Путешествие в соединенные штаты языкознания
Оценка 4.9

Путешествие в соединенные штаты языкознания

Оценка 4.9
Занимательные материалы
pdf
русский язык +1
Взрослым
06.01.2019
Путешествие в соединенные штаты языкознания
Цель урока: повторить в форме занимательной игры разделы языкознания и основные сведения, полученные учащимися в V классе; закрепить орфографические и пунктуационные навыки; способствовать развитию любознательности и любви к родному языку. Оборудование урока: карта, карточки с заданиями («посадочные билеты» с изображением самолета, автобуса, велосипеда, поезда и «ромашка для гадания»); костюмы для действующих лиц: астролога-предсказателя, экскурсоводов по штатам, пиратов, командиров экипажей, Знайки и диспетчера. - Сегодня, - говорит учитель, - мы отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в далекую и загадочную страну и обещаю вам удивительныеоткрытия, забавные приключения и даже некоторые опасности. Кто хочет отправиться в Соединенные Штаты Языкознания? Это государство расположилось между двумя океанами: океаном Знания и океаном Умений. Материк напоминает своими очертаниями две буквы: РЯ. Догадались?
Откр урок ПУТЕШЕСТВИЕ.pdf

ПУТЕШЕСТВИЕ В СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

(Повторительно-обобщающий урок по материалу V класса)

 

 

Цель урока: повторить в форме занимательной игры разделы языкознания и основные сведения, полученные учащимися в V классе; закрепить орфографические и пунктуационные навыки; способствовать развитию любознательности и любви  к родному языку.

Оборудование урока: карта, карточки с заданиями («посадочные билеты» с изображением самолета, автобуса, велосипеда, поезда и «ромашка для гадания»); костюмы для действующих лиц: астролога-предсказателя, экскурсоводов по штатам, пиратов, командиров экипажей, Знайки и диспетчера.

- Сегодня, - говорит учитель, - мы отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в далекую и загадочную страну и обещаю вам удивительныеоткрытия, забавные приключения и даже некоторые опасности.

Кто хочет отправиться в Соединенные Штаты Языкознания? Это государство расположилось между двумя океанами: океаном Знания и океаном Умений. Материк напоминает своими очертаниями две буквы: РЯ. Догадались?

Для прохождения очень сложного маршрута нам нужны знающие и смелые командиры. Они будут стараться, чтобы все экипажи преодолели препятствия и никто не отстал.

Командиры, готовы? Можно в путь!

(Входит астролог.)

Астролог. Ребята, остановитесь! А вдруг впереди вас ждут непреодолимые опасности? Может, не стоит рисковать? Может, лучше остаться дома? Не хотите? Так давайте я предскажу вам по звездам, каким будет ваше путешествие.

Козерогов ждут опасности в штате Пунктуация. Водолеи будут подвержены нападениям пиратов в районе Больших Синтаксических гор. Рыбам надо опасаться перелета через океан Знаний, так как их могут подвести не твердые знания. Овны в штате словообразование должны оказать уважение всем частям слова. Тельцы в районе моря Грамотеев могут заразиться опасной болезнью ошиберией. Близнецы в плавании по реке Чернильной истратят весь свой запас орфографических правил и будут вынуждены обратиться за помощью. Раки и львы столкнуться с коварством Подлежащего и Сказуемого. Девы, находясь возле озера Знаков препинания, должны тщательно проверять предложения. Весам и скорпионам советуем изо всех сил заниматься морфологическим разбором. Стрельца нужно беречь силы для прохождения штата Орфография, где орфографический вирус поражает даже самых стойких и опытных путешественников.

В целом путешествие благоприятно подействует на знания учащихся, необходимо быть только внимательными и трудолюбивыми.

Учитель. Значит, опасности будут, но мы их преодолеем! Ой, смотрите, цветок распускается у нас на пути. Да это же ромашка! Наверное, она хочет, чтобы мы погадали на ней: доедем - не доедем, доедем - не доедем… Где наш Знайка? Пусть погадает: знает ответ на вопрос – доедем, не знает – не доедем. (Знайка обрывает лепестки ромашки, на которых написаны вопросы, и отвечает, дети подсчитывают количество «знает» и «не знает».)

Вопросы:

1.  Какие твердые согласные не имеют мягкой пары?

2.  Чего боятся безударные гласные?

3.  Где живут буквы?

4.  Какой звук можно обозначить разными буквами?

5.  Какие роли играет мягкий знак?

6.  Какие слова никогда друг с другом не соглашаются?

7.  Какая часть речи не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи?

8.  Какая орфограмма объединяет слова: шорох, желтый и щетка?

9.  Какой знак препинания самый старый?

 

Учитель. Ребята, мы полетим на самолете. Нам нужны билеты. Чтобы их получить, тоже надо ответить на вопросы. (Диспетчер раздает командирам вопросы, команды обсуждают их и, ответив на вопрос, получают билеты.)

 

Вопросы:

1.  Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

2.  Какие гласные звуки вы знаете?

3.  На какие группы делятся согласные звуки?

4.  Расскажите правило написания ъ и ь.

5.  Как знание фонетики помогает правильно писать приставки?

Учитель. Итак, перелет совершен, нас встречает очаровательный экскурсовод штата Фонетика.

Экскурсовод. Самолет произвел посадку в городе Звукинске – столице штата Фонетика. В штате живут звуки речи: гласные и согласные. Самые красивые места в штате – Большие йотированные озера. Форма их соответствует буквам е, ё, ю, я, которые могут прятать звук *й΄+ в начале слова, после гласных и после знаков разделительных.

Малые шипящиеозера также очень красивы, но их окружают труднопроходимые леса. Можно пойти к ним только в том случае, если вы полностью выбросите из своей речи слова с буквами ы, ю, я, которых так не любят шипящие ж, ч, ш, щ.

Жители штата Звуки, любят водить за нос простодушных туристов, специально звучат так, что их трудно узнать. Но гласные при этом бояться ударения, а согласные бояться гласных, поэтому справиться с ними можно: осень – осенний, мороз – морозы.

Отправляясь в путешествие по нашей прекрасной стране, не забудьте о уважении к звукам! Добро пожаловать в Соединенные Штаты Языкознания!

Учитель. Ребята теперь нам нужно сесть в автобус. Опять билет – за ответ. (Диспетчер раздает вопросы; обсуждение, обмен вопросов на билеты.)

 

Вопросы:

1.  О каких словах говорят «имеет окончание», а о каких – «оканчивается на…»?

2.  Для чего служит окончание?

3.  Как отделить окончание от основы слова?

4.  Почему корень является главной значимой частью слова?

5.  Что общего и в чем различие между приставкой и суффиксом?

Учитель. Все сели? В путь! А сопровождает нас замечательный экскурсовод штата Словообразование.

Экскурсовод. Автобус следует в сторону штататСловообразованеи – город Частисловск. По пути следования автобуса  вы видите в окна жителей штата: это Части слова. Они живут в разных районах: Приставок, Суффиксов, Корней, Окончаний, Основ. Ежемесячно в столице штата происходи грандиозный праздник Великого Словообразования, где части слова образуют самые различные слова, строго наблюдая за тем, чтобы в слово не закралась ошибка. Законы в штате очень строгие: ошибка в корне наказывается штрафом, в приставке и суффиксе – арестом, а за ошибку в окончании следует вечная ссылка на озеро Нулевого окончания, где нет ни дачи, ни рыбы, ни ягод, ни грибов. Поэтому надо напомнить некоторые правила туристам… Не надо? Вы их знаете?  А ну-ка, например, как пишутся буквы е и  в корнях с чередованием? (Ребята отвечают)

Между тем автобус останавливается в Частисловске. Всего вам доброго!

Учитель. Ребята, дальше надо ехать на велосипедах. Чтобы получил велосипед каждый член команды, капитаны должны позаботиться, чтобы любой, на кого укажет диспетчер, умел ответить на вопрос. (Диспетчер раздает вопросы, капитаны готовят команду, затем диспетчер выбирает отвечающего, который обменивает вопрос на ответ.)

 

Вопросы:

1.  Что такое лексическое значение слова?

2.  Назовите противоположные понятия: однозначные слова - ….? прямое значение слова …..?       

3.  Подберите синонимы к словам Родина, восхищаться, исчезать.

4.  Что такое омонимы?

5.  Являются ли антонимами слова: утро – вечерний, белый – чернота, стареть – молодой, рано – поздно?

Учитель. Путь в штат Лексика открыт! Несколько слов хочет нам сказать один из лучших экскурсоводов штата.

Экскурсовод. Путешествие по штату Лексика обогатит ваш лексикон, т.е. ваш словарный запас. Самые уважаемые предметы в штате – толковые словари. Жители штата никогда не расстаются с ними, поэтому удивляют приезжих своими глубокими познаниями. Самые большие знатоки из всех уголков штата ежегодно собираются возле трех гор: Антонимов, Синонимов, и Омонимов, чтобы выбрать мудрейших. Рядом со штатом Лексика – штат Фразеология.

Диспетчер. Ребята на дороге завал! В столицу Лексиконск можно попасть только в том случае, ели мы разберем завал из слов, т.е. разделим слова на группы.

На доске «завал»: ключ, лук, бор, злой, добрый, грубость, очаровательный, нежность, восхитительный, забавный, смешной.

Учащиеся «разбирают» завал: Омонимы: ключ, лук, бор;  синонимы: восхитительный – очаровательный; забавный – смешной; антонимы: злой – добрый, грубость – нежность.

Учитель. Вот и Лексиконск! Прощайте, велосипеды! Дальше начинаются районы, где почти нет дорог, высокие горы преграждают путь, ехать можно только на чудо-лошадках с пятью крылышками (пять крылышек – это подлежащее, сказуемое, определение, дополнение и обстоятельство). Однако сначала надо  ответить на вопросы. Отвечает любой человек из команды, на которого укажет диспетчер. (Диспетчер раздает вопросы, капитаны готовят команду.) Вопросы:

1.  Из каких частей состоит словосочетание? Привести пример.

2.  Из каких членов предложения может состоять простое предложение? Привести пример.

3.  Какие члены предложения называются однородными? Привести пример.

4.  Какие вы знаете виды предложений по цели высказывания? Привести пример.

5.  Чем различаются простые и сложные предложения? Привести пример.

Учитель. Итак, удобнее устраивайтесь на лошадках и послушайте по дороге, что вам поведает всезнающий экскурсовод штата Синтаксис.

Экскурсовод. Штат Синтаксис – один из самых труднодоступных районов страны. В штате два города спорят между собой за право называться столицей: Подлежащенск и Сказуемск. Оба города находятся в Больших Синтаксических горах, из которых по перевалу Второстепенных членов предложения можно проникнуть к озеру Знаков Препинания. Но путь возле озера опасен. Пираты захватили власть в штате Пунктуация и берут в плен тех, кто проникает в этот район.

Ой, начинается сильный ветер из залива Восклицательного знака! Это очень опасно, надо остановить ветер, он может унести нас прямо в руки пиратов… Скорее придумайте предложение с восклицательным знаком! Это единственный способ остановить ветер! (Учащиеся придумывают предложения с восклицательным знаком, а в это время дверь неожиданно открывается и в класс вбегают «пираты» с криками: «Ага, попались!»)

Пираты. Он в плену теперь у нас –              Да порядок наведете

               Целый класс! Этот класс!                В знаках препинания,                Мы пираты-грамотеи,                     Вас отпустим мы тогда -                Правильно писать умеем,              Получайте знания!

               Наш послушайте приказ:

               Если грамотно сейчас

               Спишите с доски слова

(Учащиеся переписывают предложения и расставляют знаки препинания.Пираты «разбойничают»: проверяют тетради и толкают тех, у кого находят ошибки.) Предложения на доске:

1)  Осень раздевает лес студит воду.

2)  Наступили холода все чаще по утрам лужицы  покрываются хрупким ледком.

3)  Ветер срывает одинокие листочки с деревьев свистит и гудит по ночам в трубах.

4)  Если за день ничему не научился зря прожил день говорит народная пословица.

5)  Ребята овладевайте русским языком

(Пираты уходят.)

Учитель. Теперь мы можем продолжать путь. Нужны билеты на поезд, чтобы попасть в штат Морфология. (Диспетчер раздает вопросы, капитаны обменивают их на билеты.) Вопросы:

1.  Назовите самостоятельные части речи.

2.  Назовите служебные части речи.

3.  Назовите постоянные грамматические признаки имен существительных.

4.  Назовите непостоянные грамматические признаки имен прилагательных.

5.  Как различить глаголы I и II спряжения?

Учитель. Слово умнейшемуэкскурсоводу штата Морфология.

Экскурсовод. Штат Морфология пользуется особой славой. Только на территории этого штата стараниями его деятельного губернатора Глагола построена железная дорога. Поезд быстро доставит вас в столицу Морфобург. Здесь гостеприимные жители сразу же покажут вам главную достопримечательность города: Музей частей речи.

(Экскурсовод показывает изображение музея.)

Добро пожаловать в Морфобург! А через город протекает знаменитая река Чернильная. Здесь можно пересесть на лодки, и если хорошо налечь на весла, то через некоторое время вы попадете в столицу штата Орфография – город Грамотград.

Диспетчер.Плавание на лодках увлекательно, но на пути встречаются препятствия: пороги, водопады. Чтобы их преодолеть, надо применить свои знания по орфографии. По мере прохождения порогов и водопадов учащиеся записывают под диктовку в тетрадях и на доске следующие предложения:

1) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

2)Плутовка к дереву на цыпочках подходит.

3)  В тишине лесной глуши шепот к шороху спешит.

4)  Дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло.

5)  У лентяяФедорки всегда отговорки.

Учитель. И вот мы в Грамотграде. Наше путешествие подошло к концу, надо возвращаться домой. Но эта замечательная страна ещё не раз позовет нас пройти по своим дорогам. («Путешествие» проводится на двух спаренных уроках.На карту наносятся все упомянутые в конспекте названия.)

 

 

 

ПУТЕШЕСТВИЕ В СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ

ПУТЕШЕСТВИЕ В СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ

Входит астролог.) Астролог.

Входит астролог.) Астролог.

Какие гласные звуки вы знаете? 2

Какие гласные звуки вы знаете? 2

Диспетчер раздает вопросы, капитаны готовят команду, затем диспетчер выбирает отвечающего, который обменивает вопрос на ответ

Диспетчер раздает вопросы, капитаны готовят команду, затем диспетчер выбирает отвечающего, который обменивает вопрос на ответ

Пираты захватили власть в штате

Пираты захватили власть в штате

Сквозь волнистые туманы пробирается луна

Сквозь волнистые туманы пробирается луна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2019