Методическая разработка с использованием материалов библиотеки ЦОК по русскому языку на тему: "Падежные окончания имен существительных 3 склонения"
Оценка 4.9

Методическая разработка с использованием материалов библиотеки ЦОК по русскому языку на тему: "Падежные окончания имен существительных 3 склонения"

Оценка 4.9
doc
25.01.2024
Методическая разработка с использованием материалов библиотеки ЦОК  по русскому языку на тему: "Падежные окончания имен существительных 3 склонения"
Конспект урока по русскому языку в 4 ьных 3 склонения_ (1).doc

Русский язык в 4 классе УМК «Школа России»

Тема: Падежные окончания существительных 3-го склонения.

Цель: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён существительных 3- го склонения.

Планируемые результаты:    

·        Предметные: формировать навык правописания падежных окончаний имен существительных 3-го склонения.

·         

·        Познавательные: выбор оснований и критериев для классификации объектов, умение выделять существенные признаки, работать по алгоритму, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания.

·        Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать , контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.

·        Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

·        Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, карточки для индивидуальной и самостоятельной работы.

Ход урока

1.     Организационный момент

На урок звенел звонок,

Нам пора начать урок.

 

2.     Актуализация знаний, позитивный настрой

Фразеологизм

Без сучка, без задоринки.  (на доске)

- Как вы понимаете смысл этого фразеологизма?

-  Может быть точнее понять его смысл вам поможет стихотворение? (читает ученик)

Может гладкой быть доска,
Без единого сучка.
И её зашкурит мастер
В пять минут наверняка.
Могут так дела идти,
Что всегда во всём везти.
Будет сразу получаться
Всё, за что решил ты взяться.

(М.Тараненко)

- Итак «Без сучка, без задоринки» – говорят, когда всё получается гладко, без осложнений и помех. Надеюсь, что и наш урок пройдет без сучка, без задоринки.

-  Запишите чисто и аккуратно в тетрадь число и классная работа   (устно) Найдите существительные, определите падеж и склонение, выделите окончания. В каком слове окончания является орфограммой? Почему?

- Сегодня мы продолжим разговор об именах существительных, а о каких – вы узнаете позже.

 

 На экране слова:

 

   ТЕТРАДЬ, РОЖЬ, БУКВАРЬ, МОЛОДЁЖЬ

 

- Исключите лишнее слово (букварь).

- Почему?

- Что вы можете сказать про оставшиеся слова?

        (Это существительные 3-го склонения)

- Какие существительные относятся к 3-ему склонению?

      (Ж.р. без окончания)

- Если вы назовёте их особенность, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. (буква Ь) (На конце сущ. 3 скл. пишется Ь).

- Чем особенна эта буква?

(не обозначает звука, обозначает мягкость согласного на письме, отделяет согласную от гласной)

Минутка чистописания.

 

- Запишите, продолжив закономерность:

 

 На экране: ЬЬ   Ь    ЬЬЬ     Ь…

3. Формулирование темы урока.

 - О каких существительных мы будем говорить на уроке?

(О существительных 3-го склонения)

На экране: Букварь – к мудрост…   ступенька.

- Прочитайте предложение. Определите жанр (пословица).

- Как вы её понимаете?

- Найдите существительное 3-го склонения. (мудрость).

- Аргументируйте свой выбор. (Ж.р. без окончания).

- Какое окончание вставим в это слово? (проблема)

4. Поставьте цели на сегодняшний урок. (правописание окончаний  у существительных 3 склонения, учиться находить сущ 3 скл, писать без ошибок, применять правило и тд)

На экране вопрос.

Какие падежные окончания у существительных 3-го склонения.

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо просклонять существительное 3-го склонения. (работа в парах – на карточках)

5. Исследование проблемы.

- Просклоняем существительное «молодёжь»

И

 
- Сравним окончания. Что общего в окончаниях сущ. 3-го склонения? (У сущ. 3-го склонения в Р. Д. П. падежах окончание

Какое окончание имеют существительные 3 скл в В.п? (нулевое),

В Т.п.? (Ю)

- Вывод на экране

     Р.п.      Д.п.    П.п              В.п             Т.п

 

                              

                              И                                                Ю

Вернёмся к пословице.

- Какое окончание пропущено?  - и –

- Докажите, почему? (Д.п. 3 склонение)

 6.Физминутка для глаз.

 Двигайте глазами вправо – влево; вверх – вниз; по 6 раз. Нарисовать глазами 6 кругов по часовой стрелке, 6 кругов – против часов стрелки.

7.Развитие умений.

- Сейчас мы будем упражняться в правильном написании падежных окончаний у существительных 3-го склонения.

- Из слов составьте словосочетания, поставив существительное в нужном падеже, указать падеж.

            На карточках                                            На экране слова:

тень, в, остановился;                         (остановился в тени)П.п.

крошки, на скатерть;                        (крошки на скатерти)П.п

 ехал, по, степь;                                  (ехал по степи)Д.п

подошёл, к, пристань;                       (подошел к пристани)Д.п

о, помощь, просил;                            (просил о помощи)П.п

случай, из, жизнь.                              (случай из жизни)Р.п

 Проверка  

В каких существительных окончания ударные? В каких безударные?

Как пишутся ударные и безударные окончания? (одинаково)

Прочитаем материал в учебнике на стр 99 в рубрике «Обрати внимание»

8. Физминутка  «Весёлая переменка».

А сейчас давайте отдохнём. Отдых у нас будет активным и даже полезным. Упражнение рассчитано на координацию движений. Итак, начали: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос. (5 раз).

- А теперь активно продолжим работать.

 9.Творческая работа.

- Чтобы определить следующий вид работы, посмотрите на экран.

На экране слова:

ЗАВТРАК, РАСТЕНИЕ, ПОГОДА, ТЕТРАДЬ, МОЛОКО, МОЛОТОК, КОСМОНАВТ, ТОПОР.

 

- Что общего есть в этих разных словах? (Непроверяемая орфограмма – словарные слова)

- Какое слово получится, если в каждом слове мы возьмём пятые по счёту буквы? (редактор)

- Что обозначает это слово? (человек, который исправляет ошибки).

- Подберите родственные слова. (редакция, редактировать).

- Итак, какой следующий вид работы? (Мы будем редактировать – исправлять ошибки в предложениях).

- Редактирование предложений по выбору. (карточки)

На экране предложения двух видов.

 

I.                  Дача дедушке стоит на окраине деревне.   Домик утопает в зелене.

II.               По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

 

Проверка (выборочно).

и

 
- Назовите имена существ., у которых вы написали окончание        ?

 

Почему?

(дедушки – Р.п. 1 скл., деревни – Р.п. 1 скл., по пустоши – Д.п. 3 скл., в зелени – 3 скл. П.п, до беседки – Р.п. 1 скл., много мебели – 3 скл. Р.п., к ночи – 3 скл. Д.п).

 10.Итог урока.

- У существительных 3-го склонения в окончаниях буквы – е – нет

Правильно ли это?

- Какая особенность у падежных окончаний сущ. 3 склонения?

 - Используя  опорные слова, подведите итог урока.

    мне важно было узнать

    для меня было интересным        

    мне было трудно

    моё настроение на уроке...

     я ещё не умею, не научился...

 11. Д/З  упр 175 –выполнить по образцу.,упр 176 (Прокоментировать)

Спасибо за работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

 

И.п (кто? что?)- молодёжь

Р.п (кого? чего?)-

Д.п (кому? чему?)-

В.п (кого? что?)-

Т.п. (кем? чем?)-

П.п (о ком? о чём?)-

 

И.п (кто? что?)- молодёжь

Р.п (кого? чего?)-

Д.п (кому? чему?)-

В.п (кого? что?)-

Т.п. (кем? чем?)-

П.п (о ком? о чём?)-

 

И.п (кто? что?)- молодёжь

Р.п (кого? чего?)-

Д.п (кому? чему?)-

В.п (кого? что?)-

Т.п. (кем? чем?)-

П.п (о ком? о чём?)-

 

И.п (кто? что?)- молодёжь

Р.п (кого? чего?)-

Д.п (кому? чему?)-

В.п (кого? что?)-

Т.п. (кем? чем?)-

П.п (о ком? о чём?)-

тень, в, остановился ;__________________________

крошки, на скатерть;__________________________                        

ехал, по, степь; _______________________________                                 

подошёл, к, пристань; _________________________                      

о, помощь, просил;_____________________________                            

случай, из, жизнь. _____________________________                             

тень, в, остановился ;___________________________

крошки, на скатерть; __________________________                       

ехал, по, степь;  _______________________________                                

подошёл, к, пристань;__________________________                       

о, помощь, просил; ____________________________                           

случай, из, жизнь.______________________________        

тень, в, остановился ;_____________________________

крошки, на скатерть;  ____________________________                      

ехал, по, степь;___________________________________                                  

подошёл, к, пристань; _____________________________                      

о, помощь, просил;__________________________________                             

случай, из, жизнь. ___________________________________                                                 

 

Дача дедушке стоит на окраине деревне.   Домик утопает в зелене.

 

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

 

 

 

 

Дача дедушке стоит на окраине деревне.   Домик утопает в зелене.

 

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

 

 

Дача дедушке стоит на окраине деревне.   Домик утопает в зелене.

 

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

 

 

Дача дедушке стоит на окраине деревне.   Домик утопает в зелене.

 


Русский язык в 4 классе УМК «Школа

Русский язык в 4 классе УМК «Школа

Могут так дела идти, Что всегда во всём везти

Могут так дела идти, Что всегда во всём везти

Как вы её понимаете? - Найдите существительное 3-го склонения

Как вы её понимаете? - Найдите существительное 3-го склонения

Развитие умений. - Сейчас мы будем упражняться в правильном написании падежных окончаний у существительных 3-го склонения

Развитие умений. - Сейчас мы будем упражняться в правильном написании падежных окончаний у существительных 3-го склонения

ЗАВТ Р АК, РАСТ Е НИЕ, ПОГО Д А,

ЗАВТ Р АК, РАСТ Е НИЕ, ПОГО Д А,

Какая особенность у падежных окончаний сущ

Какая особенность у падежных окончаний сущ

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ И.п (кто? что?)- молодёжь

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ И.п (кто? что?)- молодёжь

тень, в, остановился ;__________________________ крошки, на скатерть;__________________________ ехал, по, степь; _______________________________ подошёл, к, пристань; _________________________ о, помощь, просил;_____________________________ случай, из, жизнь. _____________________________ тень, в, остановился…

тень, в, остановился ;__________________________ крошки, на скатерть;__________________________ ехал, по, степь; _______________________________ подошёл, к, пристань; _________________________ о, помощь, просил;_____________________________ случай, из, жизнь. _____________________________ тень, в, остановился…

Дача дедушке стоит на окраине деревне

Дача дедушке стоит на окраине деревне

Методическая разработка с использованием материалов библиотеки ЦОК по русскому языку на тему: "Падежные окончания имен существительных 3 склонения"

Методическая разработка с использованием материалов библиотеки ЦОК  по русскому языку на тему: "Падежные окончания имен существительных 3 склонения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2024