Использование технологии критического мышления

  • docx
  • 03.11.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование технологии критич. мышления на уроках франц.яз. (Автосохраненный).docx

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

 

 

 

 

 

Использование  технологии критического мышления на уроках французского языка.

 

 

 

 

 

                                                                

 

 

                                                             

                                                            Выполнила: учитель иностранного  языка

                                                               МАОУ «сош №19» г.Балаково

                                                               Чувашева О.В.

 

 

 

 

 

                                       

Использование  технологии критического мышления на уроках французского языка.

 

Критическое мышление – разумное рефлексивное мышление,

сфокусированное на решение того, во что верить и что делать.

Это поиск  здравого смысла, это способность выдвигать

новые идеи, увидеть новые возможности.

Дж. А. Браус, Д. Вуд

 

 

  Критическое мышление — это:
- способность ставить новые, полные смысла вопросы;
- вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
- принимать независимые продуманные решения.

 Формирование критического мышления – одна из актуальнейших задач современного обучения.

Современному человеку при работе с информационной реальностью важно:
 
- не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться  приобретенным;
- не объем информации, а умение получать ее и моделировать;
- не потребительство, а созидание и сотрудничество.

 Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности.

 

Технология критического мышления дает ученику:

  повышение эффективности восприятия информации;

   повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

   умение критически мыслить;

   умение ответственно относиться к собственному образованию;

   умение работать в сотрудничестве с другими;

  повышение качества образования учеников;

  желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

 

 

 

Технология критического мышления дает учителю:

  умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

  возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

  стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

  стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

 

Структура технологии критического мышления

Вызов:

            1 цель – вызвать имеющиеся знания;

            2 цель – мотивировать учащихся;

            3 цель – повысить активность.

Осмысление:

                      1 цель – получение новых знаний;

                      2 цель – осмысление новых знаний;

                      3 цель – соотношение с тем, что знали.

Рефлексия:

                   1 цель – обобщение;

                   2 цель – присвоение знаний;

                   3 цель – формирование собственного   отношения.

 

 

 

 

 

 

В основе развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трех фаз.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.

Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

-вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

 

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи.

Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию; - осмыслить ее; - соотнести с уже имеющимися знаниями.

 

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому  материалу.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

 

Методические приемы формирования критического мышления

Ø кластер

Ø мозговой штурм

Ø синквейн

Ø «знаем /хотим узнать / узнали»

Ø учимся вместе

 

 

 

 

 

 

 

 

Синквейн

§  это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

§  Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.

§   Каждому учащемуся даётся 5-7 минут чтобы написать синквейн, затем из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть тему.

§  Затем группа знакомится с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.

§   

                               École

              Belle et confortable

              Écrire, lire et apprendre

              Nous obtenons de bonnes notes

 

Синквейн — приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких строках изложить учебный материал на определенную тему. Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат.

·         Использование синквейна на уроках помогает решить множество различных образовательных задач. Обозначим лишь некоторые возможности данного приема.

·         1.Синквейн как прием постановки темы урока. При этом в начале урока дети видят на доске синквейн с пропущенной первой строкой и по содержанию других четырех строк пытаются сформулировать тему синквейна, соответственно и урока.

·         ………. (Париж)

·         Прекрасный, загадочный

·         Он привлекает, восхищает, удивляет иностранцев.

·         Туристы всегда его посещают.

·         Столицу Франции.

·         2.Синквейн как обобщение работы по тексту. При этом наиболее эффективной представляется парная организация работы. Каждой паре дается 3-4 минуты для составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн. Впоследствии конечный вариант используется как опора для пересказа изученного текста.

·         3.Синквейн как способ проверки домашнего задания. Здесь возможно организовать работу следующим образом: пока одни учащиеся отвечают на вопросы по тексту, другие – составляют по нему синквейн. Если текст предварительно не был прочитан, – стихотворение не получится, поскольку синквейн требует полного осмысления темы.

·         4.Синквейн как закрепление вновь изученной лексики. Учащимся предлагается в конце урока вспомнить, какие новые лексические единицы были изучены по теме. Получившуюся работу можно опять же использовать для составления краткого рассказа по теме.

·         5.Синквейн как игра на уроке-обобщении.  Принцип работы тот же, что и при постановке темы урока, только четыре строки (без первой) озвучивают сами учащиеся. При этом возможны «как индивидуальные, так и групповые «загадки». Суть этого этапа – анализ того, что изучено, закрепление того, что усвоено, установление связей между тем, что известно, тем, что нужно усвоить и научиться в будущем. Актуальность этого этапа урока в степени владения информацией, возможностью использовать полученные знания, возможностью обмена знаниями с другими учениками.

·         Именно потому, что с помощью этого небольшого французского стихотворения в нескольких строках можно выразить суть темы, они стали такими популярными на уроках.

·          Синквейны не только помогают проверять учителям материал, но и экономят драгоценное время. Также синквейн – это хороший метод самоконтроля. Потому как никто не сможет передать суть стихотворением, если перед этим не был прочитан необходимый текст. Прочитав материал, можно мысленно придумать это стихотворение. Если получается – материал усвоен отлично.

·         Таким образом, синквейн — приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления. Его можно использовать абсолютно по любому предмету. Он учит детей находить самые точные слова и в лаконичной форме кратко передавать смысл всего текста. Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу).

·         В завершении еще раз отметим, что при внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, ведь резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто.

·          Синквейн  способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а значит их готовность к саморегуляции и самостоятельному  мышлению в дальнейшем.

·         Составляя синквейн, каждый может показать свой талант. Если

·         стихотворение получится эмоциональным и передает всю суть проблемы, значит, цель достигнута.

·          Синквейн – хороший метод контроля и творческая форма рефлексии.

·         Примеры создания синквейнов (cinquains) на французском языке учащимися 9-10 классов:

Les toiles de Van Gogh

·         Beaux, de talents, abstraits.

·         Decouvrir, admirer

·         Ce sonts les tableaux d’ un grand peintre

·         Ils sonts innoubliables

·         Ses chef d’oevres.

 

 

 

 

 

Использованная литература

 

1. Клустер Д. Что такое критическое мышление? http://murmix.narod.ru/uch/psy/Formirovanie_i_sushnost_kriticheskogo_myshleniya.htm

2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе.  -3. Полат Е.С. Разноуровневое обучение. // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 6.           -С. 6-11.

4. Сухова Л.В.Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка.// Иностранные языки в школе.-2006.-№1.-С.ЗО.

5. Соловова Е.Н. Методика отбора и работы с текстами для чтения на старшем этапе обучения школьников.//Иностранные языки в школе. – 2007.- №2.- С.2 - 10.

6.  Гин А.А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя.

Изд.5 / Под общ. ред. А.В. Хмелева.– М.: Вита –7.  Попова Е.Н. «Приёмы вовлечения учащихся в интерактивную

деятельность на уроках» http://www.gym11.ru/kafedry/english/popova_4.htm


 

Скачано с www.znanio.ru