Тема: «Путешествие по материкам».
Цель: создать условия для формирования представлений особенностей природы и жизни людей на разных материках
Задачи:
· Способствовать формированию понятия у детей «материк»;
· Содействовать развитию мышления, речи, памяти, воображения;
· Способствовать воспитанию уважения друг к другу, умение слушать и слышать
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь объяснять значение термина «материк», «океан»; освоить знания о материках нашей планеты; умение находить на карте материки, океаны.
Метапредметные:
Регулятивные:
1. с помощью учителя формулировать тему, цель, задачи урока;
2. осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль и взаимооценку, самооценку;
Познавательные:
1. делать
выводы по изученному материалу.
Коммуникативные:
1. договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий в паре, в группе;
2. грамотно и логично выражать собственноемнение с учётом возрастных особенностей.
Личностные:
1. уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник по окружающему миру «Школа России» 2 класс, 2 часть, А. А. Плешаков; презентация; раздаточный материал.
Этап урока |
Содержание урока |
|
|
Планируемые результаты |
|||
I. Мотивирование к учебной деятельности (2 мин) |
- Здравствуйте, ребята. -Давайте пожелаем друг другу здоровья и успешной работы. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой) Успеха (Указательный) Большого (средний) Во всем (мизинец) Здравствуй (всей ладонью) |
К2 |
|
II. Актуализация опорных знаний |
-На прошлом уроке вы узнали, какие на нашей планете есть океаны и материки. Сегодня мы с вами это вспомним. (На доске - карта мира) - Какая перед вами висит карта, как она называется? (Карта мира) Определите на карте стороны горизонта. - Покажите на карте океаны и скажите, как они называются. Доп. вопрос: что на карте обозначают различными оттенками коричневого цвета? (Возвышенность, горы, т.е. чем темнее цвет, тем эти участки земной поверхности выше; чем светлее – тем они ниже) - Покажите на карте материки и скажите, как они называются. Доп. вопрос: что на карте обозначают оттенками зеленого цвета? (Более темным – низменности, а равнины – более светлым зеленым цветом) - Мы с вами вспомнили материки Земли. Еще раз назовем их. (Евразия, Северная и Южная Америка, Австралия, Африка, Антарктида) А скажите, что такое материк? Попробуйте дать определение (высказывания детей). Материки – огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой. Как отличить материк от острова? (Материк – большой участок суши, а остров – маленький) Можем ли мы назвать, например, остров Мадагаскар материком? (Нет) Почему? (Потому что он маленький) - А можем мы назвать материком Африку? (Да) Почему? (Потому что – это большой участок суши, окруженный водой со всех сторон) - А почему Африка не относится к Евразии, они же находятся совсем близко? (Потому что она отделена водой от Евразии) - Верно. Итак, сколько же всего материков? (6) А на каком материке живем мы с вами? (Евразия) - Хорошо, ребята, молодцы! |
К2 |
|
III. Формулирование темы и цели урока (3 мин) |
Корабли по морю плыли, К чудо-острову спешили. Ждали там давно гостей, Лучших первооткрывателей. - Я думаю, вы догадались о теме сегодняшнего урока. - Мне кажется, мы будем путешествовать по материкам. - Верно. Тема урока: Путешествие по материкам - Какую цель мы перед собой поставим? - Ребята, а как вы думаете, одинаков ли растительный и животный мир на разных материках? -Нет, разный - Почему у нас не везде жарко? - Это связано с количеством получаемого солнечного тепла и количеством выпадаемых осадков. -Итак, мы готовы отправиться в путешествие? |
К1 Р1Л1 |
|
V. Реализация построенного проекта (15 мин) |
Работа по теме урока. -И начнем мы с Евразии. Евразия – самый большой материк на Земле. Евразия делится на две части света – Европу и Азию. Наша Родина – Россия – расположена в обеих частях света. Граница этих частей света проходит по Уральским горам. Уральские горы – самая большая горная система России. Евразия омывается всеми четырьмя океанами. - Покажите на карте, какими океанами Евразия омывается с разных сторон горизонта? (Показывают) У берегов Евразии находится бесчисленное множество островов. В Евразии находится самое крупное озеро, может быть, вы знаете, какое? (Каспийское) А также самое глубокое озеро. Какое? (Байкал) В Евразии проживает самое большое количество людей. Здесь находятся крупнейшие страны мира: по площади (какая страна?) – Россия, и по населению – Китай. Ребята, можем ли мы с вами сказать, что на такой большой территории одинаковый климат, одинаковая погода? (Нет) А, значит, здесь будет очень много видов различных растений и животных. На территории Евразии находится много стран: Россия, Китай, Монголия, Индия, Германия, Франция, Италия и другие страны. Несомненно, если здесь так много стран, то здесь будет и много достопримечательностей. О некоторых из них нам расскажут ребята. (Сообщения детей о Великой китайской стене и Колизее) - Мы не будем долго останавливаться на этом материке, потому что вы более подробно будете изучать его позже. А пока сосредоточим наше внимание на остальных материках - Итак, мы продолжаем наше путешествие. И Следующая наша остановка – Северная Америка. Как мы можем попасть из Евразии в Северную Америку? Какими видами транспорта можем воспользоваться? (Можем полететь на самолете или по водному пути, кораблем или паромом) Вот мы прилетели в Северную Америку. - Определите по карте, водами каких океанов она омывается? (Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов) - Обратите внимание, западная часть материка занята горами – Кордильерами, самой величайшей по протяженности горной системой земного шара. Самая крупная река Северной Америки – Миссисипи с притоком Миссури. На территории Северной Америки находятся 5 Великих озер. Эти озера являются одним из крупнейших скоплений на Земле пресной воды. Здесь растут самые большие деревья на Земле – секвойи. На западе Северной Америки живут дикие лошади (как называются?) мустанги. Они являются потомками самых первых лошадей, ступивших на землю Северной Америки. Мустанги от природы очень выносливые, поэтому одомашненные мустанги часто являются очень хорошими верховыми лошадьми. А знаете ли вы, что родиной енота-полоскуна является Северная Америка? Енот-полоскун выбирает для проживания места обязательно рядом с водоемом, потому что в реках он добывает себе пищу. Как вы думаете, почему этим енотам дали имя «полоскун»? (предположения) У него есть очень необычная манера. Раздобыв еду, он тщательно полощет её в речке, прежде чем употребить в пищу. Богатая природа, исторические памятники, следы давно исчезнувших цивилизаций привлекают множество туристов в Северную Америку. К ним относится, например, Большой каньон – одно из признанных чудес света и один из самых глубоких каньонов мира. Каньон постоянно меняется, появляются новые трещины, открываются другие слои. Более того с каждым годом каньон продолжает расти. Недавно над этим каньоном построен прозрачный мост, с которого можно любоваться всеми его красотами. Также в Северной Америке находится Статуя Свободы – одна из самых знаменитых скульптур в США и в мире. -Совсем рядом расположена Южная Америка. Это самый дождливый материк. Здесь протекает самая большая река Земли – Амазонка. Здесь расположены густые, влажные тропические леса с яркими птицами, обезьянами и другими животными, необычные растения и высокие горы. По размерам она близка к Северной, но тут живет гораздо меньше людей. Как думаете, почему? (Потому что в горах и лесах жить неудобно) Тем не менее, все люди, живущие здесь, хорошо понимают друг друга – почти во всех странах этого материка люди говорят по-испански. В Южной Америке редко встретишь крупного зверя. Ленивцы, броненосцы, муравьеды, экзотические птицы, змеи, несметные полчища насекомых — вот основа животного мира этого материка. (сообщения детей о броненосце, ленивце, колибри) По тонкой нити я хожу, Существует такой вид пауков, который можно встретить только на этом материке. Это паук-птицеед. (Сообщение ребенка о пауке-птицееде) Ребята рассказали нам о животных, которые обитают на суше. Но, также опасны и реки Амазонки, они изобилуют крокодилами и хищными рыбами пираньями. Физминутка. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. Работа по теме урока. -А какая следующая остановка, вам предстоит угадать. Огромный этот континент -Верно. Наша следующая остановка - Африка. - Африка самый жаркий материк на Земле. Здесь расположена величайшая в мире, самая жаркая пустыня Сахара и самая длинная река в мире – Нил. Особо знаменита Африка своими животными, о которых нам расскажут ребята. (сообщения о черной мамбе, африканском слоне, нильском крокодиле) - Ребята, а какие вы знаете сказки, где герой – крокодил? (Крокодил Гена и его друзья, сказки Чуковского) - По праву Африка может гордиться своим животным миром. Где еще вы можете увидеть птиц-носорогов и смешных страусов, гордых венценосных журавлей, крокодила и жирафа, полосатую зебру, носорога. Главное, конечно, это не встретить черную мамбу. -Настало время узнать нашу следующую остановку.
- Верно, наша следующая остановка – Австралия. Это самый маленький из материков. Омывается океанами (какими?) Индийским, Тихим и Южным. На территории Австралии произрастают уникальные виды растений: эвкалипты, фикусы, акации, пальмы. Также богат и животный мир, о котором нам расскажут ребята. (сообщения о кенгуру, коале, утконосе) - Большинство австралийских млекопитающих сумчатые: на животе у них есть глубокая складка кожи, которая называется сумкой. Богат мир птиц. Самая большая птица – страус эму. Очень много попугаев. Особенно много в Австралии ящериц. Многие австралийские животные находятся под охраной. -Наша последняя остановка – загадочная Антарктида. - Про нее мы прочитаем в карточках Работа с карточками. (Чтение по цепочке: Антарктида – закованный в лёд материк, расположенный на крайнем юге нашей планеты. Не так давно был подписан международный договор об Антарктиде, согласно которому там запрещается строить промышленные и военные объекты. Весь континент предоставляется ученым для исследований, поэтому Антарктиду называют континентом ученых. Учёные доказали, что ранее Антарктида была зеленым городом. А подо льдом горы, долины, равнины, русла бывших рек, чаши бывших озер. Миллионы лет назад на этой земле не было вечной зимы. Здесь было тепло и зелено, шумели леса, колыхались под теплыми ветрами высокие травы, на берегах рек и озер собирались на водопой звери, в небе порхали птицы. Сейчас в Антарктиде довольно скудный животный и растительный мир. Растительность здесь – это лишайники, мхи и пресноводные водоросли. В Антарктиде отсутствуют наземные млекопитающие, крылатые насекомые и пресноводные рыбы. Но, несмотря на это здесь обитают более 100 тыс. пингвинов, много буревестников, поморников, в водах - различные виды тюленей и морские леопарды) Почему Антарктиду называют континентом ученых? Какие основные представители растительного мира Антарктиды? Где расположен материк Антарктида? |
К1 К2 П1 Р2
|
|
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (8 мин)
|
-Вот наше путешествие и подошло к концу. Теперь, проверим, какие из вас путешественники, запомнили ли вы то, о чем говорилось на уроке. (Викторина: 1. Как называются огромные участки суши, окруженные водой? (Материки) 2. Какой материк самый большой? (Евразия) 3. Какой материк самый маленький? (Австралия) 4. На каком материке обитают пингвины? (Антарктида) 5. Назови континент, на котором водятся кенгуру (Австралия) 6. Назови континент, на котором протекает самая длинная река – Нил. (Африка) 7. Назови континент, на котором располагается наша страна (Евразия) 8. На каком континенте находится Статуя Свободы? (Северная Америка) 9. Какой материк самый дождливый? (Южная Америка) 10. Какие части света входят в Евразию? (Европа и Азия)) Покажите все материки на карте мира. |
К2 Р2
|
|
VII. Самос-тоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 мин) |
Самостоятельная работа. - Собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию. Собранные материки помещаются на карту полушарий. Выполнение работы. - Молодцы, все справились! Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Теперь вы убедились, что все в ваших руках.
|
П1 |
|
VIII. Рефлексия учебной деятельности (4 мин) |
Итог - Что мы делали сегодня на уроке? (Мы путешествовали по материкам) - Что такое материк? (Материки это огромные участки суши, окруженные водой) - С какими материками мы познакомились? - Сколько их всего? (6) Рефлексия. - Если вам все было понятно на уроке, поднимите правую руку - Если у вас были затруднения, поднимите левую руку - Если совсем было не понятно, поднимите две руки Д/з Откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 118 – 123 – пересказ (По желанию) рассказать об удивительных фактах, явлениях природы на разных материках. Выставление оценок - За урок получают оценку «5» - …; оценку «4» - …; оценку «3» - … - Спасибо вам, урок окончен. |
К2
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.