Заключительный урок
8 класс
«Путешествие по литературным просторам Сибири»
Цель: подвести итоги по сибирской поэзии.
Задачи:
1. Развивающая:
- способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти;
- формировать умение восстанавливать деформированный текст;
- развивать творческие способности учащихся.
2. Образовательная:
- повторить и обобщить сведения о сибирских писателях и произведениях;
- повторить теорию литературы, изученную в 8 классе.
3. Воспитательная:
- формировать умение работы в команде;
- воспитывать любовь к литературе.
Подготовка к уроку
Учитель приносит все, наработанное учащимися за 4 года. (выставка работ)
Задания учащимся для всего класса:
- чтение и анализ одного из стихотворений сибирских поэтов (3-6 учеников читают 1-2 стихотворения);
- творческий портрет писателя-земляка.
Индивидуальные задания:
1.«Проба пера» (написать стихотворение о родной природе)
2.Сделать репортаж на тему: «Если плыть по Енисею».
3.Написать сочинение: «Вот он какой наш край!», «Мой любимый сибирский поэт», «Моя малая Родина».
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, портреты сибирских поэтов. Репродукции картин: В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»; Т.В. Ряннеля «Верховья Енисея», «Гордые кедры»; Э.В. Мотакова «Урманские скалы»; Б.Я. Ряузова «Морозец», «Снежные берега»; Г.Г. Горенского «Дары тайги»; Н.М. Хомайко «Сибирский натюрморт». Песни Ф. Веселкова «Енисей, река моя родная», «Встреча Ангары с Енисеем»; «Россия», «Красноярское море» Ф. Мартынова, «Песня о Красноярске», «Гимн Игарке» А. Березуцких, «За рекой Бирюсой» Ф. Федорова, «Без тебя» Г. Малюкова, «Капитаны речных кораблей» А. Шемрякова.
Правила игры:
Класс делится на команды (не более 5 человек). Каждая команда выбирает себе капитана, дает своей команде название. Последовательность хода команд определяется жеребьевкой. На обсуждение вопроса команде дается одна минута. Если команда отвечает неправильно, право ответить на этот вопрос и последующие переходит к другой команде. В конце урока подсчитываются баллы, определяется команда-победитеь (которая награждается грамотами на усмотрение учителя), в каждой команде выбирается самый активный (награждается медалью «Знаток своей земли»). Оценки выставляют сами учащиеся каждой команды по принципу: активно или не активно работал, обосновывая свое решение.
Задания
Блок 1
1б Дайте определение лирики как рода литературы.
2б Небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, организованное по законам стихосложения.
3б Что такое стих?
4б Назовите как можно больше сибирских поэтов.
5б Кто из названных поэтов родился в Москве?
Блок 2
1б Кто автор строк: «Я себя не мыслю без Сибири,// Без моих родных сибиряков!»
2б Кем работал в Игарке И.Д. Рождественский?
3б Лучший ученик И. Д. Рождественского?
4б Жанры творчества И.Д. Рождественского?
5б Какие стихи И.Д. Рождественского положены на музыку?
Учащиеся читают стихотворения И.Д. Рождественского.
Блок 3
1б Кто автор строк: «С каждым часом вы ближе, места дорогие! //Что-то девушка мне говорит. Не пойму.//- В Красноярске вы впервые?//- Конечно, впервые!//В сотый раз подъезжаю впервые к нему!»
2б С каким сибирским поэтов К.Л. Лисовский принимал участие в выпуске агитплакатов во время Великой отечественной войны?
3б В чем проявилось новаторство К.Л. Лисовского?
4б Название его первой книги?
5б В каком жанре написано большинство стихотворений К.Л. Лисовского?
Учащиеся читают стихотворения К.Л. Лисовского?
Блок 4
1б кто автор строк: «Нет, не забыл я, не забыл//Ладоней матушки Сибири//Я ел твой хлеб и лебеду,//Когда гудели ветры злые.//И вот я вновь к тебе иду.//Иду долги отдать былые».
2б Какие стихи вошли в сборник «Восточным стихам навстречу»?
3б В каких сибирских городах побывал З.Я. Яхнин?
4б Каких авторов переводил З.Я. Яхнин?
5б Вставьте недостающие слова:
Эти ветви …коверкала,
Гнула, гнула,
К …пригибала
Ты согнулась, поникла, померкла
И такой …стала.
Где…твоя прежняя, смелая?
Бьется ль … под белою блузкой?
Эх, …! Ну чего ты наделала
С …красавицей русской?
Ученики читают стихотворения З.Я. Яхнина.
Давайте подведем итоги игры (победителей награждают).
Ребята, кто из вас писал сочинения, делал репортажи, учил стихи, участвовал в создании литературного музея вам слово. (ученики читают стихи, сочинения, репортажи. Ребята, которые занимались создание литературного музея, рассказывают что им удалось сделать).
Учащиеся, у которых были индивидуальные задания, получают дополнительные оценки.
Итог:
Кто из поэтов ближе вам, вызывает больший отклик?
Что же особенного в изображении сибирской природы поэтами?
Ребята, любите родину, родную природу. Делайте добро, живите в гармонии с природой и учите этому других.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.