Статья: "Организация внеурочной деятельности"
Оценка 4.6

Статья: "Организация внеурочной деятельности"

Оценка 4.6
Научные работы
doc
другое
11 кл
19.12.2023
Статья: "Организация внеурочной деятельности"
Статья: "организация внеурочной деятельности"
organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti_novopesovskiy_filial_2022.doc

Организация внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную

деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

С чего же мы начали? Проанализировали условия проведения внеурочной деятельности. Проинформировали родителей. Рассмотрели  положения об организации внеурочной деятельности

- Закон Российской Федерации  «Об образовании»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

-Письмо об организации внеурочной деятельности ФГОС общего образования


Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников

- Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БОПа школы и на нее отводится  в филиале 10 ч в неделю

- Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы

- Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся

- Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты

Принципы

1.Принцип гуманистической направленности - в максимальной степени учитывать интересы и потребности детей, создавать условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.

2.Принцип системности - устанавливаются взаимосвязи между всеми участниками внеурочной деятельности,  основными компонентами организуемой деятельности, урочной и внеурочной деятельностью  региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной,  системами воспитания и дополнительного образования школьников.

3.Принцип вариативности - реальные возможности свободного выбора и добровольного участия  в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

4.Принцип креативности - педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься  индивидуальным и коллективным  жизнетворчеством.

5.Принцип успешности и социальной значимости - формирование у детей    потребности в достижении успеха. Важно, чтобы результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих: одноклассников, учителей, родителей.

  Цель

- содействовать интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации  индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

 Задачи

 Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

-выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

-создание условий для индивидуального развития  каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

- формирование системы  знаний, умений, навыков у обучающихся в избранном направлении деятельности;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

--развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся;

- расширение рамок общения школьников с социумом;

 Условия реализации программы

- Системно-деятельностный подход.

- Практико-ориентированная основа организации образовательного процесса.

- Компетентность педагогического коллектива.

- Реализация гуманистической позиции в деятельности всего педагогического коллектива.

 Участниками программы являются обучающиеся 1-4 классов

  Участники реализации программы

- Заместитель директора по воспитательной работе

- Классные руководители

- Социальные  педагоги школы

- Педагоги дополнительного образования( в нашем случае руководители кружков )


Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
-спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
-  социальное,
- общеинтеллектуальное,
-  общекультурное

 Виды внеурочной деятельности

- игровая деятельность;

- досугово-развлекательная деятельность

- художественное творчество;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

Формы:экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты,  ,олимпиады, соревнования, КВН ,проекты и исследования, общественно полезные практики.

 

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

 

     Внеурочная деятельность призвана:

- обеспечить благоприятную адаптацию младшего подростка в школе;

- оптимизировать  учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития младшего подростка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

 

 Спортивно-оздоровительное направление

 

Спортивно-оздоровительное направление предоставлено

 

·         программой кружка «Румяные щечки» ,руководитель кружка  Осипова И.Г.

•     организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, спартакиад;

•     проведение бесед по охране здоровья; бесед и мероприятий о здоровом образе жизни, здоровом питании, профилактике вредных привычек;

•     применение на уроках игровых моментов, физ. минуток;

•     участие в спортивных соревнованиях.

 

    Один из главных запросов  родителей – это укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни. В течение недели каждый ребёнок посещает  кружок  «Румяные щечки» спортивно-оздоровительной направленности. Ребята с большим удовольствием посещают эти занятия, получают заряд бодрости, энергии, удовольствия.

 

Спортивное направление позволяет обратить внимание ребенка на свое здоровье, научить его заботиться о своем организме, сформировать привычку к занятиям  спортом, активному досугу, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно быть уроком радости, открывающим каждому ребенку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма. Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Быть здоровым – это значит быть счастливым и успешным во взрослой жизни.

 

 

Задачи:

         Сформировать представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально- психологического;

         Сформировать  понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

         Развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях.

         Формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.

         Воспитывать стремление к здоровому образу жизни, отвращение к вредным привычкам.

Ценности: здоровый образ жизни, гигиена культуры и поведения, общение, доброта и отзывчивость, душевное равновесие.

 

Духовно-нравственное  направление реализуется  через:

     

·         Программа  литературного  кружка «Аленушка» ( сельская библиотека)

·         работа кружка  «Я –Зауралец» -руководитель кружка  Осипова И.Г

·         встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

·         выставки рисунков;

·         тематические классные часы

·         оказание помощи ветеранам ВОВ и труда;

·            конкурсы рисунков

Актуальность данных программ определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством.

Для работы по реализации данного направления созданы условия, которые содействуют развитию творческих способностей личностей; усвоению нравственного и духовного опыта поколений;  формированию экологической грамотности и эмоционально-положительного отношения к окружающему миру. Программы способствуют успешному вхождению в социум, а значит, отвечают практическим интересам личности

В процессе освоения материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

 

 Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

 

 Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения), развитие их эмоционального восприятия.

 

 

 

 

 

 

Социальное направление


Задача внеурочной деятельности социальной направленности – формирование субъекта социального творчества, которое является высшей формой социальной деятельности.

 

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления  положена общественно – полезная деятельность: работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми; коллективное творческое дело; Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (концерты, и т.д.) социально-образовательные проекты.

      Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.

          Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает мыслительные, исследовательские, коммуникативные и социальные обще-учебные навыки.

     Проектная деятельность обогащает жизненный опыт ребят, позволяет творчески воспринимать действительность, не оставляет равнодушными к изучаемому программному материалу, расширяя и углубляя его. Видно, что в ходе работы над проектами дети приобретают опыт самостоятельной, творческой деятельности.

Обще-интеллектуальное направление реализуется через

·         Познавательные беседы, предметные недели, библиотечные уроки.

·         Занятие в  кружках «Грамотейка» и «Шахматный всеобуч»

·         Школьный музей.

·         Конкурсы, экскурсии, деловые и ролевые игры и др.

·         Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

Обще-интеллектуальное воспитание направлено на развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников, в том числе интеллектуальных умений и навыков межличностного общения. 

Данная практика помогает  ученику успешно овладеть не только обще-учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету.

 

Общекультурное направление

 

Общекультурное направление представлено программами “Сольное пение,  «Домовёнок»

 

Программа кружка «Домовенок» который ведёт Жигалова Г.А., предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности,  развитие мелкой  моторики рук.

 

 Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов.

 

Во время занятий в кружке « Сольное пение» (руководитель кружка Жигалова Галина Алексеевна ) у учащихся  формируется устойчивый интерес к пению и исполнительские вокально-хоровые навыки, они приобщаются  к сокровищнице вокально-хорового искусства.

Расписание занятий по внеурочной деятельности

 

Дни недели

Количество часов  в неделю

Название

Ответственный

Понедельник

1

 

1

1Литературный кружок «Алёнушка»

 

2. КТД,праздники,беседы

библиотекарь Новопесковского КДО

 

классные руководители

Вторник

0,5

 

1

1. Кружок «Домовёнок»

 

2. КТД

1. Жигалова Г.А директор Новопесковского КДО

2 .классные руководители.

Среда

1

1.Тематические классные часы

 2 .классные руководители

Четверг

1

1.

1.Кружок «Румяные щёчки»

2.Кружок «Грамотейка

1.      библиотекарь Новопесковского КДО

2.      Базарова М.Е.

Пятница

0,5

1

1. Кружок «Сольное пение»

2.Кружок «Шахматный всеобуч»

1.Жигалова Г.А директор КДО

2.Осипова И.Г.

 

Всего:

8

Уровни воспитательных результатов

 

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества,   о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества

Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

 

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действияДостигается во взаимодействии с социальными субъектами

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма

 

Форсирование результатов недопустимо.

 

НО не все у нас получается так ,как бы хотелось.

В реализации целей внеурочной деятельности в нашей школе есть и проблемы:

-недостаточный уровень материально-технической базы;

- В условиях сельской местности не всегда есть учреждения социальной сферы, которые можно было бы привлечь к организации дополнительного образования детей.

Сельская школа занимает важное место в социальной системе села, являясь не только образовательным, но и социальным культурно-образовательным центром. В тоже время существует важный сдерживающий фактор развития сельского образования. Социальное  окружение нашей школы  достаточно ограничено: клуб, библиотека, совет ветеранов. Организовать внеурочную деятельность школе в условиях полного отсутствия  учреждений дополнительного образования (как важнейших партнёров по организации внеурочной деятельности) возможно только за счет собственных резервов.

 

Мы пришли к выводу, что успешность  в организации внеурочной деятельности во многом может зависеть от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия социальных партнеров, и, конечно,  от  целенаправленного творческого взаимодействия учителей, обучающихся и других субъектов воспитания.

 

 

 

 

 


Организация внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: -выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах…

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: -выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах…

Спортивно-оздоровительное направление

Спортивно-оздоровительное направление

Ценности: здоровый образ жизни, гигиена культуры и поведения, общение, доброта и отзывчивость, душевное равновесие

Ценности: здоровый образ жизни, гигиена культуры и поведения, общение, доброта и отзывчивость, душевное равновесие

Задача внеурочной деятельности социальной направленности – формирование субъекта социального творчества, которое является высшей формой социальной деятельности

Задача внеурочной деятельности социальной направленности – формирование субъекта социального творчества, которое является высшей формой социальной деятельности

Общекультурное направление представлено программами “Сольное пение, «Домовёнок»

Общекультурное направление представлено программами “Сольное пение, «Домовёнок»

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2023