигнуты при правильной организации обучения. А правильно организовать обучение поможет АООП НОО обучающихся с ТНР.  Это   образовательная  программа,  адаптированная   для  обучения  детей   с ТНР   с   учетом   особенностей   их   психофизического   и   речевого   развития, индивидуальных   возможностей,   обеспечивающая   коррекцию   нарушений развития и социальную адаптацию. А   реализация   программы   коррекционной   работы   обеспечивается видеопроекционным     оборудованием,     индивидуальными     логопедическими зондами,   зеркалами,   лингводидактическими     специальным дидактическим материалом для развития дыхания, голоса, мелкой моторики, коррекции   (компенсации)   дефектов   звукопроизношения,   нарушений   лексико­ грамматического   строя   речи,   связной   речи,     профилактики     и     коррекции нарушений  чтения  и  письма,  специальными компьютерными программами по диагностике и коррекции нарушений речи.   комплектами, На сегодняшний день в арсенале всех педагогов ОГБОУ «Школа №10» имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Остановлюсь подробнее на некоторых методах и приемах, технологиях коррекции речи. 1.  Артикуляционная   гимнастика,  которая   дается   детям   нелегко,   требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая   в   мир   Веселого   Язычка,   мы   добиваемся   того,   что   у   детей   исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократно повторять определенные артикуляционные уклады. Актуальным является совмещение артикуляционной гимнастики с упражнениями для развития мелкой моторики пальцев. 2. Одним из показателей хорошего физического и нервно­психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. Исследования   отечественных   физиологов   (М.   М.   Кольцова,   В.   М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга.   В   головном   мозге   человека   центры,   отвечающие   за   речь   и   движения пальцев   рук,   расположены   очень   близко.   Стимулируя   тонкую   моторику   и активизируя   тем   самым   соответствующие   отделы   мозга,   мы   активизируем   и соседние   зоны,   отвечающие   за   речь.   Взаимосвязь   моторной   и   речевой   зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова,   помогает   себе   жестами,   и   наоборот:   сосредоточенно   рисующий   или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность. В связи с этим в системе обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями предусматриваются коррекционные занятия и упражнения в этом направлении. Упражнения для мелкой моторики ­ пальчикова гимнастика ­   здоровьесберегающие   технологии:   биоэнергопластика   (синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь. Принцип   биоэнергопластики   ­   сопряжённая   работа   пальцев   и   кистей   рук   и артикуляционного   аппарата,   движения   рук   имитируют   движения   речевого аппарата.),   массажеры   для   рук   (Су­Джок,   массаж   ладонных   поверхностей каменными, металлическими  или стеклянными  предметами, массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами и т. п.) ­ работа с крупами, макаронами (аппликации, рисунки) ­ шнуровка ­ пальчиковый театр  ­ упражнения на листе бумаги (подготовка руки к письму) и др. 3.  Песочная   терапия  способствуют   более   качественной   коррекции   речи   и развитию эмоционально­волевой сферы. Этот   материал   очень   нравится   детям.   Они   могут   довольно продолжительное  время создавать песочные сюжеты, что говорит о развитии устойчивости их внимания. Вряд ли найдется много людей, которые в детстве не играли в песочнице. Но, строя замки из песка, едва ли кто­то из детей задумывается, что они таким образом   выражают свои чувства и отношение к окружающему миру. Сегодня учеными разработано целое направление ­ песочная терапия, которая помогает не только детям, но и взрослым. Кинетический песок поспособствует развитию воображения и творческих способностей, логического и образного мышления, памяти, внимания, речи и моторики. Песок приносит немалую пользу и в подростковом возрасте, когда сложно   выражать   открыто   свои   чувства   и   делиться   переживаниями.   Для освобождения   от   внутреннего   напряжения   можно   заняться   изображением   на песке   пугающих   образов   или   нарисовать   предполагаемый   выход   из   сложной ситуации. Не менее полезен кинетический песок и для взрослых. Ведь игра с песком способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения.  4. Технология обучения на основе схемных знаков и модулей Мнемотехника  –   это   система   приемов,   облегчающих   запоминание   и увеличивающих объём памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно помогает решить ряд задач. Такие приемы особенно важны для дошкольников и младших школьников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. 5.  Театрализованная   деятельность  позволяет   развивать   фонематическое восприятие,   совершенствовать   слоговую   структуру   слов,   автоматизировать вызванные звуки речи, пополнять, уточнять и активизировать словарный запас, уточнять структуру предложений, совершенствовать связные высказывания. На таких   занятиях   дети   преодолевают   робость,   страх,   раздражительность, негативизм, упрямство, замкнутость и пр. Традиционно   в   конце   учебного   года   школьный   кукольный   театр «Родничок» радует детей новыми постановками. Зрители завороженно следят за игрой   старшеклассников­кукольников,   подбадривая   их   аплодисментами.   В течение часа дети эмоционально  сопереживают происходящему на театральной ширме: смеются, грустят, поют вместе со сказочными героями.  6. Введение  компьютерных технологий  на сегодняшний день является новой ступенью   в   образовательном   процессе.   Использование   компьютера   в логопедической   работе   с   детьми   способствует   активизации   непроизвольного внимания,   повышению   мотивации   к   обучению,   расширению   возможностей работы с наглядным материалом. 7. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что успешная реализация ФГОС НОО обучающихся с ТНР невозможна без организации коррекционно­ развивающей образовательной среды. Психолого­педагогическое сопровождение осуществляется в ходе всего учебно­воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на логопедических занятиях. Взаимодействие   специалистов   является   важной   частью адаптивной образовательной среды. Обучение,   воспитание   и   развитие   детей   с   отклонениями   в психофизиологическом   развитии   –   сложная   социально­педагогическая проблема. Основной целью педколлектива является помощь ребенку с ОВЗ в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум. Подводя   итог,   хочу   подчеркнуть,   что   вовремя   начатое   и   правильно организованное обучение ребенка с ОВЗ позволяет предотвратить или смягчить нарушения.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2018