Путешествие в прошлое. Обряд «Праздник Трясогузки»». Урок – исследование. («Праздники и праздничные обряды»)
Оценка 4.9

Путешествие в прошлое. Обряд «Праздник Трясогузки»». Урок – исследование. («Праздники и праздничные обряды»)

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
русская литература
5 кл
02.07.2017
Путешествие в прошлое. Обряд «Праздник Трясогузки»». Урок – исследование. («Праздники и праздничные обряды»)
праздник трясогузки урок-конспект.docx

МБОУ  «ООШ № 5» г. Кудымкара

 

 

 

5 класс.

Урок  по теме: «Путешествие в прошлое. Обряд «Праздник Трясогузки»».

Урок – исследование.

(«Праздники и праздничные обряды»)

 

Урок подготовлен:

 Сторожевой Галиной Николаевной,

учителем русского языка и литературы

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кудымкар, 2016 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Цель  – раскрыть значение религиозных Праздников в жизни человека и общества.

Задачи:

1.Расширить представление о многообразии праздников  в религии русских и  коми-пермяков.

2.Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира

3.Учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания с помощью таблицы.

4.Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, группах, коллективном обсуждении.

УУД:

- самоопределение

-целеполагание

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

     -учёт разных мнений

-анализ, сравнение, обобщение

-извлечение из текстов необходимой информации

-выполнение действий по алгоритму

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности

     -самооценка на основе критерия успешности

    -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, фильмом,  исследовательская деятельность, конструирование,

Основные термины и понятия:  обряд, праздник, проект, сценарий.

Средства наглядности: фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов  о книге); презентация,  выполненная учителем.

Ход урока.

1-ый этап.  Организационный. Перед уроком раздать  рабочую  карту (приложение №1.)

Вступительное слово учителя.

Добрый день. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы  меня слушать и слышать, но хочу еще раз в это убедиться.

Кричалка. (Любая кричалка, желательно, связанная с  фольклором).

Учитель: сегодня у нас непростой урок, поэтому я пожелаю вам ни пуха,  ни пера. Что я вам пожелала? С какими событиями в жизни человека это связано?

В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие. "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма! ". На что добытчик обычно отвечал: "К черту! ". Высказанные вслух недобрые слова должны были усыпить бдительность духов и сопутствовать успеху, т. е.  принести больше пуха и пера», иными словами: «Больших удач тебе при охоте на птицу и зверя».

Можно сказать, что это обряд?

А что такое обряд?

А какие обряды вам известны?

На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой, с религией.

II. Мотивация учащихся к деятельности.

Прочитайте текст Никиты Соколова. Редактор журнала «Отечественные записки», историк. Статья «Мир без прошлого». И сформулируйте проблему урока.

Дети, появившиеся на свет в XXI веке, не знают примеров из прошлого. Для них новый мир — единственный возможный. Поэтому с раннего возраста современные дети готовы к конкуренции, к борьбе за выживание. Вторая перемена, повлиявшая на изменение ребенка, менее глобальна, но не менее важна. Из жизни современных детей исчез двор как один из важнейших социальных институтов советской эпохи. 
Если раньше ребенок приходил из школы и бежал на улицу, где общался со сверстниками, учась таким образом взаимодействовать с социумом, то для современных детей этот опыт,  оказывается,  менее важен. Теперь, сидя за компьютером, ребенок сам решает, с кем ему общаться, а с кем нет. С одной стороны, это неплохо. Но, с другой,  — ребенок, попадая в реальный, а не виртуальный мир, оказывается беспомощным и неспособным нормально взаимодействовать с другими людьми. 

1. Самоконструкция (самостоятельное первоначальное исследование по теме) - Перед вами информация. Допиши пропущенные слова. (Учащиеся после должны прийти к выводу, что на уроке речь пойдет о празднике «Встреча трясогузки»).

«В народном календаре приход весны связывают с прилетом и поведением птиц. Верили, что пением птиц сопровождается весеннее пробуждение природы.

У многих народов обрядовая встреча весны происходила в (Масленицу, Благовещение, Пасху).  Но у коми-пермяков заклинание весны превратилось в обряд встречи птицы трясогузки».

2-ой этап.  Постановка учебной задачи.

- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Мы  будем говорить о празднике «Встреча трясогузки»).

 Сформулируем тему нашего урока («Праздники и праздничные обряды» Обряд «Праздник Трясогузки»». Урок – исследование.) - записать её в тетрадь).

 Предлагаю поработать в группах. Помним о правилах работы. Следим за временем и не забываем о культуре поведения. Распределяем роли.

Поработаем в парах. 1-я пара подбирает ассоциации к слову «праздник» на ромашке

2-я дает определение слову « религиозный праздник».

Оформитель записывает вывод.

Ответы групп:

Учитель: заглянем в словарь и посмотрим, какое определение дают слову «праздник» (Выводятся на слайд толкования слов из словаря).

ПРАЗДНИК, -а, м. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого - чего-нибудь Первомай — праздник весны. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. В день храмового праздника. Престольный праздник (в честь церковного события или святого, имя которого присвоено данной церкви). Праздник Рождества. Христианские, церковные праздники. 3. Выходкой, нерабочий день. Праздник Нового года. 4. День радости и торжества по поводу чего-нибудь Семейный п:.На душе праздник (перен.: радостно). 5. День игр, развлечений. Спортивный праздник Праздник песни.

Учитель:  Ребята, совпали ваши представления  о празднике с тем, что предлагает словарь?

 3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

 Учитель: Вспомните из литературы, курса «Язык через культуру»,  какие весенние религиозные праздники вам известны?

Задание группам: попробуйте распределить праздники в зависимости от календаря. Распределить праздники в зависимости от календаря. 

(Приложение №1, пункт 4)

Слова для справок:  Масленица, Рождество, Семик, Вербное воскресенье, Троица, Сороки, Встреча трясогузки, Пасха, Покров день.

Учитель: давайте теперь разберемся, правильный ли выбор мы сделали? Сравнить с эталоном. Что вам помогло определить? Что помешало? (Не все праздники знаем). Слайд №

  А теперь давайте подумаем вместе,  какова цель нашей работы?

 В ходе обсуждения,  ребята должны выйти к следующей цели:

   - Правильно, молодцы.  Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение религиозного Праздника в жизни человека и общества.

-Назовите доступный, простой и надежный источник  информации? (Книга)

Для того чтобы достичь цели,  я предлагаю отправиться в путешествие по книге. (Видеоролик по книге В.В.Климова «Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков»)

4-ый этап.  Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

А теперь я вам предлагаю послушать творческую группу. Инсценировка праздника. (Приложение №1)

 Для этого послушаем ребят, которые подготовились дома,  и  проследим  за особенностями праздника – обряда «Встреча трясогузки».

5-й этап. Мастер-класс (изготовление птичек – трясогузок из материала). (Учитель ИЗО). Проходит в инсценировке. Приложение №3.

6-ый этап. На основе данного выступления подготовьтесь к проекту.

 Памятка. Прочитайте материал учебника по теме.

О каком празднике узнали? Запишите в таблицу найденные сведения.

Найдите, что является общим для этих праздников?

Чем они отличаются?

Обсудите результаты исследования в группе, сделайте общий вывод.

Расскажите одноклассникам о результатах своего исследования и выводах.

7-й этап.  Контроль. Домашняя работа.

8-й этап. Самооценка и оценка других групп. (По плану)

9-й этап. Итог

– Назовите тему урока.

-С чем же связаны религиозные праздники народов России?

 (Праздники связаны с важными событиями в прошлом).

– Какую цель мы ставили перед собой?

– Достигли этой цели?

– Давайте оценим свою работу.

-Что показалось вам самым интересным и важным?

Рефлексия

-Ребята, а как вы думаете, что воспитывают религиозные праздники?

-Посмотрите на этот шар. Он очень хрупкий. Можно ли сравнить его с человеком. Каждый человек любит,  какие слова? Вот сейчас мы будем передавать этот шар друг другу очень бережно,  и говорить добрые слова. Учитель передаёт шар – сострадание…

Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о религиозных праздниках. Задай им вопросы. Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия). Узнайте, какие еще есть праздники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Рабочая карта к уроку

ФИ__________________________________Класс________________________

Этапы урока

Название этапов

1

В народном календаре приход весны связывают с прилетом и поведением птиц. Верили, что пением птиц сопровождается весеннее пробуждение природы.

У многих народов обрядовая встреча весны происходила в М_______________, Б____________, П____________. Но у коми-пермяков заклинание весны превратилось в обряд встречи птицы_________________.»

 

2. Тема урока

 

3.

Ассоциации со словом:

4

Распределить праздники в зависимости от календаря

Зима

Весна

Лето

Осень

Рождество

Масленица,  Семик,  Вербное воскресенье,  Сороки,  Встреча трясогузки,  Пасха

Семик,  Троица

Покров день

Слова для справок:  Масленица, Рождество, Семик, Вербное воскресенье, Троица, Сороки, Встреча трясогузки, Пасха, Покров день.

5Цель урока

 

7 этап

Памятка.

 Прочитайте материал учебника по теме.

О каком празднике узнали? Запишите в таблицу найденные сведения.

Найдите, что является общим для этих праздников

Чем они отличаются.

Обсудите результаты исследования в группе, сделайте общий вывод.

Расскажите одноклассникам о результатах своего исследования и выводах.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

До  начала праздника   звучит   мелодия народов   ЗВУКИ ПРИРОДЫ  

 

ВЕДУЩАЯ: 

(под  музыку)

 

Ты слышал, как шелестит кедр зелеными иголками, когда играет ветер?

Ты слышал хоть   раз  таежную  музыку?

Ты слышал, как   плещется рыба на отмели?

Я отведу тебя в  эту волшебную сказку, научу тайнам выживания в  суровом   краю.

 

Ведущий: Отгадайте, что за птица,

Любит хвостиком хвалиться:

Остановится и вдруг

По земле хвостом: тук – тук!?

Удивительная птица,

Сразу видно – мастерица:

Постоянно носит фартук

И работы не боится.

За занятьем не скучает,

В такт себе хвостом качает.

От зари до поздней ночи

Трясогузка всё хлопочет:

Стебли в клювик собирает

И под крышу улетает,

Там своё «богатство» прячет.

Не пойму, что это значит?

   

Ведущий.   С весенним праздником у    Пармы  было много хлопот и забот. Она обходила все жилища, узнавала у кого в семье какие запасы. Расспрашивала, что могут принести на праздник в честь Трясогузки. Все это делала Мать Матерей для детворы. Мать Матерей беспокоила и погода, какой она будет завтра? Может Зима подкрадется меж облаков, да завалит праздничную площадь снегом. Вдруг старуха Зима поссорится с молодой Весной? Вот Мать Матерей, идет,  и всюду ей встречаются серебряные крылатые трясогузки.

(ВЫХОДИТ С  ОДНОЙ СТОРОНЫ Парма,   С  ДРУГОЙ - ТРЯСОГУЗКА   С  КОЛОКОЛЬЧИКОМ)

Парма: Здравствуйте, здравствуйте, вестники большого света и Красной   весны!

ТРЯСОГУЗКА: Чив - чив, бур лун, бур лун! ( Голоса птиц)

 

ВЕДУЩАЯ: А Трясогузка  довольная, что вернулась на родину, то взлетает коротким  взлетом,  то садится, потряхивает  хвостиком. Вертит  головой, показывая то   один  глаз бусинку,  то другой. Пританцовывает под музыку звонких ручейков. Коротким щебетом славят  желанную весну,  большой свет, белые ночи. Стряхивает с крылышек тепло, принесенное с  южных краев. 

 

Парма.   Разве есть, какая птаха лучше этой вежливой птицы в нашем краю? Нет! Конечно, нет. Она все лето, каждое утро встречает нас поклоном, щебечет, что круглое лето будет с нами.

- Трясогузка я вижу,  ты  не с пустыми  руками  пришла к нам  в гости.

 

ТРЯСОГУЗКА: Да я  принесла  колокольчик,    он  не простой,  волшебный, звенит  как  весенний ручеек.

 

Парма:  Колокольчик у  тебя  непростой это правда. Сейчас  я  с вами  проведу  обряд  очищения звоном…

(ПРОВОДИТ  ОБРЯТ ОЧИЩЕНИЯ ЗВОНОМ. РАЗДАЕТ ЭМБЛЕМЫ)

 

ВЕДУЩАЯ: Ребята, Парма  хочет рассказать легенду о народах коми.

Видео

Парма: Аттьö!

 ВЕДУЩАЯ: Парма,  а ребята  тоже знают стихи  о птичках.

 

             Я сегодня видел птицу,               Трясогузку иногда

Не ворону, не синицу                   Ледоломкой называют.

Она очень нежная,                       Но, поверьте, что она

Перья белоснежные.                   Лёд хвостом не разбивает.

А когда она идет,                         Шустрая и смелая,

То хвостом качает,                      Шагает по тропинке,

Трясогузка не поёт,                     В талом снеге ищет

Зато лёд вскрывает.                    Мошек и личинки

Эта птица к нам весной

Ранней прилетает.

Гнезда на земле плетёт,

Травой их выстилает…

Трясогузка поедает

Мух, жуков и комаров.

Трясогузка белая,

Перья белоснежные,

Она очень смелая,

И такая нежная.

Мать-Парма: Вот какие молодцы дети, хорошие стихи прочитали нам. Живите долго, будьте здоровыми мои дочери, мои сыновья. (Говорит ласково с поклоном).

ВЕДУЩАЯ: О, наша Мать Матерей. Сейчас горячие угли в угольнице принесем, положим, на угли ветки пихты и можжевельника. (Ветки хвои положить в круг, наверх поставить  угольницу с углями)

Мать-Парма:     Искусны руки моих дочерей. Они умеют охотиться, ловить рыбу, вязать, ткать и прясть. Все могут мои дети. Сейчас мы сделаем птичку – веснянку.

Мастер - класс  (изготовление птички) Учитель ИЗО(10 мин)

Ведущий: Обрядовое дерево

Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Выпекание жаворонков

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним. Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки - заклички.

 Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Выносим угощения птички для детей

ВЕДУЩАЯ: Какие вы молодцы. Какое угощение получилось.  (раздаем детям)

Мать-Парма:  Милые мои! Дорогие дочери и сыновья. Дорогие мои дети! Поздравляю вас с праздником! Прилетела первая весенняя птица – трясогузка! Прилетела священная пташка – зима не вернется. Больше ей не достать, не морозить нас.  Прошу духов Неба, пусть пошлют нам долгое жаркое лето, теплые дожди, чтобы скоро зацвели ягодники. Скорее бы появились завязи ягод. Пусть реки и озера рыбой полнятся, а леса – зверями! (поднимает руки к небу). Духи Неба, сделайте так, чтобы мои пожелания сбылись!

Ведущий: Коми-пермяцкий фольклор богат не только легендами и сказками, но и  играми. А любите ли вы играть? А знаете ли хоть одну коми-пермяцкую игру? Нет?  Тогда ответственные дети вас научат.

«Хоровод «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе,  кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

ВЕДУЩАЯ: Давайте, поблагодарим Парму и Трясогузку за прекрасный праздник, который они нам подарили сегодня. 

Парма:  Да, живет в разуме вашем желание дарить Земле добро! Я знаю, вы дети, мудры. Так пусть  и, состарясь, не забудете, как чудесно быть ребенком. Как важно до седин черпать радость в малом. Любить жизнь ценить все, что жизнь дарует. Горе и утраты нести достойно.

ТРЯСОГУЗКА:

Вот земля, что с рожденья любить нам досталась! 

Я брожу над рекой, свежим ветром дыша.

Кто  сказал, что души здесь теперь не  осталось?

Если  что и   осталось, так  только  душа…

Парма  и трясогузка  ПРОЩАЮТСЯ И  УХОДЯТ:

Адззисьлытӧдз!

ВЕДУЩАЯ: вот наш  праздник «ТРЯСОГУЗКИ» закончился. Закончилось наше путешествие  «в прошлое». Мы весело провели время. Вы хорошо читали стихи, играли в игры, отгадывали загадки. Через год в это  же  время снова мы встретимся.

(Звучит мелодичная песня народов коми).

Скажите, пожалуйста, нам удалось сегодня приоткрыть занавес прошлого нашего народа? Вам хотелось бы узнать больше о традициях и обрядах нашего народа? Что вам больше понравилось и почему?

- Правильно, это птичка. Но это не простая птичка, а птичка радости.

 Парма:   Благодарю вас,  дети!

Дремлет ель над сонной речкой,

Как седой сутулый старец,

Словно вслушиваясь в дальний

Плач кукушки одинокой.

Шелестя, качнутся ветви,

Ствол гудит неслышным гудом,

И мне кажется, я слышу

Деда позабытый сказ.

(Загадки.  ( Кто   отгадает,    тот  получит  шишку сосновую)

             Кто позже всех ложится 

И раньше всех встает?

Над синими снегами, 

Над звездными лесами…

Кто ярче всех горит   

В морозной тишине?

Чтоб в снежном море  

Не сгинули олени

И усталый путник  

Нашел дорогу к людям.

Позже всех ложится. 

Раньше всех встает.   (Полярная звезда)

 

По снежному лесу

Два уголька скачут.

В искристом снегу

Два уголка пляшут.

В белом огне кто же

До конца не сгорел?

Черный цвет пламени

Не погас

В чьих ушах:    (Заячьи уши)

 

Удалец-молодец

Без крыльев летает.

Снег поднимает,

Кедры качает…

Спросишь его –

Прожужжит, прозвенит

И дальше летит.  (Ветер)

 

Послушайте мою загадку:

Целый день у порога

Согнувшись, лежит.

Позовешь на охоту –

Впереди побежит.  (Собака)

 

(все загадки из книги Ю. Шесталова «Снежное утро)

                                                                                                                   

Приложение № 3

Праздники и обычаи

1.Выполни проект «Встреча трясогузки»

Цель проекта_____________________________________________________

 

Форма работы (индивидуально, в парах, всем классом, с родителями)_________________________________________________________________________________________________________________________

Этапы работы____________________________________________________________

Мои обязанности по проекту__________________________________________________________

Сроки работы___________________________________________________________

Способы оформления результатов (фотоальбом, фотовыставка, книжка-малышка, другое)_________________________________________________

План моего выступления______________________________________________________

Материалы к проекту (Напиши, наклей, нарисуй то, что считаешь нужным)__________________________________________________________

Как я оцениваю свою работу над проектом (была ли работа интересной, самостоятельной или потребовалась помощь?)_______________________

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

  


 

МБОУ «ООШ № 5» г. Кудымкара 5 класс

МБОУ «ООШ № 5» г. Кудымкара 5 класс

Тип урока: знакомство с новым материалом

Тип урока: знакомство с новым материалом

Больших удач тебе при охоте на птицу и зверя»

Больших удач тебе при охоте на птицу и зверя»

Оформитель записывает вывод.

Оформитель записывает вывод.

Памятка. Прочитайте материал учебника по теме

Памятка. Прочитайте материал учебника по теме

Приложение №1 Рабочая карта к уроку

Приложение №1 Рабочая карта к уроку

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 До начала праздника звучит мелодия народов

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 До начала праздника звучит мелодия народов

ВЕДУЩАЯ: А Трясогузка довольная, что вернулась на родину, то взлетает коротким взлетом, то садится, потряхивает хвостиком

ВЕДУЩАЯ: А Трясогузка довольная, что вернулась на родину, то взлетает коротким взлетом, то садится, потряхивает хвостиком

ВЕДУЩАЯ: О, наша Мать Матерей

ВЕДУЩАЯ: О, наша Мать Матерей

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега

Кто ярче всех горит В морозной тишине?

Кто ярче всех горит В морозной тишине?

Этапы работы____________________________________________________________

Этапы работы____________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2017