Статья на тему: "Кризис детского самостоятельного чтения в начальной школе"
Оценка 4.6

Статья на тему: "Кризис детского самостоятельного чтения в начальной школе"

Оценка 4.6
doc
25.01.2024
Статья на тему: "Кризис детского самостоятельного чтения в начальной школе"
Родительское собрание. Кризис детского чтения.doc

 « Что читают современные подростки или кризис детского чтения»

 

 

Чтение детей - одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта, культуры нации. Для будущего каждой нации особенно важно, как происходит процесс восхождения детей в мир книжной культуры. Все знают, что книга имеет для воспитания огромное значение, но не знают, что сегодня это значение стало поистине планетарным, потому, что, как известно, нравственное развитие человечества катастрофически отстает от технического прогресса.

Люди встревожены: статус чтения, как средство интеллектуальной, духовной жизни общества явно идет к снижению. В России стали читать меньше, и особенно сильно этот процесс проявляется в падении интереса к чтению и книжной культуре, снижение уровня культуры чтения многих детей, подростков, юношей и девушек.

На наших глазах возникает новое явление - функциональная неграмотность или получтение. И самое главное в орбите этого явления оказались дети. Детский читательский негативизм стал нормой наших дней: да книгой пользуются, с книгой работают, но не читают и не хотят читать. В детском сознании чтение превращается в продолжение уроков, оно сведено к выборке из печатного текста требуемой информации. Сегодня тревожит готовность многих молодых людей пользоваться готовыми мнениями, чужими мыслями.

   Приходится констатировать наличие кризиса детского чтения. Современные ребята читают мало, а у тех, кто еще не потерял этот вкус,- крайне бедный круг интересов. Книги – однодневки о Барби, о чудовищах, об убийцах – роботах.… Не менее красочны и бесполезны многочисленные так называемые адаптированные книги. В виде краткого пересказа для самых маленьких выходят такие произведения, как «Остров сокровищ», «Собака Баскервилей», «Робинзон Крузо», «Белый клык», «Айвенго». Еще можно понять, зачем издавать сокращенный вариант «Путешествия Нильса Хольгерссона с дикими гусями» Сельма Лагерлеф: писательница задумывала свою книгу как учебник географии, и в оригинале она представляет собой занимательный путеводитель по всем провинциям Швеции.
К тому же, исследователи детского чтения отмечают, что необходимость считывать тексты с экрана компьютера породила у современных детей патологию самого характера чтения. Оно стало поверхностным, спешным, «мозаичным», неглубоким. Школьники скользят глазами по текстам, не понимая их смысла. Они перестали в них вчитываться. Но вчитываться-то, значит, думать. Комиксы, ужастики, детективы и тому подобная литература, ориентированная на развлечение и бездумье.

    Специалисты разных областей (психологи, социологи, педагоги, криминалисты, библиотекари) вынуждены согласиться с тем утверждением, что не читающий ребенок- это не только препятствие к становлению личности, но и огромный риск для общества. Риск пополнения группы людей с агрессивным поведением, с атрофированной способностью к состраданию, с пониженными возможностями к адаптации.

   Да, нельзя не согласиться, наше общество изменилось, и изменилась структура свободного времени детей: все более заметное место в нем занимают аудиовизуальные средства массовой информации. Переключение на компьютер и телевизор перекрыло ничем незаменимый источник, питающий ум и сердце ребенка.

   Вместе с возникновением негативного отношения к печатному слову, и, прежде всего к полноценной художественной литературе, падает культура, скудеет духовный мир нового поколения. Уже сейчас замечен так называемый синдром нарушения восприятия у детей: это рассеянное внимание, слабое воображение, скудная эмоциональная реакция на читаемое произведение.

    Итак, в чем же причина кризиса детского чтения. Многие винят телевидение и компьютер как средство заменившее книги, но это не совсем так. Книга и телевидение это два древа культуры, которые растут из разных корней. Поэтому не совсем точно ставить вопрос: что важнее для ребенка книга или медиа. Надо принять складывающиеся соотношения, как данность культуры настоящего и будущего. И все-таки телевидение никогда не сможет заменить книгу, потому что книга- это не только информационная и эстетическая ценность, но и духовное наследие.

    Да порой трудно, а порой просто невозможно противостоять информационным атакам, когда книга вытесняется электронными СМИ, часто пропагандирующим примитивные, а порой и аморальные произведения, воспитывающие жестокость и дурной вкус.

     Результаты исследования за последние десятилетия показали: читающие! Люди способны мыслить проблемно; имеют большой объем памяти  и активное творческое воображение; лучше владеют речью (она выразительна, строже по мысли и богаче по словарному запасу) читающие подростки точнее формируют мысли и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении; более критичны; самостоятельны в суждениях и поведении, что так необходимо особенно тем подросткам, которые вступают во взрослую, самостоятельную жизнь. А у нас среди подростков наблюдается тенденция жить по каким-то «киношным» стереотипам. Чтение формирует наиболее развитого и социально ценного человека. Ведь конечной целью учебного заведения является - вырастить гражданина, защитника и работника; современного человека в самом высоком смысле этого слова: образованного, творческого, интеллигентного, с добрым сердцем и чуткой совестью и одновременно активного, предприимчивого, смелого, умеющего постоять за себя и за свои убеждения. А воспитать такого человека без книг невозможно. Ведь недаром один классик сказал: « ВСЕМ ЛУЧШИМ Я ОБЯЗАН КНИГАМ!»

  Еще одна тенденция: современные подростки не умеют трудиться (не разучились, а именно не умеют!). А чтение это тоже труд: интересный, доставляющий удовольствие, радость. Надо потрудиться, чтобы научиться читать, и надо потрудиться, чтобы стать ЧИТАТЕЛЕМ! Именно труд, вложенный в самого себя, и формирует человека как личность!

    Хотелось бы затронуть тему чтения подростками  современной русской классики. Как сказал один профессионал « Увы, русская классика нынче не в чести, разве что у школьников, изучающих их творчество в рамках школьной программы. Книжные прилавки заполнены глянцевыми обложками любовных переводных романов, ироническими детективами ( кстати российских авторов), которые лихо отодвинули Гончарова, Тургеньева, Лескова….Те кто предпочитал жанр классического детектива (А. Кристи, Д. Х.Чейз, Р. Стаут) все больше стали отдавать предпочтение детективам отечественных авторов, в которых поэтизируются и романтизируются убийцы, преступники, уголовники, насильники, грабители. На вопрос «на кого бы вы хотели быть похожи», мальчишки- семиклассники, не задумываясь, ответили « На Сашу Белого». К сожалению, в этом персонаже они увидели лишь  дерзкого, хладнокровного, богатого лидера, который с помощью денег, подкупа, оружия, убийства решал любые свои проблемы.            

 

А вот то, что стать таким его вынудили обстоятельства, что, он был добрым, чутким, отзывчивым человеком, ценивший дружбу, любивший и уважавший свою мать- этого мальчишки не заметили, увидев лишь одну сторону медали: красивую разгульную жизнь без материальных проблем и полную безнаказанность.    

    Сегодня школьные библиотеки испытывают «катастрофический голод». В первую очередь НАМ не хватает классической литературы, предусмотренной школьной программой. Практически отсутствуют книги, вошедшие в программу изучения и обязательного чтения в последние 10 лет.

    Существует еще одна проблема – психологическая. Не секрет, что сегодняшняя реакция большинства детей на книгу далека от радостного замирания сердца. Как выразилась одна ученица «Как подумаю о чтении, сразу начинается депрессия» (особенно когда на дворе весна). От того, замрет ли сердце ребенка при чтении от счастья, или у него при одной мысли об этом занятии начнется депрессия - зависит судьба и самой литературы, и его, читателя, собственная судьба.

   Нельзя не сказать и о самой системе образования, которая не способствует развитию у детей любви к чтению. Хороших учителей литературы довольно много, но если и их ученики читают только ради выполнения учебного долга, то можно сделать вывод о том, что дело не в учителях, а в школьной системе.

   Общеизвестно, как отвращает от литературы злоупотребление анализом. Лично я сталкивалась с такой ситуацией, когда детей начальных классов заставляют писать сочинения, доклады, рефераты – детей, которые толком и буквы выводить, еще не научились. Естественно, за них это делают родители, а далее, сами дети, научившись читать и писать, просто перечитывают произведения классиков в кратком изложении; и переписывают чужие мысли из « Золотых сборников сочинений», которые те же « заботливые родители» покупают своим чадам, дабы те не «перетрудились». Таким образом, мы просто растим иждивенцев. Дети отвыкли работать самостоятельно.

      В феврале я проводила социологическое исследование, которое состояло из 2-х этапов:

1. Анализ читательских формуляров.

2.Анкетирование на тему « Книга и чтение в жизни подростка».

    Анализ чтения, сделанный по данным читательских формуляров показал, что старшеклассники более активно используют фонд школьной библиотеки, чем учащиеся средних классов. За учебный год каждый из них посещает библиотеку 20-25 раз. Правда выбирают литературу только в помощь изучения школьной программы: по литературе, физике, биологии, химии, географии, истории, математике и другим дисциплинам.

    В год я выдаю до 150 тематических справок, готовлю подборку литературы для рефератов, докладов. Для преподавателей делаю подборки материалов для классных часов и для внеклассных мероприятий.

     Анкетирование показало следующее:

  1. На вопрос о досуговом чтении старшеклассники отвечали, что практически не читают ничего, что не входит в школьную программу. Среднее звено констатировали, что книга в их жизни не занимает главное место и уступает в рейтинге популярности другим формам досуга. Но все-таки чтение книг они поместили на 4 место в иерархии досуговых занятий, после просмотра телевизора, компьютера, общения с друзьями.
  2. На вопрос, любите ли вы читать, положительно ответило 70% респондентов.

  -в силу необходимости читают 25%;

  -5% не читают вообще (предпочитают другие занятия).

  Систематическое чтение предполагает ежедневное обращение к книге, относительно систематическое чтение-1-2 раза в неделю.

  По моим данным следует отметить, что « нечтение» досуговой литературы может компенсироваться чтением в помощь изучению школьной программы. По моим данным 64% респондентов обладают навыками систематического свободного чтения или относительно систематического чтения в отношении свободного чтения, и в отношении чтения в помощь школьному обучению.

   3%  опрошенных, активно читая на досуге не берут в руки литературу, необходимую для школы.

  В то же время из 31% школьников, не читающих на досуге, только 14%  обращаются к книге с деловым интересом, а 4% - не читают даже в силу необходимости.

3 Тематика чтения:

-1 место – детективы

-2 место - приключения, фантастика

-3 место-любовные романы

-4место-историческая литература

-5место-научно-популярная литература

По результатам анкетирования отмечено, что научно-популярная литература читается только на уровне периодических изданий. Библиотека выписывает такие журнал « Вокруг света», который дети читают с интересом. Популярностью у мальчиков пользуются журналы « Мотто» и « За рулем» (к сожалению, только на уровне рассматривания картинок). Для девочек выписываются журналы OOPS! COOL! YES! 17!  Но, как правило, содержание журналов редко интересует девчонок - они смотрят, пролистывают, а читают лишь о жизни знаменитостей, хотя в журналах много внимания уделяется психологическим проблемам подростков. К сожалению, на дом журналы не выдаются, прочитать за перемену не успевают. Вот и получается замкнутый круг.

 В общем, анализ анкет показал, что у школьников все-таки есть познавательный интерес к книге, хотя чтение приоритетным в своей жизни они не считают. Да молодежь читает с интересом, но в основном это приключения, детективы, ужастики и так называемые «сентиментальные романы». Причем большинство этих произведений принадлежит к масскульту, то есть не может положительно влиять на формирование моральных и этических норм, верных эстетических оценок и способствовать развитию словарного запаса.

   Школьную библиотеку старшеклассники используют в основном, при изучении школьной программы, хотя наша библиотека располагает фондами приключенческой и научно- фантастической литературой, книгами другой тематики. Но в досуговом чтении, как отметили сами учащиеся, предпочитают полагаться на домашние библиотеки - свои или друзей, знакомых. Загруженность учащихся не дает им возможности в полной мере восполнять пробелы в самообразовании, расширить кругозор. Для современных подростков книга не является главным мерилом при определении человеческих ценностей, да, она занимает определенное место в их жизни, в получении знаний, но, к сожалению, обращение к книге происходит лишь по надобности, а не по зову сердца!

 


Что читают современные подростки или кризис детского чтения»

Что читают современные подростки или кризис детского чтения»

Поэтому не совсем точно ставить вопрос: что важнее для ребенка книга или медиа

Поэтому не совсем точно ставить вопрос: что важнее для ребенка книга или медиа

От того, замрет ли сердце ребенка при чтении от счастья, или у него при одной мысли об этом занятии начнется депрессия - зависит судьба и…

От того, замрет ли сердце ребенка при чтении от счастья, или у него при одной мысли об этом занятии начнется депрессия - зависит судьба и…

По результатам анкетирования отмечено, что научно-популярная литература читается только на уровне периодических изданий

По результатам анкетирования отмечено, что научно-популярная литература читается только на уровне периодических изданий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2024