Псикоррекционное занятие для профилактики негативных проявлений у детей младшего школьного возраста «Спокойствие, только спокойствие»
Цель: создание условий для целостного развития школьников, их психологического здоровья, решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи: снятие напряжения, расслабление, познакомить с методами саморегуляции, научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, уметь применять знания для самопомощи.
Вступительное слово: за окном осень, солнце выглядывает реже, световой день стал короче, настроение осеннее, ощущается усталость, по утрам не хочется вставать, в середине дня клонит в сон, трудно сосредоточить внимание на учебе или работе. Усталость чувствуют и дети, и взрослые. На уроках становитесь менее внимательны, хуже воспринимаете материал, часто отвлекаетесь. Поэтому нужно научиться спокойно реагировать на все жизненные проблемы. Способность расслабляться непременно должна войти в нашу жизнь. Причем большую часть времени лучше проводить именно в этом состоянии, нежели в напряжении. Поэтому мы сегодня проводим упражнения на расслабление мышц. При регулярных занятиях также снимается (и в дальнейшем не накапливается) напряжение, улучшает сон, настроение и работоспособность.
Упражнения годятся как для взрослых, так и для детей.
1. Нахмурьте лоб, напрягите мышцы 10 сек; расслабьте их тоже на 10 сек
2. Зажмурьте веки на 10 сек, расслабьте
3. Наморщите нос 10 сек, расслабьте
4. Крепко сожмите губы 10 сек, расслабьте
5. Стряхиваем воду с пальцев
· Исходное положение: руки согнуты в локтях ладонями вниз, кисти пассивно свисают.
· Быстрыми и непрерывными движениями предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10) секунд и проговариваем слова:» Какой сегодня чудный день! Прогоним мы тоску и лень. Руками потрясли. Вот мы здоровы и бодры».
6. «Лимон»
· Опустите руки вниз и представьте, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.
· Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как она напряжена.
· Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Выполните это же левой рукой. Хорошо делать такое упражнение, сопровождая его стихотворением-инструкцией:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я слегка сжимаю-
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным и беспокойным и терпеливыми;
7. «Птица, расправляющая крылья»
Представьте, что вы птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно не торопясь освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Они становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.
Повторите упражнение 5-7 раз
Эти упражнения необходимо выполнять при проявлении тревоги, внутренней скованности, чувстве озлобленности и стрессе.
8. «Возьмите себя в руки»
Говорят, что как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.
9.«Врасти в землю»
«Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулаки, крепко сцепи зубы. Ты - могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».
10.«Ты - лев!»
«Закрой глаза, представь льва - царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он, красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев - это ты!»
11. «Снежная баба»
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращает в лужицу, растекшуюся по земле.
Литература
1. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии [Текст] - М.: «ВАКО», 2004
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.