Занятия по грамоте в старшей группе.
Тема: "Путешествие в космическое пространство"
Задачи:
Образовательные : Продолжать учить составлять и анализировать звуковую модель слова; различать звуки гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие, глухие; учить образовывать имена прилагательных от имени существительных ( продрожать обучать звуковому анализу и синтезу слов).
Развивающие: Закреплять умения детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять находить схемы к предложению, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, память и внимание.
Воспитательные: Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желания и умения работать в коллективе.
Материал и оборудование: звезды с буквами, звёзды со слогами, буквы, карточки с картинками, тюбики со слоговыми схемами, плакат с предложениями и схемами.
Ход занятия:
Дети входят в группу. Раздаётся телефонный звонок.
В: Здравствуйте, кто говорит?
Инопланетяне: Фонограмма.
Здравствуйте с вами на связи космос! Говорит житель космической планеты! Я приглашаю вас на неизвестную планету.
В: Ребята, хотите отправиться в путешествие на космическую планету?
Д: Да!
В: Для этого нам необходимо собрать вещи которые могут пригодиться в пути шествии (подходят к столу и работают)
В: Перед вами карточки с изображением предметов. Вам необходимо выбрать любую картинку и положить её около зелёного или синего круга. Цвет выбран не случайно, к зелёному кругу кладём предметы которые начинаются с мягкого согласного звука, а к синему твёрдого согласного (выполняют)
(педагог называет каждого ребёнка и просит объяснить свой выбор.)
В: А вот на чём мы совершим наш полёт попробуйте отгадать:
загадка: На корабле воздушном
Космическом послушном
Мы обгоняя ветер
Несёмся на... (ракета)
В: Для того чтобы занять место в ракете необходимо каждому из вас передумать родственные слова (слова похожие по звучанию к моим словам) (каждому из детей педагог предлагает придумать родственные слова): Звезда-звёздный, луна-лунный, солнце-солнечный, ночь-ночной, весна-весенний, дождь-дождливый.
(заняли места в ракете)
В: Внимание всем приготовится к палёту ( музыка не звучит).
В: Что такое? наша ракета не может взлететь? я кажется догадалась, бортовые компьютеры пока мы не ведём пароль. чтобы узнать его нам необходимо из букв составить предложение и прочитать. ( дети составляют предложение и читают его)
В: Молодцы! вот вам первая звезда за правильно разгаданный пароль.
В: внимание всем приготовиться к плёту и пристигнуть ремни (звучит музыка) полёт проходит успешно. я предлагаю вам подкрепиться. Перед вами тюбики с космической едой, а место названия изображена слоговая схема слова , в первом тюбике название пищи с одним слогом, во втором с 2 слогами и в третьем где 3 слога (дети выполняют и отвечают)
В: Молодцы! справились и с этим заданием получайте ещё одну звезду.
В: Наш полёт продолжается (звучит музыка) Ребята впереди я вижу неопознанную планету ( показать).
Загадка: Это красная планета
По соседству с нами
Он зимой и даже летом
Мёрзнет надо льдами
Странно, что не говори
Лёд не сверху, а внутри (Марс)
В: Я предлагаю вам подойти к столу и сделать звуковой анализ слова МАРС. В этом вам помогут фишки нужных цветов ( выполняют).
В: Сколько слогов в слове марс?
Д: В слове Марс один слог.
В: Дайте характеристику звуку [М]
Д: Звук [М] согласный, твёрдый,звонкий.
В: Охарактеризуйте звук [А].
Д: Звук [А] гласный.
В: Дайте характеристику звуку [Р].
Д: [Р]-согласный, твёрдый,звонкий.
В: Охарактеризуйте звук [C].
Д: Звук [С]- согласный,твёрдый,глухой.
В: Молодцы! за это испытание вы получили ещё одну звезду.
В: Серьезное испытание приготовил наш инопланетянин, по этому я предлагаю вам передохнуть.
Физкультминутка: На луне жил звездочёт (смотрят в телескоп.)
Он планетам вёл учёт ( показывает в небо рукой)
Меркурий раз (описать круг руками)
Венера два ( хлопок)
3-Земля, 4-Марс (присесть)
5-Юпитер, 6-Сатурн ( наклоны в право в лево)
7-Уран, 8-Нептун ( наклон-в перёд, прогнуться назад)
9-дальше всех Плутон (прыжок)
Кто не видит выйди вон (развести руками в стороны)
Отправляемся дальше. Занимаем места в ракете, (звучит музыка)
В: Ребята, с лева по борту я вижу большой метеорит, который называется КОСМОДРОМ. Он встретился нам не случайно. Вам необходимо в этом слове найти маленькие слова. (ком,дом,сом,род,сор,комод,ром,морс,сок,код)
В: Получите следующую звезду в свою копилку.
В: А с право по борту летит большая красная ракета, да не одна рядом с ней ещё три. На них написано ещё одно задание подойдем и посмотрим (педагог просит прочитать предложение на каждой ракете). А под ними схемы предложение, которые инопланетяне перепутал.
В: Найдите к каждому предложению свою схему (выполняет). Вы заслужили ещё одну звезду. Мы отправляемся дальше (звучит музыка)
В: Как много звёзд в космическом пространстве, да звёзды не простые а слоговые. Для того, чтобы получить последнюю звезду, вам необходимо придумать с этими слогами слова (нога, поле, зима, бусы,утро, коза, сова, рука)
В: А сейчас со своим словом попробуйте составить предложение ( дети выполняют)
В: Вы честно заработали последнюю звезду.
В: На какой планете живут инопланетяне?
Д: Юпитер!
Инопланетяне: (фонограмма запись)
Молодцы, ребята! вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Я вижу, что на Земле живут умные и сообразительные дети.
В: Ну, вот ребята нам пора отправляться домой. Занимаем места в ракете. Внимание, всем приготовиться к полёту, пристигнуть ремни (звучит музыка)
Воспитатель читает стихотворение: Эта планета любимый наш дом
На ней мы с рождения живём.
Планета прикраса: моря, океаны,
Цветы и деревья там, разные страны.
И солнце сияет с зори до заката,
Что за планета, скажите ребята!
Д: Земля
В: Вот ребята мы и дома. Что вам особенно понравилось и запомнилось в нашем путешествии? Какие задания показались интересными?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.