Утверждено
приказом по школе
от_________г. №____
М,П.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Путешествие по родному краю»
для 4 класса
на 2015-2016 учебный год
(базовый уровень)
Составитель:
Павина А.В,
2015 год
Пояснительная записка
Знание прошлого своей страны — ключевое условие в понимании её настоящего и гарантия будущего процветания. Только в этом случае можно добиться успеха в настоящем и создать благоприятные условия для будущего процветания.
Программа «Путешествуем по родному краю» предоставляет возможность учащимся лучше узнать историю родной страны и ее культурное наследие.
Особенности возрастной группы учащихся
Данная программа ориентирована на обучающихся 4 классов. В этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству и самостоятельности. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка. Он учится общаться со сверстниками, жить по правилам, сотрудничать в команде. Младший школьный возраст — это возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности. В этом возрасте идёт активное познание окружающего мира, приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими.
Цели и задачи программы
Цели программы:
воспитание патриотических чувств у современных школьников;
пробуждение интереса к изучению культурно-исторического наследия нашей страны;
формирование гражданской сознательности.
Задачи программы:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России;
- сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;
- способствовать усвоению правил поведения в музеях, в общественных местах, в транспорте.
Особенности организации учебного процесса:
Для достижения планируемых результатов используются разнообразные технологии с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду:
- игровые (проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира);
- технологии проектного обучения (по каждому разделу программы учащимся предлагается выполнить проект);
- технологии групповой деятельности (программа предусматривает уроки коллективной творческой деятельности);
- здоровьесберегающие.
Место курса в программе внеурочной деятельности
В учебном плане на эту программу отводится 1 час в неделю. Он является обязательным и предусматривает участие всех учащихся класса. В программу включены три экскурсии (общее количество часов – 19). Данное количество часов на экскурсии отводится за счет сокращения учебных часов на аудиторные занятия.
Сроки реализации программы – 1 год. Программа рассчитана на проведение занятий в течение учебного года – 35 недель. Продолжительность занятий – 40 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете с игровой зоной, школьной библиотеке.
Планируемые результаты освоения программы:
-ориентация в нравственном аспекте на лучшие примеры исторического наследия страны;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-формирование гражданской сознательности,
-пробуждение интереса к историческому наследию страны.
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; а также с использованием знаний, полученных во время экскурсий.
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
· Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, создания собственных устных и письменных высказываний, оформлять результаты исследовательской работы;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России и своей малой Родины;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, находить место изученных событий на «ленте времени».
Календарно-тематическое планирование
№ урока в году |
№ урока в четверти |
Тема урока |
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
|
Дата по плану |
Дата по факту |
Корректировка
|
||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
||||||
I четверть – 9 недель, 9 уроков |
|
|||||||
Путешествие по Владимирке |
|
|||||||
1 |
1 |
Вводное занятие. «Мой край. Его прошлое и настоящее» |
Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию. Узнавать и знать выдающиеся памятники истории и культуры России и своей малой Родины.
|
Положительное отношение к школе; чувство необходимости учения.
Желание открывать новое знание, новые способы действия.
Умение выделять нравственный аспект поведения.
Формирование гражданской сознательности.
Пробуждение интереса к историческому наследию страны.
|
Познавательные УУД.: Умение перерабатывать полученную информацию. Умение делать выводы в результате совместной работы всего коллектива.
Комуникативные УУД.: Умение слушать и понимать речь других, задавать вопросы, донести свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные.: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Различение допустимых и недопустимых форм поведения.
|
04.09 |
|
|
2 |
2 |
Школьный музей. |
11.09 |
|
|
|||
3 |
3 |
Техника безопасности и правила поведения во время экскурсии. |
18.09 |
|
|
|||
4 |
4 |
Зелёный (экскурсия) «Путешествие по Владимирке». |
25.09 |
|
|
|||
5-8 |
5-8 |
«Золотое кольцо Ногинска-обзорная экскурсия по Ногинску с заездом в исторический район Глухово |
02.10 |
|
|
|||
9 |
9 |
Что увидели, узнали о нашем Богородском крае. |
30.10 |
|
|
|||
I I четверть – 7 недель, 7 уроков |
|
|||||||
За пределами Богородского края. |
|
|||||||
10 |
1 |
Виртуальная экскурсия «Мой славный город»
|
Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на здоровье и безопасность человека.
Проводить несложные наблюдения в окружающей среде; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений.
|
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного и здоровьесберегающего поведения.
Пробуждение интереса к культурному наследию страны.
|
П.: Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Умение перерабатывать полученную информацию.
К.: Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
Р.: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
|
13.11 |
|
|
11 |
2 |
Правила поведения при общении с дикими животными . |
20.11 |
|
|
|||
12-15 |
3-6 |
«Путешествие в страну «Олению»-экскурсия в фермерское хозяйство д.Боровково
|
|
|
|
|||
16 |
7 |
«Узнал, посмотрел – умей сказать спасибо.» |
25.12 |
|
|
|||
III четверть – 10 недель, 10 уроков |
|
|||||||
«От Петра до …» (10 ч) |
|
|||||||
17 |
1 |
За пределами Богородского края. |
Повышение культурного уровня путем изучения культурного наследия своей страны.
Формирование чувства прекрасного.
Использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, создания собственных устных и письменных высказываний; оформлять результаты исследовательской работы.
|
Заинтересованность в приобретении и расширении знаний.
Осознание необходимости самосовершенствования.
Формирование гражданской позиции.
Пробуждение интереса к научному наследию страны. |
П.: Умение строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать, строить рассуждения.
К.: Формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Р.: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Различение допустимых и недопустимых форм поведения.
|
15.01 |
|
|
18 |
2 |
Художественные музеи России.
|
22.01 |
|
|
|||
19 |
3 |
Виртуальная экскурсия «Залы Третьяковской галереи»
|
29.01 |
|
|
|||
20-24 |
4-8 |
«История создания Российского флота»- экскурсия в Кремль в Измайлово. |
|
|
|
|||
25 |
9 |
Наши проекты:«Российский флот от Петра до …»
|
11.03 |
|
|
|||
26 |
10 |
«Посмотрел, узнал – умей сказать спасибо». |
18.03 |
|
|
|||
I V четверть – 9 недель, 9 уроков Эра космонавтики. |
|
|||||||
27 |
1 |
Наши проекты «Научные достижения нашей страны». |
Иметь представление об основных научных достижениях России и основных исторических датах в жизни своего государства.
|
Осознание необходимости самосовершенствования. Формирование гражданской позиции.
Пробуждение интереса к историческому наследию страны.
|
П.: Научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме; обобщать и делать выводы.
К.: Умение донести свою позицию до других слушать и понимать речь других, задавать вопросы. Р.: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. Активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного контроля. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. |
01.04 |
|
|
28 |
2 |
Викторина «Мы первые в космическом пространстве.» |
08.04 |
|
|
|||
29-34 |
3-8 |
Экскурсия в музей космонавтики |
|
|
|
|||
35 |
9 |
Обобщающее занятие. Что узнали. Чему научились. |
|
|
|
27.05 |
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Интернет-материалы
2. Компьютер
3. Проектор
4. Интерактивная доска
Информационные сайты:
http://www.anoarvt.ru/dorogi-pobedy/o-programme/
http://www.anoarvt.ru/muzei/
Лист согласования
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.