Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Использование технологии критического мышления на уроках французского языка.
Выполнила: учитель иностранного языка
МАОУ «сош №19» г.Балаково
Чувашева О.В.
Использование технологии критического мышления на уроках французского языка.
Критическое мышление – разумное рефлексивное мышление,
сфокусированное на решение того, во что верить и что делать.
Это поиск здравого смысла, это способность выдвигать
новые идеи, увидеть новые возможности.
Дж. А. Браус, Д. Вуд
Критическое мышление — это:
- способность ставить новые, полные смысла вопросы;
- вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
- принимать независимые продуманные решения.
Формирование критического мышления – одна из актуальнейших задач
современного обучения.
Современному
человеку при работе с информационной реальностью важно:
- не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность
пользоваться приобретенным;
- не объем информации, а умение получать ее и моделировать;
- не потребительство, а созидание и сотрудничество.
Органическое включение работы по технологии критического мышления в
систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая
работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности.
Технология критического мышления дает ученику:
— повышение эффективности восприятия информации;
— повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
— умение критически мыслить;
— умение ответственно относиться к собственному образованию;
— умение работать в сотрудничестве с другими;
— повышение качества образования учеников;
— желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология критического мышления дает учителю:
— умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
— возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
— стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
— стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Структура технологии критического мышления
Вызов:
1 цель – вызвать имеющиеся знания;
2 цель – мотивировать учащихся;
3 цель – повысить активность.
Осмысление:
1 цель – получение новых знаний;
2 цель – осмысление новых знаний;
3 цель – соотношение с тем, что знали.
Рефлексия:
1 цель – обобщение;
2 цель – присвоение знаний;
3 цель – формирование собственного отношения.
В основе развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трех фаз.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
-вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи.
Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию; - осмыслить ее; - соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
Методические приемы формирования критического мышления
Ø кластер
Ø мозговой штурм
Ø синквейн
Ø «знаем /хотим узнать / узнали»
Ø учимся вместе
Синквейн
§ это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
§ Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.
§ Каждому учащемуся даётся 5-7 минут чтобы написать синквейн, затем из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть тему.
§ Затем группа знакомится с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.
§
École
Belle et confortable
Écrire, lire et apprendre
Nous obtenons de bonnes notes
Синквейн — приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких строках изложить учебный материал на определенную тему. Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат.
· Использование синквейна на уроках помогает решить множество различных образовательных задач. Обозначим лишь некоторые возможности данного приема.
· 1.Синквейн как прием постановки темы урока. При этом в начале урока дети видят на доске синквейн с пропущенной первой строкой и по содержанию других четырех строк пытаются сформулировать тему синквейна, соответственно и урока.
· ………. (Париж)
· Прекрасный, загадочный
· Он привлекает, восхищает, удивляет иностранцев.
· Туристы всегда его посещают.
· Столицу Франции.
· 2.Синквейн как обобщение работы по тексту. При этом наиболее эффективной представляется парная организация работы. Каждой паре дается 3-4 минуты для составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн. Впоследствии конечный вариант используется как опора для пересказа изученного текста.
· 3.Синквейн как способ проверки домашнего задания. Здесь возможно организовать работу следующим образом: пока одни учащиеся отвечают на вопросы по тексту, другие – составляют по нему синквейн. Если текст предварительно не был прочитан, – стихотворение не получится, поскольку синквейн требует полного осмысления темы.
· 4.Синквейн как закрепление вновь изученной лексики. Учащимся предлагается в конце урока вспомнить, какие новые лексические единицы были изучены по теме. Получившуюся работу можно опять же использовать для составления краткого рассказа по теме.
· 5.Синквейн как игра на уроке-обобщении. Принцип работы тот же, что и при постановке темы урока, только четыре строки (без первой) озвучивают сами учащиеся. При этом возможны «как индивидуальные, так и групповые «загадки». Суть этого этапа – анализ того, что изучено, закрепление того, что усвоено, установление связей между тем, что известно, тем, что нужно усвоить и научиться в будущем. Актуальность этого этапа урока в степени владения информацией, возможностью использовать полученные знания, возможностью обмена знаниями с другими учениками.
· Именно потому, что с помощью этого небольшого французского стихотворения в нескольких строках можно выразить суть темы, они стали такими популярными на уроках.
· Синквейны не только помогают проверять учителям материал, но и экономят драгоценное время. Также синквейн – это хороший метод самоконтроля. Потому как никто не сможет передать суть стихотворением, если перед этим не был прочитан необходимый текст. Прочитав материал, можно мысленно придумать это стихотворение. Если получается – материал усвоен отлично.
· Таким образом, синквейн — приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления. Его можно использовать абсолютно по любому предмету. Он учит детей находить самые точные слова и в лаконичной форме кратко передавать смысл всего текста. Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу).
· В завершении еще раз отметим, что при внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, ведь резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто.
· Синквейн способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а значит их готовность к саморегуляции и самостоятельному мышлению в дальнейшем.
· Составляя синквейн, каждый может показать свой талант. Если
· стихотворение получится эмоциональным и передает всю суть проблемы, значит, цель достигнута.
· Синквейн – хороший метод контроля и творческая форма рефлексии.
·
Примеры создания
синквейнов (cinquains) на французском языке учащимися 9-10 классов:
Les toiles de Van Gogh
· Beaux, de talents, abstraits.
· Decouvrir, admirer
· Ce sonts les tableaux d’ un grand peintre
· Ils sonts innoubliables
· Ses chef d’oevres.
Использованная литература
1. Клустер Д. Что такое критическое мышление? http://murmix.narod.ru/uch/psy/Formirovanie_i_sushnost_kriticheskogo_myshleniya.htm
2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. -3. Полат Е.С. Разноуровневое обучение. // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 6. -С. 6-11.
4. Сухова Л.В.Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка.// Иностранные языки в школе.-2006.-№1.-С.ЗО.
5. Соловова Е.Н. Методика отбора и работы с текстами для чтения на старшем этапе обучения школьников.//Иностранные языки в школе. – 2007.- №2.- С.2 - 10.
6. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя.
Изд.5 / Под общ. ред. А.В. Хмелева.– М.: Вита –7. Попова Е.Н. «Приёмы вовлечения учащихся в интерактивную
деятельность на уроках» http://www.gym11.ru/kafedry/english/popova_4.htm
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.