ПРОЕКТ
«Путь к успеху каждого студента»
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения студентам проявить свои таланты и раскрыть весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.
Эффективность работы определяется через развитие творческих способностей каждого студента, формируя творческую личность и готовя её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности.
Творчество – это удивительный мир, нечто таинственное, и главное вовремя заметить его, ведь он не всегда ярко выражен. Талант можно развить, а можно и загубить.
Творчество – это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Дать возможность почувствовать себя частью этого мира через воспитание чувства ответственности, инициативы и активной жизненной позиции.
«Успех каждого ребенка» - это, в первую очередь, совместная деятельность педагога, студента и родителей. Проект ориентирован на студентов, преподавателей и родителей, где коммуникативные технологии занимают ведущее место. Важным моментом реализации программы являются индивидуальная и групповая работа студентов, активизация их познавательных возможностей и творческого потенциала, организация работы по формированию у студентов опыта выбора индивидуального образовательного маршрута.
Цель: создание условий для успешной социализации студентов, формирования позитивного общественного мнения о детях, достижения ими достойных (значимых) результатов, самореализации и воспитания активной жизненной позиции на основе гуманистических ценностей и прав свободного человека, хранящего историческую память своей страны.
Задачи: для студента:
• вырабатывать механизмы саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, необходимые для становления индивидуальности и самореализации;
• формировать коммуникативные способности и модели правильного поведения с людьми, природой, культурой, социумом, историей на основе гуманистических ценностей;
• развивать творческие способности в разных видах жизнедеятельности (музыкальной, двигательной, художественной и продуктивной);
• закреплять способности и умения в ежедневной повседневной деятельности;
• воспитывать положительные личностные качества (смелость, волю, дружелюбие, толерантность, стремление к достижениям целей) и приобщать к общечеловеческим ценностям и историческому прошлому.
Для родителей:
• Повышение качества взаимоотношений внутри семьи и родительской компетентности.
• Формирование коммуникативных умений и модели правильного поведения в социуме, со всеми участниками партнерства.
• Становление уровня социальной компетенции родителей, направленной на активное взаимодействие с участниками проекта.
• Получение знаний о системе социальной безопасности и опыта её реализации в рамках проекта.
Для педагогов:
• обобщение позитивного педагогического опыта работы по развитию творческих способностей и демонстрации его на разных уровнях.
• Повышение педагогической квалификации и компетенции в рамках проекта по социальной безопасности.
• Организация социального партнерства, проведение социально-психологических мероприятий, направленных на развитии каждой отдельной личности и реализации ее потребностей.
• привлечение внимания общественности к проблемам детей;
• создание условий для реализации творческого потенциала детей в общественной жизни.
Ожидаемые результаты:
· для обучающихся: прогрессирующее творческое развитие личности ребёнка; успешное самоопределение и социализация ребенка; высокий уровень владения разнообразными видами творческой деятельности, которые пригодятся в дальнейшей жизни; становление положительных личностных качеств (толерантности, дружелюбия, внимательного и доброго отношения к другим).
· для педагогов: удовлетворение результатами педагогической деятельности; пополнение «банка» педагогического опыта; использование позитивного опыта педагогической деятельности в своей практике; расширение спектра педагогических услуг.
· для родителей: удовлетворение результатами развития ребёнка; расширение рамок общения; получение информационного доступа об организациях, работающих с детьми;
· психолого-педагогическое и социальное просвещение.
1.1. Формы организации студенческого самоуправления
Студенческое самоуправление – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку своей деятельности. Студенты развиваются в нескольких видах деятельности: коллективно – творческая; спортивно – оздоровительная, краеведческая, гражданско–патриотическая и экологическая.
В их организации нам часто помогают родители. Таким образом, учебно-воспитательные задачи решаются совместно взрослыми и подростками.
Так же в техникуме существует взаимодействие студенческого и педагогического коллективов, через ССУ. Поэтому очень важно грамотно подойти к выбору актива, так как студенческий актив – это ребята, прошедшие систему выборов. Кандидатуры выдвигают сами студентами. Мне кажется, что главное в деятельности куратора группы – это содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты студента, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий студентов по решению, прежде всего, собственных проблем, и конечно же создание крепкого коллектива. Макаренковский коллектив – это единство преподавателя и студента, что вполне соответствует политике техникума.
Учебный год |
Форма самоуправления |
Результаты активного участия обучающихся в самоуправлении группы, техникума; взаимодействие студенческого совета с местными властными структурами |
2021-2022гг. |
Совет группы |
Активное участие в подготовке мероприятий: концертов ко Дню Учителя, 8 марта, Дню Победы, выставки ресунков. Участие в городской акции «Бессмертный полк», «Чужих детей не бывает», «Пусть всегда будет солнце!» |
2021-2022гг. сентябрь |
Самоуправление в техникуме |
Совместно с «Молодой Гвардией» Единой России, студенческими стройотрядами проводим патриотические акции, уроки мужества, патриотизма. |
2021 -2022гг. ноябрь - март |
Самоуправление в техникуме |
Организация и проведение мероприятий внутри техникума: праздников – 8 марта, Нового года, Дня Матери, 9 мая, Посвящению в студенты, Дню толерантности. Силами самоуправления работает служба примирения для студентов, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Акция конфета за сигарету, скажем наркотикам – НЕТ! |
Аналитическая справка
«Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирование гражданской позиции»
Я работаю в образовании уже 22 года. На мой взгляд, качество знаний предполагает, не только хорошую учебу, но и социальный успех студента. Только в этом случае студент может почувствовать себя уверенным, нужным и будет стремиться к самообразованию и новым победам. Именно поэтому моя работа направлена на развитие социальных компетенций, которая предполагает наличие самоуправления в группе, активное участие студентов в жизни техникума, в жизни социума, формирование активной жизненной позиции. Работу в этом направлении я провожу и как преподаватель истории, руководитель историко-патриотического клуба и как куратор группы СВ 221. В группе большая часть учащихся, это ребята со средней успеваемостью и моя задача раскрыть их возможности в других направлениях, так как творчески развитая личность – это успех, уверенность в будущем, умение себя вести себя в социуме, быть коммуникабельным.
Под моим руководством ребята принимают активное участие в мероприятиях внутри техникума, создают учебные, творческие и социальные проекты, которые отличаются самобытностью, глубоким содержанием и креативностью. Основные направления моей деятельности:
1. Гражданско-патриотическое
2. Трудовое, экологическое
3. Культурно-просветительское
4. Социально значимое
Остановлюсь чуть подробнее на каждом из них:
Патриотизм – это любовь к своей Родине, преданность своему Отечеству, это одна из важнейших характеристик человека, которая выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения.
Целью патриотического воспитания, определённого государственной концепцией «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
В современном мире восстановление духовности и развитие патриотизма – это первоочередная задача, так как ее утрата ведет к формированию не правильной гражданской позиции. Именно поэтому одной из основных задач, стоящих передо мной я вижу укрепление патриотического воспитания, формирование у обучающихся чувства гражданского достоинства, патриотизма, уважения к истории своей малой Родины, своего города, своей семьи. Привлечение ребят к таким проектам как: «Камчатка – все для фронта!», «Улицы моего города», «Улица на которой я живу», «Моя семья в годы войны», «Вспомнить всех поименно»,
«Без срока давности», «Письмо солдату», участие в социально значимых проектах, экскурсии в музеи, походах по местам боев Англо-французского десанта, Гражданской и Второй мировой войн, Курильского десанта, участие в конкурсах, таких как, «Бессмертный свет Победы», акциях «Бессмертный полк», публикации на сайт техникума, дает возможность через призму собственных чувств, своей истории, ощутить причастность к истории Камчатского края и истории страны.
В 2015 я вместе с другими преподавателями начала работу над созданием проекта - «Вспомнить всех поименно», который вот уже в течении семи лет при моем непосредственном участии ведется в нашем техникуме. Ребята собирают информацию о своих родственниках, учувствовавших в Великой Отечественной Войне, http://podvignaroda.ru на этом сайте можно узнать информацию о своих дедах и прадедах, прочитать из документов описание подвига, который они совершили, чем были награждены. Затем, мы размещаем работы в электронной книге. В создании этого проекта приняли участие все обучающиеся, члены их семей, преподаватели. Каждый смог внести в книгу имена людей, защищавших наше Отечество в войне против немецко-фашистских захватчиков, вспомнить, а иногда даже узнать о подвигах, которые они совершили и увековечить память о них. Каждый год мы дополняем книгу новыми именами,
оцифровываем результаты прошедших лет.
Ежегодное участие моего клуба вместе с обучающимися нашего техникума в патриотической акции «Бессмертный полк» стало хорошей и доброй традицией.
К празднику 9 мая, 1 этаж техникума мы тематически оформляем работами, посвященным Великой Отечественной Войне. 2022 году клуб участвовал в праздничном концерте посвящённому празднованию памятной даты - «День победы». Были исполнены композиции «Священная война», «Кино идет», «День Победы», со сводным хором техникума. Проведены тематические уроки: «Братство славянских народов», «День единых действий», «Я – гражданин России!»
2 сентября 2021года в Сквере свободы наш клуб наряду с другими учебными заведениями принял участие в митинге, посвященному 76-й годовщине Курильской десантной операции 1945 года.
С 14 февраля по 9 мая 2022 года студенты группы ИХОР-121 приняли участие в V Всероссийском конкурсе молодежных проектов «Наша история» посвященному «210 лет со дня победы русской армии в Отечественной войне 1812 г.». Конкурс направлен на привлечение внимания к проблеме фальсификации исторических фактов, а также помогает закрепить в сознании молодого поколения важность совершенных подвигов. Все работы студентов прошли заочный этап.
6.05.2022 года студенты приняли участие в акции «Вахта памяти».
Сегодня как никогда является актуальным вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования у студентов, так как проблемы окружающей среды приобрели глобальный характер. В современном мире обучающимся свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволят им сформировать надежные основы ответственного отношения к природе. Основой развития студентов должно стать содружество человека и природы, где каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
У нас в техникуме есть много инициативных ребят, их энергия требует постоянного выхода, но по разным причинам ребята не задействованы в каких-то дополнительных проектах. Им необходима поддержка. Я с большой радостью увидела, как они включаются в волонтёрскую работу, становятся активистами общественного экологического движения.
Для наибольшей эффективности и успеха в области экологического воспитания мы активно включаемся в мероприятия по благоустройству территории техникума, проводим ежегодную уборку территории. Также в техникуме проходят конкурсы, исследовательские проекты по анализу состояния экологической обстановки в нашем городе. Для создания проекта им приходится добывать данные самим. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию инициативы, активного, добросовестного отношения к своему труду, увеличивает интерес к изучению экологического состояния нашего города и экологических проблем нашего края. Также в течение всего года ребята поливают цветы в зимнем саду, в рекреациях 1-го, 2-го и 3-го этажей. 28.05 2022 года прошла Акция -посади дерево года, ребята с удовольствием принимали участие в побелке деревьев.
3. Культурно-просветительская работа, развитие познавательной активности.
Культурно-просветительская деятельность включает такие формы организации внеурочной деятельности студентов как: проведение занятий о деятелях культуры, науки и образования, о том вкладе, который они внесли; работу клуба «Отечество», посещение музеев, организацию тематических дней, посвященных историческим личностям. Регулярно мы посещаем выставки, музеи, кинотеатры и театры, филармонию, где ребята могут приобщиться к прекрасному, развить свой внутренний мир, расширить кругозор, познакомиться с историей и литературой не только мировой и российской, но и этнической, и что не менее важно, научиться навыкам культурного поведения в публичных местах.
Еще один способ культурно-просветительской работы это участие в художественной самодеятельности, ребята регулярно выступают с танцевальной программой на концертах внутри техникума, поют песни, читают стихи, учувствуют в различных конкурсах. Танец, песня, художественное слово таят в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, они приносят радость как исполнителю, так и зрителю, раскрывают и растят духовные силы, воспитывают художественный вкус и любовь к прекрасному. К тому же это является еще одним способом стимулирования студентов к учебе.
Ну и конечно же мы постоянно сотрудничаем с библиотекой. Сегодня наша библиотека – это не только предоставление информационных услуг, но и воспитание культурного и гражданского самосознания, создание условий для удовлетворения интеллектуально-познавательных способностей студентов.
4.Социально значимая
В ноябре 2021 года совместно со студентами медицинского колледжа была проведена акция «Сигарета – это уже не модно», в апреле 2022 года уже самостоятельно провели акцию «Конфета за сигарету». Ребята также приняли участие во всероссийской акции «Пусть всегда будет солнце». Самостоятельно в игровой форме ребята провели классный час об опасности и последствиях курения табака и наркотических средств. Так как в техникуме большое внимание уделяется профилактике вредных привычек «Алкоголь, курение, наркотики: профилактика и помощь в трудных ситуациях. Программа добровольного тестирования студентов на прием наркотиков». Ребята участвовали в организации и проведении: «Дня здоровья», подготовили и провели анкетирование среди 1-3 курсов для того чтобы выявить в каком возрасте студенты начинают пробовать курить. Выступили с беседами, лекциями, видеофильмами, презентациями: «О вреде курения», «Алкоголизм». «Наркомания – шаг в бездну». «Право на жизнь». «Курить или не курить? У тебя ещё есть выбор». «Белая смерть». Выпустили стенгазету. Так как одним из главных факторов сохранения и укрепления здоровья и профилактики асоциального поведения, учащихся является занятия спортом, были проведены «Веселые старты» походы и участие в спортивных играх. В сентябре прошел первый туристический слет. На котором ребятам пришлось пройти массу интересных испытаний. Все результаты работы по профилактике вредных привычек были представлены на городском конкурсе «Без вредных привычек».
Еще одним из социально значимых направлений является волонтерская деятельность. В современном мире в понятие "волонтер" вкладывается новый смысл. Изменились задачи движения, цели, мотивация. Если раньше, в 80-е годы прошлого века, люди ехали на БАМ или поднимать целину, то им выплачивалась зарплата – своего рода компенсация за тяжелый труд. Что касается бесплатной работы на субботниках, в полях и так далее, то чаще она была связана с общественным принуждением. Сегодня волонтеры –
незаменимые люди. В современном мире существует множество социальных проблем, в решении которых они помогают. Волонтерское движение активно развивается; появляются добровольцы, готовые потратить свое время и силы на пользу обществу. Акция «Чужих детей не бывает», «Урок доброты», «Новогодний подарок», посещение детского дома, очистка памятников. Волонтёры реализуют в своей работе ценное стремление быть добрым, полезными, делать что-то бескорыстно и поэтому его развитие очень важно.
Но волонтёрство – это еще и возможность профессионально утвердиться, развить свои навыки в профессии. В период с 7 ноября по 30 ноября студенты приняли участие во всероссийском проекте WorldSkills Russia «Страна мастеров», Проект направлен на развитие предпринимательских навыков, креативного мышления, новых способов самовыражения и поиска своего места в бизнесе.
В рамках данного проекта студенты научились грамотно выстраивать отношения с потенциальным клиентом при организации продажи своих услуг таких, как «Юридическая консультация», «Социальная помощь», «Молярные и декоративные работы», «Авторемонт».
Данный проект позволил студентам проявить наставнические качества, оказать помощь и поддержку новым участникам проекта. Студенты группы ПСО 320 и ПСО 221 при поддержке преподавателей –тьютеров Медыниной Анастасии Сергеевны и Макаровой Юлии Владимировны провели мастер-класс по регистрации статуса самозанятого и оформлении первого чека в приложении «Мой налог» на сайте ФНС.
Участие в проекте дает возможность развить навыки в области предпринимательской деятельности открыть для себя новые горизонты и стать успешным.
Работа с одаренными детьми
Раннее выявление и развитие способностей, обучающихся способствует повышению качества образования. Моя работа в этом направлении строится на:
· изучении интересов и склонностей студентов;
· создании, разработке и внедрении инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, реализации программ профильного обучения, разработанных мною самостоятельно;
· формировании у детей жизненных установок на максимальную реализацию своих способностей;
· развитие познавательной активности студентов, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска;
· проведении тематических мероприятий
· моральном стимулировании лучших обучающихся. Талантливый студент, с незаурядными способностями, может не подозревать о собственных возможностях. Поэтому педагогу очень важно разглядеть склонности студента и подобрать условия, максимально полно способствующие их раскрытию.
Я придерживаюсь мнения, что каждый студент может проявить себя, у каждого есть свои сильные стороны, необходимо лишь правильно подобрать деятельность, совпадающую с направлением вектора его личности.
Поэтому нужно пробовать разные формы демонстрации способностей: кто-то из студентов проявляет себя в трансляции знаний, с легкостью справляясь с самыми сложными темами и имея успех на диагностических и экзаменационных работах, кто-то обладает нестандартным мышлением и талантливо проявляет себя на проектных конкурсах.
Я неоднократно убеждалась: для успешного проведения и получения хорошего результата любого мероприятия нужно правильным образом организовать всю работу. Мало просто дать информацию о конкурсе для того, чтобы ребята приняли в нём участие, порой нужно несколько раз напомнить и отследить, что они все сделали правильно. Многие нуждаются в помощи на всех стадиях, начиная с регистрации (для самых юных участников) и заканчивая моральной поддержкой по дороге на конкурс.
У меня достаточно богатый опыт работы со способными студентами. Опыт весьма интересный и, самое главное, успешный. Также мною разработаны методические рекомендации по работе с одаренными детьми, материалы для проведения предметных декад, студенческих олимпиад, классных часов, викторин, праздников. В кабинете истории сформирован отдел методической библиотеки по работе с талантливыми учащимися.
2. Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Эти студенты в большей степени нуждаются в социально-психологическом сопровождении. Для этой категории ребят наиболее важным, на мой взгляд, является компенсация недостатка внимания. Я стараюсь максимально вовлечь студента (в моем клубе «Отечество» есть несколько таких детей, по закону о защите прав я не могу указывать их ФИО) в участие во всех делах техникума, с целью создания ситуации успеха. Необходимо дать возможность студенту проявить себя. Дать ему почувствовать, что есть область, где он может добиться успеха, проявить свои способности. Это всегда индивидуальная работа.
Мы привлекаем их к участию во всех внеаудиторных мероприятиях. Особенно важными являются: «Новый год – семейный праздник», «День защитника отечества», «Урок доброты», коллективные походы в театр. Именно здесь он понимает, что нужен и любим.
3. Работа с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
Основой этой работы является программа социальная реабилитация, которая разрабатывается совместно: медицинский работник – социальный педагог, педагог-психолог – куратор – ребенок – родители. Успешность таких детей зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от образовательной среды, в которой находится ребенок-инвалид, ребенок с ОВЗ.
Образование таких детей строится на идее принятия индивидуальности каждого отдельного студента. Обучение и воспитание организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка. Ребенок рассматривается как личность, ценность которой не зависит от его способностей и достижений. Эти ребята нуждаются в поддержке и дружбе ровесников больше других. Правильно организованный учебно-воспитательный процесс помогает раскрывать каждого такого студента с помощью глубокого индивидуального подхода, через индивидуальную образовательную программу, индивидуальный учебный план.
Для подобных студентов большое значение имеет использование интернет-уроков. Ребенок может просмотреть фрагмент дома и ответить на вопросы, разработанные индивидуально для него, в этом нам также помогает платформа дистанционного обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.