Публичная лекция
«Работа учителя начальных классов
по формированию культуры здоровьесбережения»
Добрый день, уважаемые присутствующие. В начале нашего разговора хотелось бы немного порассуждать. Давайте ответим на один, кажется, очень простой вопрос: «Что такое здоровье?». В настоящее время одной из самых актуальных тем является здоровье. О нём так много пишут, люди желают друг другу здоровья на каждом шагу, а между тем здоровье россиян никак не улучшается. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание". Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья - социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. Представляю вашему вниманию выступление на тему: Слайд 1.«Работа учителя начальных классов по формированию культуры здоровьесбережения». В своём выступлении я расскажу о моей методике реализации здоровьесберегающих технологий.
Слайд 2. В наши дни сбережение здоровья ребёнка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. Чем это обусловлено? Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах. Мы наблюдаем отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей. Ребёнку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем.
Слайд 3.Целью моей педагогической деятельности является создание такого пространства, которое формировало бы у детей потребность в движении, помогало его самореализации, совершенствовало его как личность, прививало здоровый образ жизни. Выбор мною здоровьесберегающих технологий зависит от условий обучения и возможностей школы, от учебного предмета. Мой опыт показывает, что здоровьесберегающие технологии эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий. При проведении урока создаю здоровьесберегающую среду: соблюдаю гигиенические условия в классе, урок начинаю с позитивного эмоционального настроя, рационально организую учебный процесс,
Слайд 4.обязательно чередую виды учебной деятельности,
Слайд 5. внедряю инновационные технологии. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.. При этом учитываю требования СанПин: так, для учеников 3 класса продолжительность работы за компьютером должна составлять 15 минут.
Слайд 6.Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного тонуса провожу физкультминутки (через 15-20 минут урока). Провожу их, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением. Провожу физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке: если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику. Большое внимание в своей работе уделяю строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обращаю особое внимание на объём и сложность материала, задаваемого на дом.
Слайд 7.Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.
Слайд 8.Особое внимание уделяю внеклассной физкультурно-оздоровительной работе, так как считаю, что в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся главенствующая роль, безусловно, принадлежит ей, так как главной целью является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника.
Слайд 9.Дети много времени проводят на свежем воздухе в любое время года: прогулки на природе, подвижные игры.
Слайд 10.Моя методика по реализации здорровьесберегающих технологий имеет положительные результаты. Дети соблюдают правильную посадку для сохранения осанки; умеют выполнять упражнения для релаксации; правильно удовлетворяют свои двигательные потребности в процессе занятий и в течение всего дня; умеют распознавать и анализировать опасные ситуации.
В ходе данной работы по здоровьесбережению у детей формируются личностные результаты:
-признание ребёнком ценности собственного здоровья, чувства ответственности за его сохранение;
-стремление выстраивать миролюбивые отношения со сверстниками, родителями и другими детьми, умение избегать агрессии.
Такой подход к работе по здоровьесбережению обязывает меня быть образцом здорового человека. Я занимаюсь спортом, сдала нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», получила серебряный значок ГТО VII ступени.
Заканчивая своё выступление ,я хотела бы напомнить всем притчу.Однажды Сократ на прогулке в окрестностях Афин вместе со своими учениками поднимался в гору, им встретилась спускавшаяся вниз, знамени[1]тая по тем временам, соблазнительница Фрина. Фрина с язвительной усмешкой бросила Сократу: «Чего стоят твои великоумные учения, ведь стоит мне только поманить пальцем – и все твои ученики пойдут за мной!» «И это будет вполне естественно»- ответил великий философ, - потому, что я веду их вверх, а ты поведешь их вниз». Мы, учителя, находимся в родстве с Сократом, и наша цель – идти самим и вести детей вверх - к здоровью - физическому и духовному.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.