Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 13.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

данная презентация составлена для учителей, родителей. из представленной информации вы можете узнать что такое психолого-педагогическое сопровождение, особенности младшего школьника, с какими трудностями может столкнуться школьник при адаптации в первом классе, методики выявления готовности к школе а так же рекомендации родителям и учителям.
Иконка файла материала 0016b51f-7f435859.pptx

Психолого-педагогическое сопровождение развития младших школьников.

План:

1. Психологическая готовность к школе.

2. Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе.

3. Особенности работы в 1 классе.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. 
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» – 
Венгер Л.А. 

Психологическая готовность
к школе

В отечественной психологии проблемой психологической готовности ребенка к обучению занимались
Выготский Л. С. Эльконин Д. Б.

Л.И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе – это совокупность определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

А.В. Запорожец отмечал, что готовность к обучению в школе представляет собой   целостную   систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития   познавательной,   аналитико-синтетической   деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.      

Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
(Д.И. Фельдштейн и др.)

Залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года. Успешное усвоение школьного материала.

Структура психологической готовности ребенка к школе

Готовность к обучению в школе (по Н.И. Гуткиной)

Готовность к обучения в школе (Л.А. Венгер, Я.Я.Коломинский и др.)

Готовность к обучению в школе
(И.Ю. Кулагина)

Личностная и социально-психологическая готовность - это


Принятие внутренней позиции школьника .
Потребность в общении.
Умение подчиняться правилам и интересам группы.
Способность устанавливать отношения с другими детьми.
Способность действовать совместно с другими детьми.

«Внутренняя позиция школьника»

Сформированность
«внутренней позиции школьника»:

Знание того, что ученик имеет права и обязанности.

Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности.




Мотивационная готовность


мотивы связанные с потребностью в общении;
мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности.

Волевая готовность - умение сдерживать и контролировать поведение


Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия.
Умение ориентироваться на заданную систему требований.
Умение внимательно слушать и слышать говорящего и точно выполнять задания.

Интеллектуальная готовность - это


Ориентировка ребенка в окружающем.
Запас знаний, усвоенных в системе.
Желание узнавать новое, любознательность.
Развитие образных представлений.
Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой.
Смысловое запоминание.

Внимание. 
Выполнять задание до конца, не отвлекаясь;
Находить до 10 отличий между двумя картинками;
Находить одинаковые предметы из ряда подобных;
Находить фрагменты картинок
Проходить лабиринты из линий взглядом;

Память:
Запоминать до 9 предметов в течение 30 секунд;
Запоминать и повторять ряд слов (из 10 слов ребёнок должен повторить 5-6);
Запоминать и повторять по память фразы, произнесённые 1-2 раза;
Запоминать ряд цифр (до 6);
Запоминать картинку, а затем отвечать на вопросы по ней.

Мышление
Подбирать логические пары предметов (гнездо – птица, молоток – гвоздь);
Подбирать недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;
Находить закономерности в логических цепочках;
Определять последовательность событий;
Складывать картинку из 12-15 частей

Развитие фонематического слуха понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Признаки познавательной активности

Ребенок занимается умственной деятельностью.
Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос.
Просит почитать книги, дослушивает до конца.
Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением.
Часто задает вопросы.
Дожидается ответа на поставленный вопрос.

Коммуникативная готовность

Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:

играть и общаться с другими детьми;
быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
доброжелательность и отсутствие агрессивности.


Физическая готовность

Состояние здоровья.
Физическое развитие.
Развитие анализаторных систем.
Развитие мелких групп мышц.
Координация движений в соответствии с возрастной нормой
Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Адаптация ребенка к школе

Меняется социальная позиция ребенка: он становится учеником.
Происходит смена ведущей деятельности.
Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников.
Проблема сдерживания двигательной активности.
Возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность.

Тест для определения мотивационной готовности, осведомленности   и отношения ребёнка к школе

1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
2. Как зовут твоих родителей?
3. В каком городе ты живёшь? и т. д.

Методика «Домик»

Методика «Шифровка»

Последовательные картинки

Методика «Да и нет»

А какие виды этикета вам знакомы ещё?

Эта методика направлена на выявления уровня развития внимания. В этой методике запрещается отвечать на заданные вопросы словами «Да» и «Нет». Поскольку внимание ребёнка в этот момент сосредоточено на соблюдении правил игры, то наиболее вероятны искренние ответы. Таким образом, психолог получает представление и о мотивационной готовности ребёнка к школе.                    

Методика «Эхо».

Развивает фонематический слух у детей. Методика представляет собой игру, в которой ребёнок исполняет роль эха. Перед игрой объяснить ребёнку, что такое «эхо»: «Ты слышал когда-нибудь про эхо? Чаще всего оно живёт в лесу или горах, но его никто никогда не видел, его можно только слышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. После рассказа испытуемому предлагается поиграть в игру, где он должен будет в точности повторять любой звук, который услышит.

Методика «Нарисуй фигуру человека (мужчину)»

Методика «Название цвета по показу»

Методика для выявления уровня развития образных представлений

Особенности работы в 1 классе.

СанПиН предъявляет четкие требования к особенностям организации режима образовательного процесса первоклассников:
обучение 1-х классов должно быть организовано только в первую половину дня;
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе;
в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый;
в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый;
январь-май — по 4 урока по 45 минут каждый;
для обучающихся 1-х классов объем максимально допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.

Дополнительные привилегии для первоклассников (СанПиН):
рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа;
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении;
вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать для учащихся 1-х классов — более 1,5 кг.

Физминутка или гимнастика для глаз

Подвижные игры