Приложение 10
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих,
ИКТ-технологий и музыкотерапии
Тема: «Какого цвета весна»
Цель:
Ø Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи; цветосочетание весенней природы, вызывающие соответствующие им настроения, композиционные построения картин, изображать разные деревья по законам перспективы
Задачи:
Ø Продолжать учить детей рисовать пейзаж, познакомить с законами перспективы. Учить располагать изображения деревьев по всему листу (ближе – крупнее, дальше - меньше);
Ø Учить детей видеть изменения в природе и передавать их в рисунке, соблюдая колорит, характерный для ранней весны.
Ø Развивать эмоциональное восприятие произведений поэзии, живописи, музыки и передавать настроение в рисунке.
Ø Развивать творчество дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
Ø Систематизировать и закреплять знания детей о весне, обогатить словарь словами «пейзаж», «фон», «линия горизонта», «перспектива».
Ø Воспитывать художественный вкус, развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования наметить содержание, композицию, колорит рисунка)
Ø Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.
Оборудование: Презентация «Весна в
картинах художников» с репродукциями картин весенних пейзажей известных
художников и пейзажистов. Произведения «Подснежник» П.Чайковского,
«Шелест весны» К. Синдинг, «Весна»– 1 ч. из цикла «Времена года» А.
Вивальди. Аудиозаписи «Природа, птицы и животные», «Голоса животных
и птиц»,
Кисточка-волшебница, альбомный лист, акварельные и гуашевые краски, маленькие
губки, поролоновые тампоны, две ёмкости с водой на каждый стол, круглые и
плоские кисти разного размера, палитра, банки-непроливайки для воды
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, вы слышите разные звуки. А один звук все громче и громче
(звукозапись шума ветра)
Воспитатель: - Чей
это звук, отгадайте! Верно, это Ветерок, который живет на свете, везде летает и
про все знает.
Ветерок: Здравствуйте, ребята! Я – веселый Ветерок, легкий, резвый,
озорной.
(Предполагаемые ответы детей: - Здравствуй, Ветерок!»
Ветерок: Знаете,
ребята, я везде люблю летать, кружить, всех увлекать за собой, я много на свете
знаю. У меня есть небольшая корзинка, которую я всегда ношу с собой. В ней я
принёс письмо!
Воспитатель: - Давайте вскроем конверт. Посмотрите, здесь 3 листа и все
они чистые.
Как вы думаете, что произошло с текстом письма? Дети выдвигают разные версии,
подумав, пришли к выводу, что это проделки злой колдуньи зимы, не хочет она,
чтобы весна пришла. Необходимо письмо расколдовать. Как вы думаете, кто сможет
нам помочь? Конечно, нам сможет помочь, добрая волшебница – кисточка. Попросим
ее?
(Все дети берут кисточки, выбирают цвет акварели и раскрашивают лист.
На нем появляются слова, написанные свечкой «Какого цвета весна?»)
Воспитатель: - Поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все
по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается. Март - первый весенний месяц. Послушайте стихи о весне:
Улеглись в
полях метели
В белоснежные постели.
Отдохнуть пришла пора!
У крыльца звенят капели,
Воробьи повеселели,
Гонят зиму со двора!
П. Образцов
«Весна,
весна кругом живёт и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!»
М.
Исаковский
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна! Алферов
(Детям предлагается послушать произведение «Подснежник» П.Чайковского)
Ветерок: - Вы узнали эту музыку? (ответ детей). Чьи шаги слышны в музыке?
(Предполагаемые ответы детей: - шаги весны)
Какое настроение передал композитор? (веселое, радостное, торжественное). Художник захотел нарисовать картину, услышав эту музыку. Как вы думаете, что на ней будет нарисовано?
(Предполагаемые ответы детей: - весенняя капель, прилет птиц, таяние снега,
проталины, солнечное небо…)
- Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями разных авторов о весне. Это замечательное время года, когда природа просыпается, умывается, прихорашивается и предстаёт перед нами красавицей.
(Детям предлагается посмотреть презентацию «Весна в
картинах известных художников».
рассматриваем репродукцию картины «Грачи прилетели»)
Воспитатель: - Посмотрите,
ребята, как изобразил весну художник А. Саврасов.
Какая весна на этой картине – ранняя или поздняя?
Дети: - Ранняя.
Воспитатель: - А как вы определили, что это ранняя весна?
(Предполагаемые ответы детей: - Снег еще не растаял, но он уже не белый, как зимой, а грязный, на нем видны проталины. Грачи прилетели)
Воспитатель: - Вся
картина как будто наполнена свежим дыханием весны. Как можно назвать эту
картину?
Дети: - ранняя весна
Воспитатель: - Художник А. Саврасов назвал свою картину «Грачи
прилетели».
А теперь подумайте, ребята, какой сюжет вы хотели бы нарисовать, что вы
изобразите на своём листе бумаги? Какие цвета вы возьмёте для ранней весны? А
музыка поможет вам почувствовать, как просыпается природа после зимних холодов.
Послушайте, как музыка передаёт весеннее настроение, и попытайтесь отобрать те
цвета, которые передают весеннее настроение, пробуждение природы. Посмотрите на
отобранные карточки, и расскажите «какого цвета ваша весна?». Я предлагаю вам
самим стать художниками и нарисовать весенний пейзаж. Пейзаж – это значит
изображение природы.
- С чего мы начинаем рисовать пейзаж (Линия горизонта)
- Какие основные цвета мы будем наносить в верхней части листа – там, где у нас
будет небо? (Синий, голубой)
- А какие в нижней части листа – там, где земля?
(Предполагаемые ответы детей: - Черный, коричневый, белый)
Дети выполняют задание
Релаксация. Метод «Земля, воздух, огонь и вода».
Взрослый просит воспитанников по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Дети
начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем
выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает
кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос,
почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев;
как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область
таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам
пальцев.
Земля. Теперь дети должны установить контакт с землей,
«заземлиться» и почувствовать уверенность. Воспитатель вместе с воспитанниками
начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже
пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на
месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые
находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению
почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Дети активно двигают руками, ногами, телом, изображая
языки пламени. Воспитатель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем
теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Дети просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
После релаксации педагог с детьми рассматривают работы,
выделяют наиболее удачные, в других отмечают положительные моменты.
Дети выбирают из 3 смайликов один, наиболее точно отражающий удовлетворённость
результатом ребёнка своей работой
Большой и улыбающийся – занятие очень понравилось,
результатом доволен, с удовольствием порисовал ещё:
Средний и серьёзный – занятие понравилось,
результатом не совсем доволен, рисовать буду, но не сейчас.
Маленький и грустный – занятие не понравилось,
результатом не доволен, больше рисовать не хочу.
Воспитатель: - У нас получилась выставка прямо как у настоящих
художников. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы внимательно
слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно. Дети, мы
сегодня с вами говорили о весне, о том, как музыка помогает выразить весеннее
настроение природы.
Воспитатель: - Кто
пишет музыку? (композитор). А как художник и поэт могут выразить настроение
природы? (Художник напишет картину, а поэт сочинит стихи).
Воспитатель: - Правильно, у художника – краски, у поэта – слово, а у
композитора – звуки.
На этом наше занятие закончено, и вы, мои волшебники, можете отдохнуть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.