ПУТИ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ
И.И. Молотова
студентка ИЭП, Национальный исследовательский
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Научный руководитель: С.С. Квашнин, доцент кафедры финансов и кредита, к.э.н.
Аннотация: в данной статье исследуются теоретические аспекты максимизации прибыли. В современных условиях максимизация прибыли является одной из ключевых целей финансово-хозяйственной деятельности компании. Это способствует обеспечению устойчивого развития, удовлетворению потребностей акционеров и инвесторов, а также созданию условий для роста и процветания бизнеса. Тем не менее, достижение максимальной прибыли не всегда просто; для этого необходим комплексный подход и эффективные управленческие решения.
Ключевые слова: виды прибыли, прибыль, производство, реализация продукции, финансовые результаты, предприятие.
Abstract: this article examines the theoretical aspects of profit maximization. In modern conditions, profit maximization is one of the key goals of the company's financial and economic activities. This contributes to ensuring sustainable development, meeting the needs of shareholders and investors, as well as creating conditions for business growth and prosperity. However, achieving maximum profit is not always easy; it requires an integrated approach and effective management solutions.
Keywords: types of profit, profit, production, sales of products, financial results, enterprise.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что высокое значение максимизация прибыли – то, чего хочет добиться любая коммерческая компания: от ИП до крупного холдинга. Пути достижения этой цели могут быть разными. Какой из них использовать в той или иной ситуации, с какими проблемами в процессе могут столкнуться предприниматели.
Максимизация прибыли – основная цель деятельности любого предприятия. По сути она заключается в том, чтобы добиться максимального дохода. Простыми словами, это повышение чистого дохода от реализации. Каждая произведенная единица должна приносить прибыль. Однако с каждым выпущенным товаром увеличиваются не только масштабы, но и издержки. Прибыльная величина может быть максимальной в том случае, когда выручку приносит каждый выпуск продукта. Если показатель предельного дохода выше расходов, значит прибыль не достигла своего максимума. То есть производственным объемам есть куда расти. Максимизация прибыли на продукцию возникает, когда размер предельных доходов и затрат одинаковый. При этом возможна она только в случае взаимодействия внутренних и внешних факторов.
Задачи максимизации прибыли. Максимизация прибыли предприятия имеет следующие цели:
- обеспечить эффективность коммерческой деятельности;
- спрогнозировать масштабы производства и ценовую политику у конкурентов;
- обеспечить рыночное равновесие и баланс;
- окупить вложения; эффективно использовать имеющиеся ресурсы;
- повысить конкурентоспособность; не допустить убытков [2].
Для успешного воплощения стратегии максимизации экономической прибыли необходимо следовать определенным этапам. Рассмотрим их:
- Беспристрастно оценить текущую ситуацию: выручка, кредитные обязательства, налоговая нагрузка, траты на амортизацию оборудования. Немаловажно уделить внимание и другим сферам: кадровые, экономические, маркетинговые.
- Выделить проблемные направления. Например, заказчики часто жалуются на брак. Или есть неликвид, который плохо продается и занимает складское место.
- На основе предыдущих пунктов выстроить новую финансовую политику. Если есть частые отказы из-за брака, может помочь замена оборудования или повышение квалификации специалистов.
- Разработать план достижения целевых параметров и реализовать его в жизни. К примеру, обновить цены, закупить новое технологичное оборудование, отправить работников на курсы.
- Проводить регулярный мониторинг приходящих финансов, сравнивать актуальные цифры с запланированными. Если ситуация не улучшилась, необходимо скорректировать стратегию.
Максимизация текущей прибыли достигается в том случае, если:
- происходит совершенствование технологических процессов;
- меняются объемы выпускаемых изделий;
- регулируются вопросы по минимизации производственных издержек.
Принцип получения максимизация прибыли достигается двумя путями:
- повышение выручки;
- снижение затрат [2].
Чаще всего предприятия следуют последнему пути, так как он наиболее реален в условиях большой конкуренции. Вложения можно уменьшить путем активного внедрения в работу последних инновационных решений. В условиях цифровизации непрерывно модернизируются и автоматизируются внутренние процессы, внедряются технологические решения, повышается производительность труда. Все это помогает сократить финансовые вложения.
Что касается первого пути, то результат достигается за счет увеличения объемов продаж. Повышением ценников в условиях конкурентного рынка добиться максимизации получаемой прибыли практически нереально. Объемы реализации могут подняться на фоне повышения спроса, но в этом случае подобное будет и у конкурентов. Также рост может быть связан с увеличением рыночной доли, которая достигается с помощью:
- массового продвижения ассортимента;
- наступления у конкурентов банкротства или других значимых проблем; получения патента или права владения на разработку;
- создания чего-либо, что в большей степени покроет запросы аудитории [2].
Выбор путей максимизации прибыли зависит от множества факторов: ниши, конкурентной среды, финансового состояния и множества других нюансов.
Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция – это форма рынка, при которой нет никакого соперничества. Речь идет об отсутствии соперничества как среди продавцов, так и среди потребителей. Продавцы торгуют абсолютно идентичным ассортиментом и используют одинаковые технологии.
Форма подразумевает возможность продать по определенной стоимости любое количество единиц. При этом ценовая политика абсолютно свободна от потребительского и конкурентного влияния. Это связано с бесконечным количеством участников. Можно наращивать обороты до тех пор, пока предельные траты не сравняться с ценой изделия.
Если говорить об управлении максимизацией долгосрочной прибыли, то предприятия приспосабливаются к изменениям спроса путем снижения или наращивания производства. Однако если в той или иной отрасли появляется высокая окупаемость, это рано или поздно приведет к появлению новых продавцов. А значит конкуренция станет еще выше. Все это будет способствовать снижению цен и выручки, что приведет к прекращению деятельности многих субъектов. Предложений в текущей отрасли станет меньше, ценовая политика стабилизируется.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что повлиять на выручку можно только с помощью повышения или снижения уровня производственных объемов. Ценник в этом случае установлен изначально и не зависит от владельца бизнеса.
Максимизация прибыли в условиях монополии.
Монополия подразумевает наличие в нише только одного участника. Смежных и аналогичных замен ему нет. В отличие от совершенной конкуренции, где есть множество поставщиков одного и того же изделия, в монополии поставщик один. Чаще всего монополию можно встретить на локальном уровне и очень редко на международном и мировом.
При этом монопольный продукт должен быть уникальным. Речь идет об отсутствии аналогов. Тогда возникает ситуация, когда потребитель вынужден приобрести то, что предлагает монопольный продавец.
График потребительского спроса монополиста будет представлять собой график рыночного спроса. А значит, он будет иметь отрицательное направление. В конкурентном бизнесе можно продать любую партию по рыночной цене. В монополии наращивание производственных объемов обязательно повлечет снижение цены из-за отрицательного наклона кривой.
Для повышения стоимости монополисту придется сократить масштабы, ведь на повышение ценника потребители всегда реагируют уменьшением спроса.
Условием максимизации прибыли на рынке монополии является пересечение кривых предельного дохода и расхода.
Монополисту требуется увеличивать масштабы до тех пор, пока уровень выпускаемой продукции не сравнится с точкой, где пересекается предельный доход и долгосрочные затраты. Однако здесь важно не забывать – если цена окажется слишком высокой, покупатель может просто отказаться от сделки.
Монополист сможет достичь прибыльности как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде. Ведь он может контролировать как ценовую политику, так и производственные объемы. Увеличивая стоимостное значение, можно снизить количество производимых единиц. В случае долгосрочного периода правило максимизации прибыли достигается за счет приравнивания предельных величин на длительном временном отрезке. Однако на монопольном рынке есть нюанс в виде государственного ограничения стоимости. Делается это для того, чтобы предотвратить слишком сильный прибыльный рост.
Следовательно, прибыль является главным фактором, характеризующим успех финансово-хозяйственной деятельности компании.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что для обеспечения устойчивого экономического роста предприятия важно нацеливаться на максимизацию прибыли, поскольку она представляет собой ключевой финансовый ресурс. Необходимо учитывать, что многие показатели взаимосвязаны. Таким образом, эффективное управление финансово-хозяйственной деятельностью невозможно без всестороннего анализа различных параметров, а решения, принимаемые руководством компании, должны опираться на результаты такого анализа.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. Тихомирова В. Максимизация прибыли: пути максимизации прибыли в различных условиях / В. Тихомирова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gd.ru/articles/15530-maksimizatsiya-pribyli
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.