РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение»
– Развитие умений «читать», составлять схемы предложений, соотносить схемы и предложения, расставлять знаки препинания и объяснять их выбор.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Этапы урока |
Ход урока |
Ι. Актуализация знаний.
|
1 2 4 1 Орг.момент. - Ребята, к нам сегодня пришли гости, улыбнитесь гостям, мне. Пожелайте удачи на уроке и пожмите друг другу руку. Садитесь. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату. Классная работа.). Запишите. Дальше, что мы будем делать. (Минутка чистописания). Оцените. (на полях у друг друга) - Пропишите слоги красиво. - Ребята, сегодня мы совершим увлекательное и познавательное путешествие в страну … А в какую страну мы узнаем чуть позже. Путешествие наше будет необычное. Мы отправимся с вами на поезде (как вы думаете на чем?), который будет останавливаться на различных станциях. Где нам приготовили интересные задания. А кто приготовил и нас будет встречать вы узнаете собрав слоги из мин. чистописания. У вас должно получиться словосочетание. (Знаки препинания). Какие знаки препинания вы знаете? Первое задание от Знаков препинания. (*Работа в группах). На столах карточки № 1, переверните. Карточка №1 (работа в группах) Задание: Какой раздел языка изучает каждая группа слов? 1. Звуки, слоги, ударение….Фонетика 2. Буквы, дефис, черточка, знаки препинания …..Графика 3. Суффикс, приставка, части слова……Словообразование 4. Имя существительное, глагол, местоимение …..Морфология 5. Орфограмма, ча-ща, безударная гласная в корне….Орфография 6. Члены предложения, сказуемое, грамматическая основа предложения …..Синтаксис - К какому разделу русского языка относятся Знаки препинания?
- Что такое пунктуация? (Обсудите в парах) Чья пара готова? |
II. Формулирование проблемы. Актуализация изученного. |
1 3 3 - Где мы можем узнать, что такое Пунктуация? (в словаре, учебнике). Давайте сверим наши предположения с авторским на с.38. (определение). 1. Работа в учебнике. Работа над определением в рамке на с. 38. а) Самостоятельное чтение определения. б) Ответы на вопросы: – Из каких языков пришло к нам слово пунктуация? – Назовите ключевые слова в этом определении. (Знаки препинания.) Для нас это новая тема? (нет). Повторение. Итак, в какую страну мы отправимся? (в страну «Пунктуация»). Как выдумаете какие задания для нас приготовили Знаки препинания? Что мы будем повторять? (будем находить предложения к схемам, в каких случаях ставится запятая, расставлять знаки препинания, интонацией выделять знаки)
|
III. Развитие умений.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу
|
1 3 4 6 1 3 Но для начала путешествия необходимо, чтобы наш поезд начал свое движение. А чтобы поезд двинулся, необходимо выполнить задание. Что вам было задано на дом? (выучить словарные слова) I. Тренировочный словарный диктант. - Вставьте пропущенные буквы. (Десерт, капитан, кораблик, нарочно, облако, прогресс, ремонт, ситуация, иногда, шорох) Проверка. (на слайде, оцените, 0-5, 1-4, 2-3, 3-2). Молодцы. Наш поезд тронулся. Ну что поехали?! 1.Первая станция. «Запятая» 1. Упр. 43 – актуализируется умение читать схемы предложений, составлять предложения по схемам, анализировать постановку знаков препинания с опорой на схемы. Этапы работы: 1) Беседа по схемам. Что перед вами? Что вы видите? (схемы). Что они означают? Что вы можете рассказать глядя на схему? Образец рассуждения: 1.[ – = ]. Это схема простого предложения, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Выберите подходящее предложение к данной схеме с помощью веера. Докажите, что это предложение подходит к схеме. Запишите. Выделите грамматическую основу. Например: Эту чудную картину я увидел из окна. (Ю. Мориц) 2.[ – и – = ]. Это схема простого предложения с однородными подлежащими, соединёнными союзом и. Например: Бури и метели под зиму полетели. 3.[ – = , , ].Эта схема простого предложения с однородными второстепенными членами предложения. Например: Снег покрыл луга, поля, леса. 4.[ – = ], [ – = ]. Эта схема сложного предложения. В нем две грамматические основы. Например: Пришла весна, прилетели грачи. 5.[ – = ], [ – = ], [ – = ].Эта схема сложного предложения. В нем 3 грамматические основы. Простые предложения в составе сложного отделяются запятыми. Например: Петя пошёл в магазин, мимо него пробежала собака, он последовал за ней. 2) Вопросы на осмысление. – Чем отличаются схемы в 1-м и 2-м столбике? Чем отличается простое предложение от сложного? (в пр. пр. –одна граммат.основа, в сложном-несколько гр. основ.) -Когда между однородными членами запятая ставится? (запятая ставится когда идет интонация перечисления и нет союза «и») Они соединены интонацией перечисления и союзом «и» – На каких схемах представлены однородные члены предложения? (на 2 и 3 схемах) – Почему во 2-й схеме нет запятых между однородными членами, а в 3-й стоят две запятые? (во 2 схеме однор.чл. предложения соединены союзом «и», в 3 схеме –идет интонация перечисления однор. члены разделяется запятой). Роль: разделяет однородные члены предлож-я. – В чём отличие между 4-й и 5-й схемами? (Сложные предложения с двумя и тремя грамматическими основами из двух и из трёх частей.) В сложном предложение какова роль запятых? (они разделяют части сложного предложения! (граммат.основы) Оцените себя. Молодцы! Поехали дальше.
2. Станция «Точка». Физминутка. («Точка, запятая») Поехали дальше.
3. Станция «Восклицательный знак»
Работа в учебнике. 1. Упр. 42 – развитие умений выразительного чтения с учётом знаков препинания. Ученики читают стихотворение, отвечают на вопросы в задании, выполняют разбор по составу слов: длинн ых (прил.), матушк а (сущ.). – Почему в слове длинных пишется удвоенная н? (На стыке корня и суффикса.) Учитель может показать открытки и фотографии тех исторических памятников, которые упоминаются в стихотворении. Перед Вами стихотворения русского поэта Федора Глинки. Прочитайте про себя, обратите внимание на знак препинания , который завершает каждое предложение. – Какими чувствами проникнуто стихотворение? (Любовью, гордостью, уважением.) - Какие знак препинания завершает предложение в первой строфе- восклицательный. Как вы будете читать ? С каким чувством? (гордость за Москву) - Во 2 и 3 строфе какими знаками препинания заканчиваются предложения? (вопросит.знаком) Как вы будете читать? С какой интонацией? (с вопросительной интонацией, задается вопрос) - Почему некоторые слова выделены? Это подсказка. (Это главные слова. Эти слова при чтении нужно выделять голосом. ) Это называется логическое ударение. - Какова роль знаков препинания при чтении (помогают правильно понять и прочитать текст) - На слух можно определить знак препинания? (да). Если воскл.-с чувством, вопрос.-вопрос, запятая-там будет пауза. Прочитайте друг другу. Первую строфу прочитает-Варя., 2 строфу-Сергеев Егор, 3 строфу- Бурчина Аня. Оцените себя. Поехали дальше. 4. Станция «Многоточие» 3. Упр. 46 – развивается умение определять вид предложения (простое или сложное), расставлять знаки препинания. Сначала ученики читают текст про себя и вслух, затем подчёркивают главные члены в предложениях, расставляют запятые. Самостоятельное выполнение. Затем следует взаимопроверка. Глагол звать – «именовать», величать (устар.) – «называть, звать, чествовать». Второй глагол придаёт торжественно-иронический смысл. – С какой целью М. Пришвин использует эти синонимы в тексте? (Подчёркивает любовь, радость общения с щенком, особые, «серьёзные» отношения.) Словарная работа. – Прочитайте словарное слово в рамке (с. 41). Найдите в тексте упр. 46 предложение с этим словом. Запишите его и выполните фонетический разбор слова [инагда] – иногда. – Какая орфограмма в слове? (Непроверяемая буква безударного гласного в корне.) – Подберите антоним к этому слову (всегда). Есть ли орфограмма в этом слове? Упр. 45. – Какие картины вы представили, прочитав стихотворение? – Назовите только основы предложений. – Прочитайте простые предложения с однородными членами; сложные предложения. – Какому предложению соответствует эта схема? [– = , = , = ]… – Прочитайте слова с непроверяемой буквой гласного в корне слова. (Ветерок, в шалаше, восток, ракита, колокольчик.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки) 2. Работа в рабочей тетради. Задание № 5, тема 1 в рабочей тетради. – В какой из схем допущена ошибка? Почему?
|
IV. Итог урока.
|
4 4 Последняя станция «Вопросительный знак» Ребята, наше путешествие подходит к концу. Наш поезд прибыл на последнюю станцию. Чтобы все пассажиры покинули вагоны, необходимо подвести итог. Давайте подведем итог – В какой стране мы с вами побывали? - Что такое пунктуация? – Что вы открыли нового для себя? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? Каким же был для вас урок? Приготовьте и поднимите карточку с номером. (веер) 1. Урок полезен, все понятно. 2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. 3. Еще придется потрудиться. 4. Да, трудно все-таки учиться! А сейчас оценим свою работу на уроке. Если у вас все плюсы, то за урок у вас оценка “5”. |
V. Домашнее задание. |
Обобщение по разделу «Повторение». Упр. 45. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.