Познакомить с историей шахматной игры, шахматной доской, шахматными терминами (горизонталь, вертикаль, диагональ, начальная позиция), расстановкой шахматных фигур. Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции). Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
Путешествие в шахматное королевство.doc
ПЛАНКОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ШАХМАТАМ
Тема «Путешествие в шахматное королевство»
(Продолжительность занятия – 35 минут)
Цель: познакомить с историей шахматной игры, шахматной доской, шахматными терминами (горизонталь,
вертикаль, диагональ, начальная позиция), расстановкой шахматных фигур.
Задачи:
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных,
интеллектуальных, социальных);
формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактнологического
мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
Форма проведения занятия: Практическая игра
Оборудование занятия.
1. Настольные шахматные фигуры.
2. Шахматные поля.
3. Мультимедийное оборудование. Формирование УУД:
Личностные действия: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие логического,
тактического и стратегического и творческого мышления учащихся.
Регулятивные действия: способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя,
работать по предложенному руководителем плану, умение высказывать своё предположение на основе примерных
игровых шахматных ситуаций.
Познавательные действия: умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате
игры, формирование понятия шахматных фигурах.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением
партнера, работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации.
2 УУД
Планирование учебного
сотрудничества.
Деятельност
ь учащихся
Эмоциональн
ый настрой к
познавательно
й
деятельности.
Этапы
занятия
время
Организа
ционный
момент
Сообщение
темы, целей
занятия
Ход занятия
Добрый день, мои друзья!
Добрый день и взрослые!
Живу я в шахматной стране на чернобелом острове.
Повелительница я, прекрасная я дева!
Зовусь я в шахматной стране ферзь и КОРОЛЕВА.
Да, да дорогие друзья, ферзь и королева – это я!
(Знакомлюсь с детьми)
Вот, мы с вами и познакомились, вы уже знаете кто я.
Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?
(ответы детей)
Правильно, мои друзья сегодня вы узнаете об истории
шахматной игры, о шахматной доске, и ее жителях.
Итак, я приглашаю вас в шахматный мир.
Это не просто древняя волшебная игра, а сказочное
королевство, в котором много интересного и загадочного.
Вы, знаете откуда пришли шахматы?
(ответы детей)
3 Объясне
ние нового
материала
Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой,
загадочной Индии, много веков назад.
Шахматному королевству уже две тысячи лет.
Сначала в эту игру играли четверо и называлась она
ЧАТУРАНГА.
Двигаясь на восток, игра стала называться – шантраж.
И уже на западе древняя игра, которая известна во всем мире
стала назвывать «ШАХМАТЫ».
Раньше она считалась забавой мудрецов и
властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.
Скажите, мои друзья, что нужно для игры в шахматы?
(ответы детей)
Шахматная игра это увлекательное сражение между
армиями белых и черных фигур.
Поле шахматных сражений – ШАХМАТНАЯ ДОСКА.
Каждый игрок перед сражением внимательно изучает все
дороги и тропинки, и поля сражения.
И каждый начинающий ШАХМАТИСТ прежде всего должен
твердо усвоить:
ЧТОБ ИГРАТЬ И ПОБЕЖДАТЬ,
ДОСКУ НАДО ЗНАТЬ НА ПЯТЬ.
А сейчас я хочу познакомить вас с моей помощницей
девочкой Поли.
(Просмотр шахматной сказки «Котята хвастунишки».)
Вот вам Поли передала конверты, посмотрите, что в них
Постановка проблемы
цели
Определение
выполнения заданий на
уроке под руководством
учителя,работа
в
коллективе, постановка и
решение
проблемы, умение
с
достаточной точностью и
полнотой выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
умение
коммуникации,
высказывать
своё
предположение на основе
примерных
игровых
шахматных ситуаций.
Умение работать
предложенному
руководителем плану
Работа в команде,
умение с достаточной
точностью и полнотой
выражать свои мысли в
соответствии с задачами
и
условиями
коммуникации
по
4 лежит.
И что же у вас в конвертах?
Квадраты разные?
Почему квадраты разного цвета?
(ответы детей)
Какие вы молодцы, вы внимательно слушали девочку Поли.
Да, это шахматные поля.
Можно ли из шахматных полей собрать шахматную доску?
(ответы детей)
Коллективная работа
Давайте ребята мы с вами соберем из белых и черных полей
шахматную доску. Попробуем?!
Не забудьте друзья, что работать вместе мы должны дружно
помогать друг другу.
На шахматной доске белые и черные поля чередуются?
(ответы детей ) белое – черное – белое – черное...
Сколько будет полей в первой дорожке?
(ответы детей)
А сколько будет таких дорожек?
(ответы детей)
Шахматную доску собираем ровно, аккуратно.
Скажите БЕЛЫХ ПОЛЕЙ (32). И – ЧЕРНЫХ ПОЛЕЙ (32).
Их поровну?
Как вы, думаете сколько всего полей на шахматной доске?
5 (ответы детей) – 64.
Молодцы, вы сказку слушали внимательно.
Вот мы и собрали шахматную доску. Замечательно!
Скажите можно ли дорожки как то обозначить?
(ответы детей)
С лева на права идут горизонтальные дорожки и они
обозначаются цифрами, первая горизонталь – цифрой 1, вторая
горизонталь цифрой 2 ит.д.
А сверху вниз вертикальные дорожки обозначаются
латинскими буквами а, б, с,d,e,f,g,h.
В ПОЛЕ МНОГО ЕСТЬ ДОРОЖЕК,
БУДЬ И СМЕЛ И ОСТОРОЖЕН.
ВВЕРХ ПОЙДЕШЬ – ПО ВЕРТИКАЛЕ
ВПРАВО – ПО ГОРИЗОНТАЛИ,
А С УГЛА НА УГОЛ ВДАЛЬ
НАС ВЕДЕТ ДИАГОНАЛЬ.
Скажите, мои друзья, а кто живет на шахматной доске?
(Ответы детей)
Да, вы правы на шахматной доске живут шахматные фигуры.
Вам уже, наверно, хочется познакомиться с ними поближе.
Начнём знакомство.
Загадки о шахматных фигурах.
Дети разгадываю загадки и получают белую фигуру.
Итак, мои друзья, у вас в руках белые шахматные фигуры.
Как вы, думаете на какой шахматной дорожке они должны
стоять в начале игры?
(ответы детей)
6 Да(нет), вы правы они стоять 1,2 горизонтали.
Расставим белые фигуры на шахматной доске, которую мы с
вами собрали. Под Слайдпрезентацию
Я СМОТРЮ НА ПЕРВЫЙ РЯД,
ПО КРАЯМ ЛАДЬИ СТОЯТ.
РЯДОМ С НИМИ ДВА КОНЯ
ХИТРО СМОТРЯТ НА МЕНЯ.
МЕЖ КОНЕЙ ЗАКЛЮЧЕНЫ
НАШИ СЛАВНЫЕ СЛОНЫ.
И ЕЩЕ ДВА ПОЛЯ ЕСТЬ,
А НА НИХ КОРОЛЬ И ФЕРЗЬ.
А ТЕПЕРЬ БЕЗ СПЕШКИ
ИДУТ НА МЕСТО ПЕШКИ.
А как вы думаете, черные фигуры на какой дорожке будут
стоять?
(ответы детей)
Правильно! Молодцы! Они стоят в начале игры на 7 и 8
горизонтали.
(Дети расставляют черные фигуры на шахматной доске.)
под музыку «Шахматы» А.Уткина
Перед началом сражения шахматные фигуры стоят на
определенном месте белые 1,2.горизонтали, черные на 7,8
горизонтали и в определенном порядке.
Это называется начальная позиция.
Чтобы в шахматы играть,
Надо все законы знать:
7 Как поставить доску нам,
По каким ходить полям,
Где ладья стоит, где слон,
Где король воссел на трон.
Конь с ферзем дополнит ряд,
Пешек их прикрыл отряд,
Вот и армия в строю,
Не уронит честь в бою.
Закрепле
ние
Итог.
У меня есть друг Динозаврик и он вас приглашает с ним
поиграть в шахматы. Я предлагаю сесть за компьютеры
Ребята садятся за компьютеры парами.
Проходят шахматную доску и повторяют шахматные фигуры.
Рефлексия. Включение в самоанализ проделанной
работы.
(Личностные УУД, Коммуникативные)
Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста.
Посмотрите какая у меня волшебная шахматная сумочка?
Что же, что же там у меня?
У меня там волшебные предметы.
Вам нужно опустить руку в мою волшебную сумочку и
угадать волшебный предме.
Самым интересным было…
Умение давать анализ своих действий во
время игры в шахматы, делать выводы в
результате игры
Развитие навыков общения со взрослыми
и сверстниками, нравственно этическое
развитие
8 Я узнал, что…
Я научился…
Какие качества личности помогли мне добиться успеха на
занятие …
Какое настроение было у вас на уроке?
Все вы, мои друзья молодцы! Я очень рада, что сегодня
познакомилась с вами и хочу пригласить вас ко мне в гости в
шахматную страну.
До скорого свидания!
9
Путешествие в шахматное королевство.
Путешествие в шахматное королевство.
Путешествие в шахматное королевство.
Путешествие в шахматное королевство.
Путешествие в шахматное королевство.
Путешествие в шахматное королевство.
Путешествие в шахматное королевство.
Путешествие в шахматное королевство.
Путешествие в шахматное королевство.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.