Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» с.Новопокровка Красноармейского муниципального округа Приморского края
План- конспект занятия
«Шликерное литье в гипсовой форме»
Автор: Семенчук Людмила Степановна
Цель: дать представление о технологии литья в гипсовой форме.
Обучающая: познакомить технологией шликерного литья; ввести понятие гипсовая форма , шликер, литник, замок; созданий- копий работ своими руками;
Развивающая: продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса, умения наблюдать и анализировать; совершенствовать навыки культуры труда; продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации.
Воспитывающая:
- учить художественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.
Тип занятий: комбинированный- изучение нового материала с практической работой.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, коллективные.
Методы :
Информационнно- развивающий (беседа, объяснение, инструктаж)
Наглядный (демонстрация образца)
Практический (литье посуды)
Оборудование и материалы: гипс, глина, стеки, формы гипсовые, доска для лепки, вода, тряпочки, стаканчики, шликерная масса, кисти, губки, фартук, полотенце; ИКТ- компьютер, экран.
Музыкальное сопровождение: «Живая глина» кукольный мультфильм, песня «Жил старик, колесо крутил».
Ход занятия:
Песня «Жил старик, колесо крутил»
Организационный момент.
-приветствие обучающихся;
-выявление готовности обучающихся к занятиям;
-сообщение темы и цели занятий
Актуализация знаний.
-Ребята, скажите, как быть, если необходимо создать композицию с большим числом повторяющихся элементов? Как выйти из этой ситуации? (создание проблемной ситуации).
Объявление темы и целей.
-На сегодняшнем занятие я расскажу, как можно создать большое количество изделий-копий. Это актуально, т. к многие работы содержат повторяющиеся элементы.
Изучение нового материала .ТБ
Беседа
-В 9 веке на Руси изобрели важное приспособление для работы с глиной – гончарный круг. Вначале появился ручной гончарный круг.
1.Практическая работа. Работа на на турнетки. (в центр кусочек глины)
- Это был простейший механизм, который управлялся одной рукой. В отверстие на деревянной скамье вставлялась ось, на которой располагался большой деревянный круг. Затем на этот круг располагали кусок глины, и, чтобы она не прилипала, заранее посыпали ее золой или песком. Сев на скамью, гончар вращал одной рукой круг, а другой формировал изделие. Немного позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног.
Обжиг посуды проводился в печах-горнах. Внутри печи поддерживалась температура равная 1200 градусам.
Веками мастера на Руси учились гончарному делу и совершенствовали его, благодаря чему оно и достигло высокого уровня. Пожалуй, наряду с металлообработкой, гончарное дело на Руси было самым важным из ремесел.
Словом, глина не только древний, но и современный материал, без которого невозможно обойтись, ни в настоящем, ни в будущем.
Среди способов формовки керамических изделий, литье занимает особое место. Оно дает возможность с большей точностью изготовить множество сувениров, совершенно одинаковых тонкостенных сосудов, имеющих сложную форму небольших скульптурок с тонкой проработкой деталей.
Глиняное, или шликерное литье, основано на свойстве гипса впитывать в себя влагу и на свойстве глины отдавать влагу. Шликер - это глина, разведенная водой до состояния текучести, напоминающая по консистенции густые сливки. Гипсовая форма, в которую наливают шликер, интенсивно вбирает в себя воду. При этом слой глинистой массы одинаковой толщины равномерно распределяется по внутренним поверхностям формы, образуя стенки будущего изделия, или, как говорят керамисты, черепок.
Инструкция по технике безопасности при работе с глиной
1.Перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки
2.Нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении радом сидящего человека
3.На рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки.
4.При завершении работы залитые изделия сушат в прохладном месте.
5.По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.
Применение шликерного литья
-Шликерное литье из глины применяется достаточно широко как в промышленности, так и в художественных промыслах. Промышленное производство охватывает санитарную керамику, производство фигурных элементов отделки помещений, плитки и печных изразцов.
Гипсовая форма- самотвердеющая литейная форма, изготовленная из гипсовых растворов наливной формовкой.
Гипс строительный получают из природного гипсового камня, и представляет собой тонкий белый порошок, иногда с сероватым оттенком. В зависимости от времени схватывания строительный -гипс бывает трех сортов: быстро схватывающийся, средне схватывающийся и медленно схватывающийся .
2.Практическая работа. Свойства гипса. Смешать сухой гипс с водой и залить форму для магнитов.
Физминутка. «Чударики» -«Самолет»
-ШЛИКЕР- густая тестообразная масса из смеси тонкоразмолотых замешенных на воде силикатных материалов (глина), применяемая для изготовления изделий тонкой керамики
3. Практическая работа. Приготовление шликера.
Для приготовления шликера необходимо:
а) из расчета 1/1 (часть воды, часть глины);
б) растирается каждый комочек до жидкой сметаны;
в) шликер процеживается и переливается в чистую посуду.
4.Практическая работа. Отливка посуды.
а) Для литья берется готовая сухая гипсовая форма и заранее приготовленный шликер .Процеженный шликер заливается в форму до верха литника, при заливке глина должна спускаться ниже литника, т.е. ее уровень должен быть ниже верха литника. Далее заливается шликер опять до верхнего уровня и так не менее 3-5 раз. Процесс заливки длиться от 3 до 5 мин., это необходимо для набора толщины изделия.
б) Затем аккуратно через литник сливаются остатки шликера в посуду, и форма переворачивается вниз литником. Через 3-5 мин., форму необходимо перевернуть литником вверх. Как только форма начнет отходить от фигурки (это происходит примерно через 20-30 мин.) фигурки. Вынутое изделие подготавливается к обработке.
Кукольный мультфильм «Живая глина»
Обработка и cушка изделия.
а) Аккуратно срезается литник.
б) Смоченной губкой осторожно заглаживаются швы и неровности.
в) Различными вспомогательными инструментами на изделия наносятся рельефы и украшения.
г) Вся фигурка должна быть со всех сторон обработана и только после этого ставится для естественной сушки (примерно на 1 сутки). Дырки, щели, трещины замазываются тем же шликером.
Через сутки, перед тем как поставить изделие в печь, для обжига, фигурка еще раз проверяется во избежание трещин, если они имеются их надо замазать шликером и просушить. В печь закладываются безупречно выполненные без дефектов фигурки.
Обжиг.
а) Обработанная и высушенная посуда укладывается в печь
б) Начальная температура в печи должна быть 150 градусов, через каждые пол часа повышается до 900 градусов. В общей сложности, фигурка обжигается 3-4 часа.
в) Готовые остывшие работы обрабатываются мелкой шкуркой (нулевой).
Ребята, знаете пословицу о труде «Не боги горшки обжигают»… Смысл пословицы в том, каждый сам является кузнецом своего счастья.
Подведение итогов.
Рефлексия. (смайлики)
сегодня я узнал...
было интересно...
было трудно...
теперь я могу...
я приобрел...
Ребята, всем спасибо!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.