Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Шахтёрский ясли – сад №11»
«Путешествие в музыкальный город»
музыкальная квест – игра
для детей старшей смешанной группы
Музыкальный руководитель:
Коваль Елена Михайловна
Цель:
Развивать творческие и музыкальные способности детей, используя различные виды музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества; приобщать детей дошкольного возраста к информационно - коммуникативным технологиям в музыкальном воспитании ребят.
Задачи:
Образовательные
Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры. Способствовать формированию умений применять полученные знания в решении нестандартных практических задачах. Обеспечить высокую мотивацию воспитанников закреплять навыки слухового восприятия и памяти.
Развивающие
Развивать творческую активность воспитанников во всех видах деятельности, умение высказывать свои суждения о музыкальном произведении, воображение, мышление и фантазию;
динамический, тембровый и звуковысотный слух, фонематический слух, чувство ритма, закреплять вокально-певческие навыки;
закреплять знания о группах музыкальных инструментов: духовые, струнные, клавишные, ударные, шумовые;
развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение;
расширять словарный запас, определяя характер музыкального произведения; содействовать развитию коммуникативных навыков детей, развивать диалогическую речь.
Воспитательные
Способствовать созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. Воспитывать у детей навыки работы в группе, чувства взаимоподдержки, взаимопомощи. Воспитывать в детях чувства эмпатии и толерантности, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре. Активизировать имеющиеся знания. Побуждать к проявлению инициативы, воспитывать умение самостоятельно принимать решения, ставить перед собой цели, добиваться результата, учиться активно высказывать свое мнение.
Оборудование:
Карта «Музыкального города», паровозик, шумовые инструменты (пакеты, деревянные кубики, вода в бутылочке, стакан, трубочка, колокольчик), кубик с нотками, музыкальные инструменты (бубен, погремушки, хрустальные рюмочки, металлофон, маракасы).
Репертуар:
«Баба Яга» П.И. Чайковский; «Танец Феи Драже» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик»; песня «Паровоз Букашка» муз. А. Ермолов, сл. А. Морозов; «Вальс» из к/ф «Амели» Ян Тьерсен; «На носок» музыкальная разминка; сказка – шумелка «Сказка про овечку»; «Будем вместе» муз. А.Ермолов, сл. И. Гуляева; «Вальс шутка» Д. Шостоковича.
Предварительная работа:
подбор литературы, музыкального репертуара, разучивание с детьми репертуара (музыкально - ритмическое движение "На носок", песня "Паровоз букашка", танец "Будем вместе"), подбор музыкальных инструментов к исполнению в оркестре, отработка приемов игры на музыкальных инструментах в оркестре, знакомство детей с видами музыкальных инструментов (духовые, струнные, клавишные, шумовые).
Ход занятия:
Звучит волшебная музыка «Танец Феи Драже» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», в зал входят дети с воспитателем, встают полукругом.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, мои дорогие юные любители музыки, я очень рада видеть вас у себя в гостях. Сегодня - я добрая Музыкальная Фея. Я хочу пригласить вас в необычное Музыкальное путешествие. Вы хотите отправиться со мной?
Дети: Да!
Фея: Тогда давайте для начала поприветствуем друг друга и гостей.
Музыкальное - приветствие «Здравствуй» говори» муз. С. Коротаева
Зашагали ножки, прямо по дорожке.
А в конце дорожки, встали наши ножки.
Всем, кто рядом «Здравствуй» говори!
Здравствуй, здравствуй снова повтори.
Звучит музыка, дети перестраиваются на флешмоб «Привет! Доброе утро мир!» Настя Петрик
Фея: Замечательно, вот, сколько друзей вокруг нас! Ребята, у меня для вас сегодня очень много сюрпризов.
- Посмотрите, какой большой, волшебный сундук у меня есть! А хотите узнать, что в нём?
Дети: Да!
Фея: Я загадаю загадку, а вы ее отгадайте и тогда откроется сундучок, и мы увидим что там.
Загадка: На них музыку играют, песни, танцы исполняют,
Дарят творчества моменты – это …
Дети: Это, музыкальные инструменты!
Фея: Правильно!
Воспитатель: Ребята, открываем наш сундучок!
Воспитатель под волшебную музыку открывает сундук, в нем светится
разноцветный шар, создавая атмосферу чуда. Воспитатель, обнаружив, что внутри нет музыкальных инструментов, изображает удивление.
Воспитатель: Но здесь, ничего нет!
Фея: Ничего не понимаю, я сама сегодня утром складывала инструменты в волшебный сундук, чтобы мы с вами поиграли в оркестре.
Воспитатель: но теперь там ничего нет и какая-то незнакомая карта. Куда же все исчезло?
За кулисами раздается смех БАБЫ ЯГИ: «Ха-ха-ха! Ни за что не
догадаетесь кто это!»
Воспитатель: (растерянно оглядывается по сторонам и спрашивает)
Кто вы? Чей это голос, покажитесь нам, пожалуйста! Ребята, мы его не видим, но музыку этого героя можем услышать, давайте прослушаем музыку и подумаем, кто это может быть?
Звучит музыка «Баба Яга» П. И. Чайковского.
Фея: Как называется? Кто написал это произведение?
Дети: «Баба яга».
Фея: А написал его?
Дети: П.И. Чайковский.
Фея: Ребята, мы прослушали с вами музыкальное произведение! А скажите, какая музыка по характеру прозвучала?
Ответы детей.
Фея: Вы правильно сказали! Музыка: взволнованная, встревоженная, стремительная, торопливая, колючая, пугливая, острая, отрывистая, страшная, злая, грубая, недовольная.
Это пьеса из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
На экране появляется портрет П. И. Чайковского и образ «Бабы Яги».
Фея: Так вот ребята кто нам хочет помешать, Баба Яга.
(На экране появляется видеозапись обращения Бабы Яги к детям).
Это я, Баба Яга. Я забрала ваши инструменты и спрятала их в Музыкальном городе. Что бы попасть в музыкальный город вам нужно выполнить мои задания, за каждое верно выполненное задание вы будете находить фрагменты картинок и собирать их в единое целое. А в этом вам поможет моя карта.
Фея: (взволнованно) Ребята, что же нам делать? Мне очень
необходима ваша помощь! Вы мне поможете?
Дети: Да!
Фея: Собирайтесь дети в круг
Я – твой друг, и ты - мой друг.
Крепче за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Фея: Вот теперь мы готовы. Перед тем как отправиться в Музыкальный город, давайте рассмотрим карту. Смотрите, сколько здесь красивых домов. Как здесь празднично и красиво! В этом необычном городе, много интересного. Но нам нужно торопиться! Нам нужно добраться до первой станции, может кто ни будь нам прочитает. Правильно первая наша станция называется «Топотушкино». Я предлагаю нашу карту расположить на доске, что бы мы всегда ее видели. (крепим карту на магнитной доске).
Воспитатель: А добраться можно на Музыкальном паровозике! Давайте вместе выберем Машиниста, с помощью веселой считалки (с помощью считалки выбираем одного ребенка и одеваем ему фуражку машиниста).
Попевка – считалка «Плыл по морю чемодан» муз. Иштван Микита (муз. рук., исполняет мелодию на фоно, воспитатель выбирает водящего дети поют)
Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван
А в диване спрятан слон,
Кто не верит выйди – вон!
Воспитатель: Остальные ребята - пассажиры! Итак, наш Музыкальный
паровозик отправляется в далекое путешествие!
Дети занимают свои места в паровозике (нарисованный паровозик). Звучит гудок.
Воспитатель: А что бы нам было веселее, давайте споем весёлую песенку.
ПЕСНЯ «ПАРОВОЗ БУКАШКА» муз. А. Ермолов, сл. А. Морозов дети исполняют первый куплет и припев. По окончании мелодии объявляется станция «Топотушкино!»
Воспитатель: И так мы добрались до нашей станции «Топотушкино». Вот первое наше задание: нам нужно выполнить музыкально - ритмическое движение.
Начинаем танцевать
Только не воображать
Руку смело дали другу
Встали парами по кругу..
Будет музыка играть,
А мы будем танцевать.
Музыкально – ритмическое движение «На носок, на носок каблучками топнем» музыкальная разминка для детей.
1.На носок, на носок Каблучками топнем
Поворот, поворот
И три раза хлопнем
Шаг назад
Шаг вперед
Дали руку другу
Вместе весело пойдем по большому кругу
(Далее на проигрыш дети идут по кругу).
2. Топ, да топ ,топ, да топ
Топают сапожки
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп
хлопают ладошки
Покачали головой
Дали руку другу
Вместе весело пойдем по большому кругу.
(Далее на проигрыш дети идут по кругу).
3. А теперь все в кружок дружно соберемся
Подмигнем все разок
Да и разойдемся
Раз хлопок, два хлопок
дали руку другу
Вместе весело пойдем по большому кругу.
(Далее на проигрыш дети идут по кругу).
Фея: Молодцы, хорошо потанцевали и за это вы получаете фрагмент картинки ( картинка лежит на пианино).
Воспитатель: Предлагаю продолжить наше путешествие по карте Музыкального города.
Звучит фонограмма песни «Музыкальный паровозик». По окончании мелодии объявляется станция «Шумелкино».
(Ребята рассматривают карту и двигаются в нужном направлении к указателю станции «Шумелкино»)
Фея: Ребята, а следующая наша станция, «Шумелкино».
- А знаете, ребята на этой станции есть «Музыкальный театр». А в Музыкальном театре есть « Комната Шума» посмотрите здесь какая-то коробка, что в ней? Я предлагаю ее открыть и посмотреть. (открываем коробку) Ребята, что это?
Дети: Шумовые инструменты!
Фея: А что мы можем сделать, чтобы наши шумовые инструменты зазвучали.
Ответ детей.
Фея: А я предлагаю вам сыграть «Сказку про овечку».
(Инструменты делятся среди всех детей). Возьмите каждый свой инструмент и удобно располагайтесь на коврике. И так мы начинаем нашу сказку.
Сказка – шумелка: «Сказка про овечку»
Одна маленькая овечка отбилась от стада и пошла в другую сторону.
Сначала по травке - (шуршим пакетом).
Потом по камушкам - (стучим камнем о камень).
Потом она дошла до ручейка - (перелить воду из бутылки в стакан).
И вот, она поняла, что заблудилась. Ей стало страшно, она стала звать на помощь - (поблеять).
Но никто ее не слышал, только ветер дул в ответ (подуть в трубочку).
У маленькой овечки был звонкий колокольчик, он звенел вот так - (позвенеть в колокольчик).
Пастух посчитал овечек и увидел, что одной не хватает. Потом он услышал, как где-то далеко звенит колокольчик - (опять позвенеть колокольчиком, но под столом или накрыв чем-то, чтобы приглушить звук).
Пастух отправился искать свою овечку.
Сначала по травке - (шуршим пакетом).
Потом по камушкам - (стучим камнем о камень).
Потом он перешел быстрый ручеек - (перелить воду из бутылки в стакан).
Пастух нашел овечку, и она радостно заблеяла - (поблеять).
Они пошли домой.
Сначала перешли быстрый ручей -(перелить воду из бутылки в стакан).
Потом пошли по камушкам -(стучим камнем о камень).
Потом по травке - (шуршим пакетом).
Вот они и дома. Все овечки обрадовались и заблеяли - (все дети говорят «Бе-е-е»).
Фея: Молодцы, ребята. Гости, а вам понравилась сказка?
Гости отвечают: Нам очень понравилось, вот вам еще один фрагмент картинки.
Фея: И так продолжаем наше путешествие по карте Музыкального города.
Звучит фонограмма песни «Музыкальный паровозик». По окончании мелодии объявляется станция «Стучалкино».
(Ребята рассматривают карту и двигаются в нужном направлении к указателю станции «Стучалкино»)
Фея: На станции «Стучалкино» нас ждет сложное задание. Смотрите, я нашла вот такой красивый кубик, где изображены нотки, какие?
Дети: Длинные и короткие.
Фея: правильно ребята. Мы будем передавать кубик по кругу и произносить такие слова:
Ты возьми весёлый кубик,
Передай его друзьям.
Что покажет этот кубик,
Повтори за ним ты сам.
У кого останется кубик тот и будем бросать, а что нам кубик покажет, мы должны будем повторить.
(Дети передают кубик и кидают его)
Фея: Что же нам показал кубик, я сейчас прохлопаю, а вы послушаете (фея прохлопывает ритм). А теперь вы приготовьте свои ладошки и повторяйте за мной. А теперь девочки. А теперь мальчики. Молодцы, ребята и с этим заданием мы справились, а вот и наша картинка.
Дидактическая игра «Весёлый кубик»
Фея: Но это еще не всё, на этой станции есть «Музыкальная библиотека». Приглашаю вас поиграть в игру «Четвертый лишний». Давайте сядем и начнем нашу игру. На экране будут появляться музыкальные инструменты, вы должны будете определить, какой инструмент лишний и объяснить, почему и так начинаем!
Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (использование телевизора)
Фея: Очень хорошо, ребята, мы выполнили это сложное задание! И смотрите, наши инструменты дарят нам еще одну картинку (фея берет картинку, которая висит сзади телевизора).
Воспитатель: И так ребята продолжаем наше путешествие, куда же нас приведет карта дальше.
Звучит фонограмма песни «Музыкальный паровозик». По окончании
мелодии объявляется станция «Танцевалкино».
(Ребята рассматривают карту и двигаются в нужном направлении к указателю станции «Танцевалкино»).
Фея: Музыка – волшебная страна.
Столько счастья дарит нам она.
Полон музыки весь свет –
В этом тайны вовсе нет.
Хочу, чтоб танец начался,
Чтоб ноги устали не знали,
Чтоб гости, посмотрев на нас,
В ладоши громко хлопать стали.
Танец: «Будем вместе» муз. А. Ермолов сл.
И.Гуляева
Фея: Молодцы хорошо справились с заданием, вот у нас есть еще один
фрагмент картинки! Ребята мы приблизились к станции «Собиралкино». Ребята мы выполнили все задания Бабы Яги.
Дети: Да!
Фея: Ребята за каждое задание, мы получали фрагменты картинки.
Давайте соберём наши картинки в единое целое, как просила нас Баба Яга
(под музыку дети собирают картинку скрипичный ключ, располагают на магнитной доске).
Фея: Ребята и что у нас получилось? Правильно «Скрипичный ключ». А где же инструменты, мы с вами все задания выполнили, скрипичный ключ собрали, а чудо не произошло. Наверное, нас Баба Яга обманула и не хочет нам возвращать наши музыкальные инструменты.
Звучит музыка «Баба Яга» П. И. Чайковского, на экране появляется Баба Яга: «Мои дорогие деточки, следила за вами через волшебный экран, какие же вы молодцы, все мои задания выполнили, не растерялись, какие вы умные и талантливые! Даже я, Баба Яга, подобрела и развеселилась, так и быть, возвращаю вам ваши инструменты! С сундука их скорей доставайте, волшебную игру для гостей и друзей начинайте!»
Звучит «Вальс» из к/ф «Амели» Ян Тьерсен.
Фея: Ребята вы слышите, звучит музыка, и мне кажется она доносится из нашего волшебного сундука. Давайте его откроем и посмотрим.
Ребята открывают волшебный сундук и достают в коробке инструменты.
Фея: Смотрите, вот это волшебство. Здесь появились наши инструменты. Ребята, произошло чудо, мы превратили Бабу Ягу в добрую, и наконец, спасли наши любимые музыкальные инструменты!
(Дети разбирают музыкальные инструменты и располагаются для игры в оркестре).
Фея: Давайте сделаем подарок доброй Бабе Яге и нашим гостям, исполним «Вальс шутка» Д. Шостоковича (хрустальные рюмочки, бубны, погремушка, маракас. После игры дети кладут инструменты в коробку).
Оркестр "Вальс шутка" муз. Д.Шостоковича
Фея: Какие вы все молодцы! Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в Музыкальный город. Вместе с нами путешествовали и наши гости и в память о нашем путешествии мы подарим им нотки с веселыми пожеланиями.
Звучит «Вальс» из к/ф «Амели» Ян Тьерсен.
Дети, взяв нотку, дарят её гостям и возвращаются к Фее. Становятся полукругом.
Фея: Нам музыка всегда нужна,
Ведь украшает жизнь она.
Мы с ней умней, мы с ней добрей,
И жить нам с нею веселей!
А нам пора возвращаться домой. До новых встреч!
Звучит фонограмма песни «Музыкальный паровозик». Дети выходят из зала.
Литература:
О.В.Ткачева "Сценарий праздников, развлечений и музыкальных занятий для детского сада";
Типовая программа "Растим личность"
Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2005. 170 с.;
Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. М., ТЦ «Сфера», 2005. 80 с.;
Морева Н.А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении - М., 2009 - 218 с.;
Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина "Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников",Москва "Просвещение",1986.
Интернет ресурсы:
my.mail.ru>music/search/ШостоковичВальс-шутка
muzofond.fm>search/вальс амели
zaycev.net>aitist/132206
mobipo.org>song_listen
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.