Русский язык в 4 классе УМК «Школа России»
Тема: Падежные окончания существительных 3-го склонения.
Цель: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён существительных 3- го склонения.
Планируемые результаты:
· Предметные: формировать навык правописания падежных окончаний имен существительных 3-го склонения.
·
· Познавательные: выбор оснований и критериев для классификации объектов, умение выделять существенные признаки, работать по алгоритму, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания.
· Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать , контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.
· Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.
· Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Оборудование: компьютер, карточки для индивидуальной и самостоятельной работы.
Ход урока
1. Организационный момент
На урок звенел звонок,
Нам пора начать урок.
2. Актуализация знаний, позитивный настрой
Фразеологизм
Без сучка, без задоринки. (на доске)
- Как вы понимаете смысл этого фразеологизма?
- Может быть точнее понять его смысл вам поможет стихотворение? (читает ученик)
Может гладкой быть доска,
Без единого сучка.
И её зашкурит мастер
В пять минут наверняка.
Могут так дела идти,
Что всегда во всём везти.
Будет сразу получаться
Всё, за что решил ты взяться.
(М.Тараненко)
- Итак «Без сучка, без задоринки» – говорят, когда всё получается гладко, без осложнений и помех. Надеюсь, что и наш урок пройдет без сучка, без задоринки.
- Запишите чисто и аккуратно в тетрадь число и классная работа (устно) Найдите существительные, определите падеж и склонение, выделите окончания. В каком слове окончания является орфограммой? Почему?
- Сегодня мы продолжим разговор об именах существительных, а о каких – вы узнаете позже.
На экране слова:
ТЕТРАДЬ, РОЖЬ, БУКВАРЬ, МОЛОДЁЖЬ
- Исключите лишнее слово (букварь).
- Почему?
- Что вы можете сказать про оставшиеся слова?
(Это существительные 3-го склонения)
- Какие существительные относятся к 3-ему склонению?
(Ж.р. без окончания)
- Если вы назовёте их особенность, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. (буква Ь) (На конце сущ. 3 скл. пишется Ь).
- Чем особенна эта буква?
(не обозначает звука, обозначает мягкость согласного на письме, отделяет согласную от гласной)
Минутка чистописания.
- Запишите, продолжив закономерность:
На экране: ЬЬ Ь ЬЬЬ Ь…
3. Формулирование темы урока.
- О каких существительных мы будем говорить на уроке?
(О существительных 3-го склонения)
На экране: Букварь – к мудрост… ступенька.
- Прочитайте предложение. Определите жанр (пословица).
- Как вы её понимаете?
- Найдите существительное 3-го склонения. (мудрость).
- Аргументируйте свой выбор. (Ж.р. без окончания).
- Какое окончание вставим в это слово? (проблема)
4. Поставьте цели на сегодняшний урок. (правописание окончаний у существительных 3 склонения, учиться находить сущ 3 скл, писать без ошибок, применять правило и тд)
На экране вопрос.
Какие падежные окончания у существительных 3-го склонения.
- Чтобы ответить на этот вопрос, надо просклонять существительное 3-го склонения. (работа в парах – на карточках)
5. Исследование проблемы.
- Просклоняем существительное «молодёжь»
И
-
Сравним окончания. Что общего в окончаниях сущ. 3-го склонения? (У сущ. 3-го
склонения в Р. Д. П. падежах окончание
Какое окончание имеют существительные 3 скл в В.п? (нулевое),
В Т.п.? (Ю)
- Вывод на экране
Р.п. Д.п. П.п В.п Т.п
И Ю
Вернёмся к пословице.
- Какое окончание пропущено? - и –
- Докажите, почему? (Д.п. 3 склонение)
6.Физминутка для глаз.
Двигайте глазами вправо – влево; вверх – вниз; по 6 раз. Нарисовать глазами 6 кругов по часовой стрелке, 6 кругов – против часов стрелки.
7.Развитие умений.
- Сейчас мы будем упражняться в правильном написании падежных окончаний у существительных 3-го склонения.
- Из слов составьте словосочетания, поставив существительное в нужном падеже, указать падеж.
На карточках На экране слова:
тень, в, остановился; (остановился в тени)П.п.
крошки, на скатерть; (крошки на скатерти)П.п
ехал, по, степь; (ехал по степи)Д.п
подошёл, к, пристань; (подошел к пристани)Д.п
о, помощь, просил; (просил о помощи)П.п
случай, из, жизнь. (случай из жизни)Р.п
Проверка
В каких существительных окончания ударные? В каких безударные?
Как пишутся ударные и безударные окончания? (одинаково)
Прочитаем материал в учебнике на стр 99 в рубрике «Обрати внимание»
8. Физминутка «Весёлая переменка».
А сейчас давайте отдохнём. Отдых у нас будет активным и даже полезным. Упражнение рассчитано на координацию движений. Итак, начали: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос. (5 раз).
- А теперь активно продолжим работать.
9.Творческая работа.
- Чтобы определить следующий вид работы, посмотрите на экран.
На экране слова:
ЗАВТРАК, РАСТЕНИЕ, ПОГОДА, ТЕТРАДЬ, МОЛОКО, МОЛОТОК, КОСМОНАВТ, ТОПОР.
- Что общего есть в этих разных словах? (Непроверяемая орфограмма – словарные слова)
- Какое слово получится, если в каждом слове мы возьмём пятые по счёту буквы? (редактор)
- Что обозначает это слово? (человек, который исправляет ошибки).
- Подберите родственные слова. (редакция, редактировать).
- Итак, какой следующий вид работы? (Мы будем редактировать – исправлять ошибки в предложениях).
- Редактирование предложений по выбору. (карточки)
На экране предложения двух видов.
I. Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.
II. По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.
Проверка (выборочно).
и
-
Назовите имена существ., у которых вы написали окончание ?
Почему?
(дедушки – Р.п. 1 скл., деревни – Р.п. 1 скл., по пустоши – Д.п. 3 скл., в зелени – 3 скл. П.п, до беседки – Р.п. 1 скл., много мебели – 3 скл. Р.п., к ночи – 3 скл. Д.п).
10.Итог урока.
- У существительных 3-го склонения в окончаниях буквы – е – нет
Правильно ли это?
- Какая особенность у падежных окончаний сущ. 3 склонения?
- Используя опорные слова, подведите итог урока.
мне важно было узнать
для меня было интересным
мне было трудно
моё настроение на уроке...
я ещё не умею, не научился...
11. Д/З упр 175 –выполнить по образцу.,упр 176 (Прокоментировать)
Спасибо за работу на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
И.п (кто? что?)- молодёжь
Р.п (кого? чего?)-
Д.п (кому? чему?)-
В.п (кого? что?)-
Т.п. (кем? чем?)-
П.п (о ком? о чём?)-
И.п (кто? что?)- молодёжь
Р.п (кого? чего?)-
Д.п (кому? чему?)-
В.п (кого? что?)-
Т.п. (кем? чем?)-
П.п (о ком? о чём?)-
И.п (кто? что?)- молодёжь
Р.п (кого? чего?)-
Д.п (кому? чему?)-
В.п (кого? что?)-
Т.п. (кем? чем?)-
П.п (о ком? о чём?)-
И.п (кто? что?)- молодёжь
Р.п (кого? чего?)-
Д.п (кому? чему?)-
В.п (кого? что?)-
Т.п. (кем? чем?)-
П.п (о ком? о чём?)-
тень, в, остановился ;__________________________
крошки, на скатерть;__________________________
ехал, по, степь; _______________________________
подошёл, к, пристань; _________________________
о, помощь, просил;_____________________________
случай, из, жизнь. _____________________________
тень, в, остановился ;___________________________
крошки, на скатерть; __________________________
ехал, по, степь; _______________________________
подошёл, к, пристань;__________________________
о, помощь, просил; ____________________________
случай, из, жизнь.______________________________
тень, в, остановился ;_____________________________
крошки, на скатерть; ____________________________
ехал, по, степь;___________________________________
подошёл, к, пристань; _____________________________
о, помощь, просил;__________________________________
случай, из, жизнь. ___________________________________
Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.
По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.
Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.
По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.
Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.
По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.
Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.