Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
1 кл—10 кл
06.06.2018
Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, у которых сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении речевой функциональной системы, влияющие на становление высших психических функций, т. е. дети, имеющие первично –нарушение речи (по психолого-педагогической классификации – общее недоразвитие речи (далее – ОНР) I – III уровня ) (по Р. Е. Левиной), по медико-педагогической классификации – моторная алалия, дизартрия, ринолалия, дисграфия и дислексия)
У значительной части обучающихся отмечаются такие особенности речевого поведения как незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации.
ТНР.docx
Психологопедагогическое сопровождение детей с ТНР
в условиях реализации ФГОС
Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это дети с
ограниченными возможностями здоровья, дети, у которых сохранен слух, не
нарушен интеллект, но имеются типичные проявления, свидетельствующие о
системном нарушении речевой функциональной системы, влияющие на
становление высших психических функций, т. е. дети, имеющие первично –
нарушение речи (по психологопедагогической классификации – общее
недоразвитие речи (далее – ОНР) I – III уровня ) (по Р. Е. Левиной), по медико
педагогической классификации – моторная алалия, дизартрия, ринолалия,
дисграфия и дислексия)
У значительной части обучающихся отмечаются такие особенности
речевого поведения как незаинтересованность в вербальном контакте, неумение
ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых
расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации.
В настоящее время контингент обучающихся с речевыми нарушениями,
начинающих школьное обучение, существенно изменился как по состоянию
речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому
обучению. Эти изменения обусловлены таким, например, позитивным фактором
как:
влиянием позитивных результатов деятельности логопедической помощи в
дошкольных организациях для детей с нарушениями речи, которые позволили
минимизировать воздействие первичного речевого дефекта на общее
психическое развитие ребенка и его обучаемость.
И негативным фактором:
возросшей распространенностью органических форм речевой патологии,
нередко в сочетании с другими (множественными) нарушениями
психофизического развития.
В ГКОУ РО «Школа №11» поступают дети, речевое развитие которых
нарушено вследствие органического поражения головного мозга в период
внутриутробного развития, во время родов или в период раннего речевого
развития (до 2х лет). Это в большинстве своем дети с дизартрией и моторной
алалией. Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное
недостаточностью иннервации речевого аппарата, т.е. вследствие парезов или
паралича органов артикуляции.
Моторная алалия – это отсутствие или недоразвитие речи органического
генеза вследствие запаздывания созревания нервных клеток в определенных
областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие,
оставаясь на молодой незрелой стадии – нейробластов.
У учащихся с ОНР выявляется несформированность не только речевой
деятельности, но и ряда моторных и высших психических функций.
Перечисленные особенности обучающихся с ТНР обуславливают
трудности, возникающие в процессе учебной деятельности, а также выступают в
качестве основания для реализации коррекционной направленности
образовательного процесса.
В новой социальноэкономической реальности XXI века повышаются
требования к уровню образованности, развитию и социальной адаптации
подрастающего поколения в условиях перехода на федеральный
государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Это касается всех
без исключения школьников, даже если они имеют какиелибо проблемы в
развитии. Таким образом, с 1 сентября 2016 года был введен ФГОС начального
общего образования (далее – НОО) обучающих с ограниченными возможностями
здоровья (далее – ОВЗ).
Реализация ФГОС предусматривает достижение лучших для данного
учащегося в данных конкретных условиях успехов, которые могут быть
достигнуты при правильной организации обучения.
А правильно организовать обучение поможет АООП НОО обучающихся с
ТНР. Это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с
ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
А реализация программы коррекционной работы обеспечивается
видеопроекционным оборудованием, индивидуальными логопедическими
зондами, зеркалами, лингводидактическими
специальным
дидактическим материалом для развития дыхания, голоса, мелкой моторики,
коррекции (компенсации) дефектов звукопроизношения, нарушений лексико
грамматического строя речи, связной речи, профилактики и коррекции
нарушений чтения и письма, специальными компьютерными программами по
диагностике и коррекции нарушений речи.
комплектами, На сегодняшний день в арсенале всех педагогов ОГБОУ «Школа №10»
имеется обширный практический материал, применение которого способствует
эффективному речевому развитию ребенка.
Остановлюсь подробнее на некоторых методах и приемах, технологиях
коррекции речи.
1. Артикуляционная гимнастика, которая дается детям нелегко, требует
усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и
увлекая в мир Веселого Язычка, мы добиваемся того, что у детей исчезает
негативизм, связанный с необходимостью многократно повторять определенные
артикуляционные уклады. Актуальным является совмещение артикуляционной
гимнастики с упражнениями для развития мелкой моторики пальцев.
2. Одним из показателей хорошего физического и нервнопсихического развития
ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить,
мелкой моторики.
Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М.
Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием
мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения
пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и
активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и
соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон
проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего
слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или
пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной
степени общая моторная недостаточность. В связи с этим в системе обучения и
воспитания детей с речевыми нарушениями предусматриваются коррекционные
занятия и упражнения в этом направлении.
Упражнения для мелкой моторики
пальчикова гимнастика
здоровьесберегающие технологии: биоэнергопластика (синхронизирует
работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики сопряжённая работа пальцев и кистей рук и
артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого
аппарата.), массажеры для рук (СуДжок, массаж ладонных поверхностей
каменными, металлическими или стеклянными предметами, массаж грецкими
орехами, массаж шестигранными карандашами и т. п.)
работа с крупами, макаронами (аппликации, рисунки) шнуровка
пальчиковый театр
упражнения на листе бумаги (подготовка руки к письму) и др.
3. Песочная терапия способствуют более качественной коррекции речи и
развитию эмоциональноволевой сферы.
Этот материал очень нравится детям.
Они могут довольно
продолжительное время создавать песочные сюжеты, что говорит о развитии
устойчивости их внимания.
Вряд ли найдется много людей, которые в детстве не играли в песочнице.
Но, строя замки из песка, едва ли ктото из детей задумывается, что они таким
образом выражают свои чувства и отношение к окружающему миру. Сегодня
учеными разработано целое направление песочная терапия, которая помогает
не только детям, но и взрослым.
Кинетический песок поспособствует развитию воображения и творческих
способностей, логического и образного мышления, памяти, внимания, речи и
моторики. Песок приносит немалую пользу и в подростковом возрасте, когда
сложно выражать открыто свои чувства и делиться переживаниями. Для
освобождения от внутреннего напряжения можно заняться изображением на
песке пугающих образов или нарисовать предполагаемый выход из сложной
ситуации. Не менее полезен кинетический песок и для взрослых. Ведь игра с
песком способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и
воображения.
4. Технология обучения на основе схемных знаков и модулей
Мнемотехника – это система приемов, облегчающих запоминание и
увеличивающих объём памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время
обучения и одновременно помогает решить ряд задач.
Такие приемы особенно важны для дошкольников и младших школьников,
так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних
средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов.
Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
5.
Театрализованная деятельность позволяет развивать фонематическое
восприятие, совершенствовать слоговую структуру слов, автоматизировать
вызванные звуки речи, пополнять, уточнять и активизировать словарный запас,
уточнять структуру предложений, совершенствовать связные высказывания. На таких занятиях дети преодолевают робость, страх, раздражительность,
негативизм, упрямство, замкнутость и пр.
Традиционно в конце учебного года школьный кукольный театр
«Родничок» радует детей новыми постановками. Зрители завороженно следят за
игрой старшеклассниковкукольников, подбадривая их аплодисментами. В
течение часа дети эмоционально сопереживают происходящему на театральной
ширме: смеются, грустят, поют вместе со сказочными героями.
6. Введение компьютерных технологий на сегодняшний день является новой
ступенью в образовательном процессе. Использование компьютера в
логопедической работе с детьми способствует активизации непроизвольного
внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей
работы с наглядным материалом.
7. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Легкая спокойная музыка
во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему,
приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Установлено, что
приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга,
улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что успешная реализация
ФГОС НОО обучающихся с ТНР невозможна без организации коррекционно
развивающей образовательной среды. Психологопедагогическое сопровождение
осуществляется в ходе всего учебновоспитательного процесса, при изучении
предметов учебного плана и на логопедических занятиях.
Взаимодействие специалистов является важной частью адаптивной
образовательной среды.
Обучение,
воспитание и развитие детей с отклонениями в
психофизиологическом развитии – сложная социальнопедагогическая
проблема. Основной целью педколлектива является помощь ребенку с ОВЗ в
успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Подводя итог, хочу подчеркнуть, что вовремя начатое и правильно
организованное обучение ребенка с ОВЗ позволяет предотвратить или смягчить
нарушения.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.