Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
Оценка 4.8

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
Детсад
02.03.2018
Психолого-педагогическое  сопровождение  одаренных  детей
Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Подготовка ребенка к жизни в современных условиях предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства.
статья - одаренность.docx
ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ  ДЕТЕЙ  В  УСЛОВИЯХ  ДОУ.      Одарённость человека­ это маленький росточек, едва                                            проклюнувшийся  из земли и требующий к себе                                                    огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,                                           ухаживать за ним, сделать всё     необходимое,                             чтобы он вырос и дал обильный плод. Сухомлинский В.А.                    Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий   поиск   становится   неотъемлемой   частью   любой   профессии. Подготовка   ребенка   к   жизни   в   современных   условиях   предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование   всех   его   способностей.   В   последние   годы   работа   с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства.                        В   центре   внимания   общества   находится   проблема   развития творческого потенциала одаренных детей. Вопросы обучения и воспитания одаренных   детей   имеют   важное   общественное   значение:   талантливый человек ­ особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые   могут   оказаться   предпосылками   подлинной   одаренности,   не должны быть оставлены без внимания. Детский сад – первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребенка. В нем он должен познать   все   тонкости   общения   с   окружающими   людьми.   В   содержании дошкольного   воспитания   на   первом   месте   стоит   задача   передачи   детям творческого опыта, формирования эмоционально­ценностного отношения к окружающему   миру,   создания   условий   для   творческого   саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности.                    Поэтому нашему ДОУ ближе динамический подход как одно из направлений   в   изучении   проблемы   одаренности,   который   рассматривает одаренность как интегративное, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям свойство личности. Данная теория на первый план выводит проблему развития детской одаренности, потенциала каждого ребенка,   осуществляя   переход   «от   диагностики   отбора   к   диагностике развития». В данном возрасте одаренность проявляется как общая, и лишь в последующие возрастные периоды она может быть избирательной к какой­ либо творческой деятельности.                       Одно из направлений работы нашего детского сада – создание условий   для   оптимального   развития   одаренных   детей,   включая   тех,   чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший   качественный   скачок   в   развитии   их   способностей.Работа   с талантливыми, одаренными детьми в детском саду реализуется в рамках образовательной программы ДОУ (кружковая работа, и работа педагога­ психолога – составная часть этой программы.Одна из важных задач в нашем дошкольном   учреждении   –   организация   образовательного   процесса, благотворно влияющего на развитие способностей ребенка, формирование его творческой личности.                               Психологический   феномен   развития   одаренности   ребенка дошкольного   возраста   объясняется   тем,   что   художественно­творческая одаренность   ярче   всего   проявляется   в   дошкольном   возрасте,   так   как ребенок,   обладая   образным   мышлением,   лучше   запоминает   все   яркое, выразительное (именно этими свойствами наделено искусство) и охотнее стремится   реализовать   себя   в   художественно­творческой   деятельности. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для   развития   различных   форм   образного   мышления,   в   сочетании   с интенсивным   развитием   воображения   это   обеспечивает   развитие творческих способностей. Л. С. Выготский показывает, что воображение получает   наибольшее   развитие   в   дошкольном   возрасте,   начинает складываться в игровой деятельности и получает дальнейшее развитие и воплощение в самых различных видах детской творческой деятельности – изобразительной,   музыкальной,   театральной   и   др.  Воображение   является показателем ярко выраженных художественно­творческих способностей. Л. С.   Выготский,   формулируя   основной   закон   детского   творчества, акцентирует внимание на том, что: «…ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе».  Характер развития художественно­творческой одаренности в дошкольные годы – это всегда результат сложного взаимодействия  наследственности (природных   задатков)   и   социокультурной   среды,   опосредованных деятельностью   ребенка   (игровой,   художественной,   трудовой,   а   также личностной активностью самого ребенка, его способности к саморазвитию. Лучшие достижения дошкольника в области освоения окружающей жизни говорят о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными взрослыми. Работа   с   детьми   по   развитию   художественно­творческой   одаренности   в детском   саду   реализуется   в   рамках   кружковой   работы.   В   нашем   ДОУ функционируют следующие кружки: ­     кружок   «Непоседы»»,   способствует   развитию психомоторных   способностей.Психомоторную   одаренность   характеризует своеобразный   комплекс   различных   способностей.   Речь   идет   о координационных способностях, памяти на основные параметры движений, способностях,   характеризующих   быстродействие,   пластику,   гибкость, вестибулярные   ощущения   и   восприятия.   Чем   же   характеризуются   дети, имеющие   признаки   психомоторной   одаренности?                 Наблюдения показывают: они легко и пластично двигаются, прекрасно владеют телом, физически   развиты,   обладают   чувством   равновесия,   высокой   зрительно­   танцевальный Предполагается, моторной   координацией,   способны   удерживать   точный   ритм,   темп движений, точность и соразмерность действий в момент передвижения в пространстве.   Моторноодаренным   детям   свойственна   способность "схватывать" и запоминать технику движения. ­ творческая  студия  «Калейдоскоп  фантазий» способствующий развитию изобразительных   способностей.Художественно­творческая   одаренность   – это   совокупность   творческих   способностей,   направленных   на   освоение ребенком   достижений   культуры   и   искусства,   на   создание   персональных незаурядных   продуктов   художественного   творчества   через   выражение индивидуальности с учетом нравственных ценностей социума.          Распределение детей по кружкам происходит на основе интересов и желаний   детей.   Затем   проходит   анкетирование   родителей   и   педагогов, диагностика детей.  Психологическое   сопровождение   кружков   заключается   в   использовании рефлексивных   техник,   которые   являются   важнейшей   составляющей современных   образовательных   технологий.   При   проведении   НОД   очень важен   положительный   эмоциональный   настрой   детей.   Различные   формы «Карты   настроения»   помогают   наглядно       представить   настроение   всех детей   за   короткое   время.   что   положительное эмоциональное   состояние   отображается   яркими,   светлыми   цветами,   а отрицательное темными. Индивидуальная рефлексия позволяет проследить настроение   ребенка   на   протяжении   длительного   срока,   что   является показателем   того   нравится   ли   ребенку   деятельность,   которой   он занимается, не пропал ли интерес, отрабатывается умение анализировать свое внутреннее состояние.             Важно, чтобы каждый ребенок нашел свое место в этой среде, был значим и успешен в том или ином виде деятельности, мог развиваться в соответствии   со   своими   реальными   возможностями   и   потребностями, поэтому   особое   внимание   должно   уделяться   не   только   оптимизации образовательной   среды   через   совершенствование   образовательного процесса,   но   и   обеспечению   психологического   здоровья   детей.   Это возможно   лишь   при   условии   создания   целостной   системы   психолого­ педагогического   сопровождения   в   образовательном   учреждении   по развитию детской одаренности. Очень   важно   уделять   внимание   развитию   эмоциональной   сферы талантливых детей. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому очень важным элементом сопровождения является развитие эмоционального мира ребенка  через  тренинги. Режим   психолого­педагогического   сопровождения   образовательного процесса   позволяет   не   только   отслеживать   актуальный   психолого­ педагогический   статус   каждого   одаренного   ребенка   в   самые   сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать  зону ближайшего развития   у   детей   «скрытых»,   нереализованных   пока   возможностей   и способностей. Литература. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей – 3­е изд. – М.: МПСИ, Флинта, 2004. – 144 с. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М., 2002. – 320 с. Кулемзина А. В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики. – М.,  2004. – 264 с Одаренность и возраст: Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие / Под ред. А. М. Матюшкина. – М., 2004. – 192 с.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Психолого-педагогическое  сопровождение  одаренных  детей

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Психолого-педагогическое  сопровождение  одаренных  детей

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Психолого-педагогическое  сопровождение  одаренных  детей

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Психолого-педагогическое  сопровождение  одаренных  детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018