ПУТИ И СПОСОБЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
Оценка 4.6

ПУТИ И СПОСОБЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

Оценка 4.6
doc
03.02.2024
ПУТИ И СПОСОБЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
статья Семейные ценности.doc

ПУТИ И СПОСОБЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

 

«Семья – это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья – это самые прочные узы всей вашей жизни».

Джонни Депп.

 

В сердце каждого из нас есть любовь к Родине. А вот любовь к родному Озерновскому краю не приходит сама по себе.

Россия — страна щедрой природы, незабываемых традиций и богатой истории. С природой нашей страны, с многонациональным составом населения, с историей России и ее культурными особенностями знакомит младших школьников предмет «Окружающий мир». Он призван создать целостное представление о мире на основе формирования эмоционально-ценностного отношения к нему. Я полагаю, что содержание предмета «Окружающий мир» вносит значительный вклад в формирование патриотических чувств.

Патриотизм — одна из важных черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и государства. Патриотизм остается важнейшим духовным достоянием личности человека.

 Однако уместно вспомнить, что Родина начинается «с картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе, а может она начинается с той песни, что пела нам мать…». Поэтому формирование патриотических чувств связано с семейными ценностями, о значении которых упоминается в программе начального общего образования по предмету «Окружающий мир». Известно, что программой предусмотрено изучение раздела «Человек и общество», когда рассматривается вопрос о семейных ценностях.

 Семейные ценности — это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это те чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это всё то, что люди переживают вместе внутри дома — радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Рассмотрим некоторые виды семейных ценностей.

Ценность

Определение

Любовь

Одной из главных семейных ценностей является любовь. Проявляется в нежности к близким, желании заботиться о них, защищать их постоянно быть с ними

Доверие

Необходимо научиться доверять друг другу и научить этому детей. С любой проблемой, любой неудачей, любым опытом члены семьи должны делиться друг с другом.

Доброта

Это желание помочь слабому, беспомощному, поддержать человека, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

Верность

 Верность — еще один залог крепости уз любви. Готовность быть с любимым человеком и в боли, и в радости, несмотря на искушения. Это качество формирует в человеке такие качества, как верность своему делу, слову, преданность в дружбе.

Взаимопонимание

Важно полностью понимать друг друга и уважать интересы и стремления членов семьи. Чувствуя поддержку, человек не только развивается духовно, но и добивается больших успехов.

Уважение

Она выражается в уважении индивидуальности каждого члена семьи, в недопустимости «разрыва» одного супруга с интересами и потребностями другого, в невмешательстве родителей в дела молодых людей.

 

Таким образом, мы рассмотрели виды семейных ценностей и дали их определение. Семейные ценности зарождаются в семьях, прививаются детям в процессе воспитания.

Кроме того, в программе по предмету «Окружающий мир» представлена тема «Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление родословного древа, истории семьи», во время изучения которой школьники (2 класс) составляют родословную. Рассмотрим понятие «родословная» и способы построения родословного древа. Полагаем, что представленный ниже методический материал поможет учителю и родителям актуализировать представления о способах построения родословного древа. Чтобы «разобраться» в своих корнях, необходимо узнать свою родословную — историю семьи, которую принято описывать, как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающее происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе того, что его отличает. Существует два способа её ведения — по восходящей и нисходящей линии. Понятие «родословная» связано с другим понятием — генеалогическое древо. Имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков — на разветвлениях и стилизованных ветвях и веточках. Именно таким образом младшие школьники представляют свое родословное древо, выполняя одну из практических работ по теме.

  С самого детства каждый ребенок созерцает окружающий мир. Родители понимают, что, научив ребенка любить природу и родную землю, они обеспечат свою старость заботой и вниманием со стороны взрослых детей, которые, в свою очередь, передадут эти качества, как эстафету, следующим поколениям.

Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, шагнул во взрослую жизнь. Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется возвращаться. Зовется оно малая Родина. Малые Родины сливаются в целую страну, к которой каждый ее гражданин испытывает возвышенные чувства — патриотизм, гордость, восхищение. Патриотические чувства взращиваются первым делом в семье. И это не удивительно. Ведь именно семья закладывает в ребёнке зерно любви к своей Отчизне в процессе воспитания.

Как же семья и её ценности влияют на формирование патриотических чувств? Каким способом возможно организовать воспитательную работу в школе с привлечением семьи? Эти и многие другие вопросы будут освещены в моей статье.

«Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины». Именно таким красноречивым высказыванием К.Д. Ушинский хочет подчеркнуть значимость воспитания в формировании патриотических чувств у подрастающего поколения. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Многие учёные определяют патриотизм как нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.

«Родина… Казалось бы, для каждого человека это понятие заключает в себя простой и понятный смысл. Родина — это мама, место, где ты родился, большие акации во дворе дома, которые посадил когда-то отец. За что мы любим её? Для многих такой вопрос покажется странным. За то, что родились на этой земле. За то, что она дала нам родную речь, с детства близкие образы родной природы, рассказы о предках и героических событиях, самобытную ни на какую другую непохожую культуру, неповторимый менталитет как образ мысли и образец поведения в отношении к соотечественникам и миру... Так разве любовь к Родине — не естественное почти генетическое чувство? И нужно ли воспитывать патриотизм в подрастающих поколениях? Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее созидании, его отношение к Родине — безальтернативно — он растет патриотом. А если этого нет? Тогда — Отечество в опасности и воспитывать патриотов необходимо! Воспитание любви к большой Родине — России начинается с любви к малой Родине».

 

Главная задача школы и семьи – воспитать своего сына и ученика так, чтобы он с желанием шел на военную службу в армию, чтобы понимал свою ответственность перед родиной и мог при необходимости стать с оружием в руках на ее защиту. Для этого надо с детских лет воспитывать в детях коллективизм, чувство товарищества, физически развивать подростков. На основании этого факта мы можем рассмотреть несколько примеров организации воспитательной работы в образовательных учреждениях.

В данной работе представлен анализ практической педагогической деятельности - описание опыта организации воспитательной работы с привлечением семьи в МАОУ Озерновская  СОШ №3 поселка Озерновский. Опыт организации воспитательной работы представила директор школы Г.В.Языкина. «Основное содержание работы: патриотическое воспитание взаимно обогащает родителей, педагогов, детей. Результатом педагогического взаимодействия школы и семьи в патриотическом воспитании ребенка становятся приоритетно формируемые личностные качества, интегративно определяемые: знанием отношением, поведением. Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения будет более эффективным при осуществлении дифференцированного подхода, для осуществления которого необходимо соблюдение следующих условий:

-     взаимное доверие между педагогом и родителями;

-    соблюдение такта, отзывчивости по отношению к родителям;

-  учет своеобразия семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах патриотического воспитания;

-     взаимосвязь разных форм работы с родителями;

-     системность в работе с родителями;

-     учет особенностей социокультурного окружения школы;

-     использование культурного наследия народа и традиций семьи.

- совершенствование содержания патриотического воспитания школьников на основе интеграции саморегулируемого (в семье);

-     активизация патриотического опыта школьников с использованием многообразных и вариативных форм и методов внеурочной воспитывающей деятельности;

-  интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования (экскурсии, кружковая деятельность, тематические вечера, спектакли, встречи, концерты и др.).

Алгоритм организации взаимодействия школы и семьи в рамках патриотического воспитания учащихся может быть таким (описание опыта организации воспитательной работы с привлечением семьи):

1) определение потенциала семьи в воспитании детей;

2) постановка конкретных воспитательных задач;

3) выбор способов их реализации;

4) разработка программы совместных действий семьи и школы;

5) практическое осуществление этой программы;

6) анализ результатов (промежуточных и конечных) совместной деятельности школы и семьи в духовно-патриотическом воспитании детей.

Приобщение детей к народной культуре в современном обществе – это очень важный аспект в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Представляется совершенно бесспорным, что в современной ситуации одним из путей является познание традиционной культуры своего народа, изучение и признание культуры других народов, бережное отношение к ней, постижение общих корней в национальной культуре разных народов. Базой педагогического взаимодействия школы и семьи в патриотическом воспитании детей может стать потенциал гуманитарных дисциплин вообще и русской литературы, в частности. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни. Необходимым моментом в работе по патриотическому воспитанию школьника является привлечение к ней руководителей кружков и секций, членов общественных организаций, педагогов дополнительного образования, всех заинтересованных лиц. Привлечение к работе с детьми различных людей способствует формированию и развитию отношений с окружающим миром (трудовые отряды, акции милосердия, разновозрастные группы детей во время проектной деятельности). Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании детей может и должно базироваться на семейных традициях. Так, можно выделить следующие формы семейного досуга: музейные экскурсии, поисково-исследовательская деятельность, многие направления которой предполагают непосредственное участие родителей, также обладает большими возможностями в патриотическом воспитании детей. Результатом совместной деятельности семьи и школы станут выпуски газет, содержащие статьи духовно-нравственной, военно-патриотической тематики, радиопередачи, видеофильмы».

Данный пример организации воспитательной работы применяют достаточно многие современные школы. Но хотелось бы обратить внимание на особый подход формирования патриотических чувств у подрастающего поколения.

  Администрация школы в лице директора и заместителей работе играет огромную роль в патриотическом воспитании школьников в силу того, что направляет, мобилизует, координирует, контролирует, анализирует деятельность всех субъектов и объектов образовательного процесса в целях создания благоприятных условий внутренней среды образовательного учреждения и установления оптимальных связей с внешней средой для реализации задач патриотического воспитания школьников. В школе проводятся следующие мероприятия патриотической направленности:

- творческие вечера, празднование памятных дат;

- открытие мемориальных досок, расположенных на территории школы;

- классные часы и общешкольные линейки;

         Но самая главная особенность организации воспитательной работы в школе – это наличие двух детских организаций: РДДМ и  «Орхидея».   

 На основании факта существования этой организации в школе проходят следующие мероприятия:

- проведение праздников и памятных дат, посвященных Дням воинской славы;

- организация «Тимуровского движения»;

- помощь пожилым людям, а также поздравление ветеранов с памятными датами;

- открытие школьного музея;

- приобщение к культуре, традициям казачества;

- поощрение за доблестный труд (путёвки в различные лагеря);

- посещение музеев и выставок;

-  встречи с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны;

- увековечение памяти павших в борьбе за свободу и независимость Родины; - - военно-спортивные игры «Зарница».

  Все эти мероприятия направлены на формирование патриотических чувств у молодого поколения, которые так ценятся в наше непростое время.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы: семья и школа играют неоценимо огромную роль в формировании патриотических чувств у подрастающего поколения. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности. 

  

Статью подготовила учитель начальных классов, логопед- дефектолог Корюкина Н.А.


ПУТИ И СПОСОБЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ПУТИ И СПОСОБЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

Доверие Необходимо научиться доверять друг другу и научить этому детей

Доверие Необходимо научиться доверять друг другу и научить этому детей

Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, шагнул во взрослую жизнь

Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, шагнул во взрослую жизнь

Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее созидании, его отношение к

Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее созидании, его отношение к

Приобщение детей к народной культуре в современном обществе – это очень важный аспект в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Приобщение детей к народной культуре в современном обществе – это очень важный аспект в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Но самая главная особенность организации воспитательной работы в школе – это наличие двух детских организаций:

Но самая главная особенность организации воспитательной работы в школе – это наличие двух детских организаций:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2024