Путешествие в мир кислот.
Цели урока:
· Познакомить с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот.
· Продолжить формирование знаний о различиях между зарядами ионов и степенью окисления элементов.
· Вырабатывать у школьников познавательную активность, интерес к предмету.
Задачи урока:
Воспитывающие: вырабатывать у школьников познавательную активность, интерес к предмету через работу с икт.
Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: урок-лекция.
Методы и методические приемы: словесный, исследовательский, иллюстративный; беседа, рассказ, эксперимент, тестовая работа.
Литература: О.С.Габриелян. Химия-8.
О.С.Габриелян, Воскобойникова Н.П., А.В.Яшукова. Настольная книга учителя химии.
Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить путешествие в мир кислот. А наши тетради превратятся сегодня в путевые дневники. Начнем с путевых дневников.
(слайд №1-4)
Мы находимся на станции «Информационная». Прежде чем отправиться в путь, нам необходимо подготовиться к путешествию, получить информацию о веществах, которые будут нас окружать. Здесь мы познакомимся с многообразием веществ, относящихся к классу кислот. Приготовьтесь внимательно слушать и записывать.
(на доске следующая запись:
HR- кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка (R).
По основности (основность кислоты определяется числом атомов водорода):
соляная серная ортофосфорная
По содержанию атомов кислорода в кислородном остатке:
HNO3-азотная H 2S-сероводородная
H 2SO4-серная HCl-соляная
Текст к таблице:
Посмотрите на таблицу. Обратите внимание на состав кислот, в них обязательно входит водород-он определяет основность. Вся остальная часть молекулы называется кислотным остатком. Итак, кислоты-сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. В растворах между ионами водорода и ионами кислотного остатка возникает ионная связь. Водород имеет положительный заряд, а кислотный остаток будет иметь отрицательный заряд.
Например, HPO:а)заряды ионов-HPO; б)с.о.-HPO.
Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, а в другие нет. Классифицируем кислоты по 2 признакам:
1)по числу атомов водорода:а)одноосновные, б)двухосновные, в)трехосновные;
2)по наличию кислорода в кислотном остатке:
кислородсодержащие и бескислородные.
Работа по карточкам: с каждой стороны формула кислоты. Задание: показать карточку с формулой одноосновной, кислородсод-ей, трехосновной и т.д.
Мы прибываем на станцию «Историческая», где познакомимся с историей открытия некоторых кислот.
Станция «Историческая»
(Слайд №5)
Доклады уч-ся.
Уксусная кислота. Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, была уксусная. Слово «уксус» происходит от греческого слова «оксос»-кислый. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Его научились использовать как лекарство, приправу к пище как растворитель красок. В России уксус называли «древесная кислота».
Серная кислота. С серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в 10 веке. Честь ее открытия приписывается персидскому химику Абубекеру аль Рези. Но это не совсем точно. По крайней мере серную кислоту человечество знает около 1000 лет. Серную кислоту выделили из купоросов и назвали купоросным маслом. Именно под таким названием серная кислота была известна в России.
Соляная и азотная кислоты были выделены и определены химиками примерно в 15 веке. Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную-селитряной водкой. Получали эти кислоты с помощью серной кислоты. Которую потом стали называть «матерью всех кислот».
Угольная кислота. Угольную кислоту получил впервые в конце 18 века Джозеф Пристли-священник. Для этого он растворял в воде углекислый газ. Раствор углекислого газа в воде называли содовой водой, а так как она получила широкое применение как напиток, за это открытие Пристли наградили золотой медалью.
К концу 18 века химики уже знали более десятка кислот. Что общее в составе кислот? Общее в составе и строении кислот обуславливает их общие свойства. Именно это и предстоит выяснить на следующей станции под названием «Дегустационная».
Станция «Дегустационная».
В химическом кабинете нельзя пробовать вещества на вкус. Это-грубейшее нарушение техники безопасности. Но сегодня разрешаю вам определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты или кристалликов лимонной, которые лежат перед каждым. Запишите первый вывод урока: большинство кислот кислые на вкус.
Мы продолжаем свое путешествие. У нас на пути красный свет-проезда нет!
Станция «Стоп! Красный свет!»
(демонстрация с диска опытов с серной кислотой)
Запишите в тетрадь: разрушают кожу, ткани, древесину!
Осторожно!
Нейтрализовать раствором соды, смыть водой!
Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот!!!
Наряду с общими свойствами кислот они отличаются друг от друга по ряду признаков. Проведем сравнение свойств серной и соляной кислот. Для этого заполним таблицу. (диск)
Станция «Экспериментальная»
Хим. формула |
Название |
Агрег. состояние |
Цвет |
Запах |
Синий лакмус |
HSO |
Серная кислота |
Вязкая жидкость |
Не имеет |
Не имеет |
|
HCl |
Соляная кислота |
Дымящаяся жидкость |
Не имеет |
Запах хлора |
|
Мы прибываем на конечную станцию- «Индикаторная»
Постепенно химики научились распознавать кислоты. Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворе кислот он становился красным. Такие вещества Бойль назвал индикаторами. Сейчас мы с вами в виртуальной лаборатории. Будьте внимательны. Итак, что вы узнали на станции Индикаторная»?
Синий лакмус + кислота = красный цвет
Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за то, что помогли мне осуществить его. Хотелось теперь выяснить, что вы узнали из этого путешествия? Для этого выполним некоторые упражнения.
Тест по теме «Кислоты».
1.Кислоты-сложные вещества, состоящие из ионов:
а)водорода и ионов кислотного остатка
б)ионов металла и ионов кислотного остатка
в)ионов водорода и гидроксид-ионов
2.В пробирках находятся вещества: известковая вода, серная кислота, гидроксид калия. Как определить, где кислота:
а)добавить воду
б)добавить азотную кислоту
в)добавить синий лакмус
3.Подчеркните кислотные остатки и укажите их заряд:
HNO3 H2 CO3
H3 PO4 H2 SiO3
H2 SO4 HCl
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.