Пути повышения качества речевых занятий посредством современных технологий - творческий отчет

  • pptx
  • 07.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Пути повышения качества речевых занятий посредством современных технологий.pptx

Пути повышения качества речевых занятий посредством современных технологий - творческий отчет

Выполнила:
Пухлякова Татьяна Евгеньевна

«Педагогика должна ориентироваться  не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л.С. Выготский

Факторы влияющие на речевое развитие ребенка:

1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
2. Создание условий для общения с другими детьми.
3. Совместные игры взрослого и ребенка.
4. Речь взрослого – пример для подражания.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его "почему".
7. Чтение художественной литературы.
8. Разучивание стихов.
9. Рассказывание стихов руками.
10. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СКАЗКОТЕРАПИЯ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ

ЛЕПБУК

МНЕМОТЕХНИКА

СИНКВЕЙН

КРУГИ ЛУЛЛИЯ



Сказкотерапия
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними.
Задачи развития речи детей решаются с помощью:
• пересказывания сказок;
• группового рассказывания сказок;
• рассказывания сказок по кругу,
• сочинения сказок.
Работу со сказкой можно разделить на 4 этапа.
1 этап «Ритуал вхождения в сказку»
2 этап «Чтение сказки»
3 этап «Обсуждение сказки»
4. этап «Ритуал выхода из сказки»
Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы
драматизации и использования различных видов театрализованной деятельности.
Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе действие героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль.

МНЕМОТЕХНИКА

МНЕМОТЕХНИКА - (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Данная система методов способствует
развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной); мышления, внимания, воображения
развитию речи дошкольников.

СИНКВЕЙ

Синквейн - нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое могут составить абсолютно все. В этом его огромный плюс в плане поддержания самооценки ребенка.
1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна.
2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме.
5-я строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации).

Алгоритм составления синквейна

Предмет (тема) – одно слово-существительное.
Два прилагательных по теме.
Три глагола по теме.
Предложение по теме.
Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Кукла 
Красивая, любимая. 
Стоит, сидит, улыбается.
Моя кукла самая красивая. 
Игрушка. 

1. Машина 2. Быстрая, мощная. 3. Едет, обгоняет, тормозит. 4. Я люблю кататься. 5.Транспорт.

ЛЕПБУК

Лэпбук (lapbook) - это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме.
Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Дети выполняют определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение, провести наблюдение).

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач.
ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ-РТВ
Основные этапы методики ТРИЗ
1. Поиск сути;
2. «Тайна двойного»;
3. Разрешение противоречий
(при помощи игр и сказок).

КРУГИ ЛУЛЛИЯ

Круги Луллия – одно из средств
развития интеллектуально творческих
способностей детей, предложенное авторами
ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных
учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия».В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей.у детей. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Использование лингвистических игр, представленных в этой технологии, позволяет развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.

«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т. д.).
«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т. д.).
«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т. д.).
«Чем похожи и чем отличаются?» (кит – кот; кот-крот; кот-ток и т. д.).
«Антидействие» (карандаш – ластик, грязь – вода, дождь – зонт, голод – пища и т. д.).
«Кто кем будет?» (мальчик – мужчиной, жёлудь – дубом, семечка – подсолнухом и т. д.).
«Кто кем был» (лошадь – жеребёнком, стол – деревом и т. д.).
«Чем был, чем стал» (глина – горшок, ткань – платье и т. д.).
«Что умеет делать?» (ножницы – резать, свитер – греть и т. д.).

КАЖДОЕ СЛОВО ЗАМЕНИТЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ И ПОЛУЧИТЕ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ

Пёс без шапки

Красные усы

Серебряная курочка

Чёрная туфелька

Красивый цыплёнок

Правила для смелых и упорных педагогов:

Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче;
Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети;
Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!

Благодарю за внимание!

Успехов и смелых творческих достижений!