Пути повышения мотивации на уроках химии
Оценка 4.7

Пути повышения мотивации на уроках химии

Оценка 4.7
docx
14.12.2024
Пути повышения  мотивации на уроках химии
Пути повышения мотивации на уроках химии через систему урочной и внеурочной деятельности.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

общеобразовательная школа №1 г. Искитима

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Пути повышения учебной мотивации на уроках и внеурочной деятельности по предмету химия»

     

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Учитель химии

Филиппова М.В.

 

 

Искитим

2024

 «Все наши замыслы, все поиски и построения

превращаются в прах, если у ученика

нет желания учиться» (В.А.Сухомлинский).(слайд 2)

       Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, без инициативен, ко всему относится спустя рукава. И есть такие, которые даже спрашивают: "А зачем учить предмет?"

      Такая учебная дисциплина, как химия, в последние годы не пользуется популярностью у школьников, предмет химия очень специфичен и сложен в изучении, а это не способствует повышению мотивации к изучению предмета у ребят. И, как результат, слабые знания по химии.

      В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Встает вопросом: как это сделать?

       Успешность современного урока во многом зависит от личности учителя, его мастерства и профессионализма, от методик и индивидуального подхода к обучающимся. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. На уроке должны использоваться разные методы и формы работы, а также урок должен быть, прежде всего: актуальным и интересным, что в свою очередь мотивирует обучающихся, повышает степень активности в учебном процессе, предполагает получение крепких знаний.

Как заинтересовать детей? Как развить их интерес к химии? Как добиться повышения мотивации к предмету? А что  же такое мотивация? (Слайд 3)

Мотивация – это совокупность форм, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Таких методов, средств и форм работы существует множество: (Слайд 4)

это увлеченное преподавание, новизна учебного материала, историзм, связь знаний с судьбами людей, их открывшимися, показ практического применения знаний; использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередования форм и методов обучения, проблемное обучение,  обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах), тестирование знаний, умений, показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха, соревнование (с товарищами по классу, самим собой) и т.д.

Задача учителя – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках:

- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,

- создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,

- помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме, совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.

 

Введение ФГОС заставляет нас вести речь не об отдельных изменениях в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, а о создании образовательной целостной среды школы, которая в своей совокупности охватывает все характеристики процесса обучения. Раздел III. «Требования к структуре основной образовательной программы» ФГОС п.13. конкретизирует: «Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса общего образования и реализуется образовательным учреждением через урочную и  внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов».(Слайд 5)

 

Механизмы (методы и приемы) повышения мотивации на уроках (слайд6,7)

- Выявление пробелов знаний, умений, навыков обучающихся на каждом уровне образования;

- Выявление группы учащихся с «низкой мотивацией»

- Своевременное извещение родителей о неуспеваемости детей

- Создание условий для формирования умений и навыков учебной деятельности (УУД) учащимися с низкими учебными возможностями в урочное и внеурочное время (применение индивидуального и дифференцированного подходов)

 

- Организация индивидуальной работы с учащимися, имеющими пробелы в знаниях и испытывающими трудности в обучении в соответствии с графиком проведения индивидуальных занятий

- Дополнительные учебные занятия со слабоуспевающими учащимися

- Дифференцирование домашних заданий с учетом возможности и способностей ребенка

- Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для отдельных категорий учащихся.

 

- анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками

- стимуляция вопросов со стороны учителя

- деление заданий на дозы

- рациональная система упражнений

- проговаривание, комментирование, систематическое повторение

- использование карточек-консультантов, алгоритмов, схем, таблиц

- Нестандартные уроки (проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий),

- Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных методов, форм и приёмов

- использование игровых ситуаций и других элементов занимательности (загадки, и ребусы, красочная наглядность, литературные персонажи).

- создание ситуаций успеха.

 -понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем.

 -личностно-ориентированный и практико-ориентированный подход в обучении учащихся.

 

 -использование проблемной мотивации, проблемных заданий. Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками.

 

- использование в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т.п.)

 

 - метод проектов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников определенного набора способов деятельности, необходимого для разрешения разного рода проблем.

- форма организации работы учащихся на уроке:

а) коллективные формы. При такой организации в работу включаются даже самые слабые учащиеся. Многие черты групповой работы способствуют мотивации: деятельность всех членов группы должна быть согласована, при этом учитываются особенности совместной мыслительной деятельности, общение в группе развивает критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, излагать свои позиции, защищать их. При работе в коллективе каждый ученик может почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует мотивации учения.

б)индивидуальные задания

в)работа в парах, группах

 

- Практическая значимость предмета.

Особое внимание необходимо обращать на разъяснение школьникам практического значения знаний, их роли в повседневной жизни каждого человека и в хозяйственной деятельности всего населения.

 

- организация учебной деятельности школьников с различными современными источниками информации.

 

- Профессиональная направленность изучаемых предметов

 

Интегрированные уроки и межпредметные связи.

 

 - Уроки с применением   информационных технологий.

 Педагогические методы и приёмы мотивации учения, применяемые на уроках химии

(Слайд 8) Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

  • словесные
  • наглядные и практические методы
  • репродуктивные и поисковые методы
  • методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
  • методы активного обучения

В своей работе я использую элементы следующих педагогических технологий: (слайд 9)

  • Интерактивных технологий, которые дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю;
  • Технологии сотрудничества, позволяющие в полной мере реализовать потенциал каждого ребенка, способствующие развитию коммуникативных, речевых и рефлексивных умений, повышающие уровень активности учащихся на уроке;
  • Элементы проблемного обучения, позволяющие организовать обучение, при котором учитель обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной деятельности с усвоением новых знаний.

Большую роль играют и приемы мотивации учебной деятельности (слайд 10)

  • Загадка, тайна
  • Проблемный вопрос, проблемная ситуация
  • Противоречие фактов
  • Опора на жизненный опыт
  • Опорные схемы, конспекты
  • ИКТ-технологии
  • Наличие соревновательных элементов
  • Комплекс поощрительных действий

 Методы активного обучения

На уроках применяю активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся. (слайд 11)

1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы дети могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих

2. Метод самостоятельной работы с учебником.

Даю задание самостоятельно составить план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации. В ходе обсуждения исправляем, дополняем, убираем все лишнее. Очень часто  у меня на уроках учащиеся читают вслух. Вместе выбираем главные мысли и записываем. При таком виде работы развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами. Организую самостоятельную работу следующим образом: даю классу конкретное учебное задание. Использую карточки-задания для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления новых знаний без предварительного объяснения их учителем.

 4. групповой метод. При этом делю класс на группы. Каждая группа получает свое задание, выполняет его, затем выступает перед остальными учащимися. Вместе делаем выводы, обобщения, записываем главное.

 5. Игровые формы организации и обобщения знаний дают положительные результаты. На уроках, в целях активизации познавательной деятельности применяю загадки, кроссворды, ребусы.  Использую игровые моменты на разных этапах урока. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний

(Слайд 12)Задания на обобщение и конкретизацию позволяют формировать умение объединять однородные предметы, выделять признаки, выяснять роль этих признаков у группы объектов и устанавливать сходства и различия этих объектов с другими.

Третий лишний, Десять элементов (Слайд 13

 (Слайд10)Задания на классификацию и группировку создают условия для того, чтобы учащиеся сами продумывали связи, которые существуют в изучаемом материале. При их выполнении формируется умение сравнивать, находить черты сходства и отличия

Крестики – нолики,  Сколько будет групп? (Слайд 14),  (Слайд15) Дерево знаний (слайд 16)

(Слайд 17Задание на поиск закономерностей, решение которых логически обусловлено регулярностью меняющихся признаков. Среди них можно выделить задачи на определение последовательности, и задачи на умозаключение по аналогии, в них учащиеся сравнивают предметы и понятия не только по внешним признакам, но и по смыслу, их внутренним признакам

  Задания на развитие памяти и внимания формируют навыки запоминания названий и символов химических элементов, развивают все виды памяти, умение ориентироваться в ПСХЭ.

Шифровка (Слайд 18)

(Слайд 19) Химический алфавит

 (Слайд 20) Найди пару. Найти пары – знаки химических элементов и их названия

(Слайд 21)  Добавь букву-получи металл

(Слайд 22 ) «Построй фигуры»   С целью проверки знания химических знаков и их изображения, провожу химические диктанты. 

 (Слайд 23) Игра «Химическая тайнопись»

Можно проверить знания химических элементов и с помощью «Стихотворного химического диктанта», прочитав поэтические строки С. Щипачева «Читая Менделеева»

 

«Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет

Из элементов состоит единых.

Кипит железо, серебро, сурьма

И темно-бурые растворы брома,

И кажется вселенная сама

Одной лабораторией огромной.

Будь то вода, что поле оросила,

Будь это магний, медь или гранит –

Всю страшную космическую силу,

Закованную в атомы хранит».

 

В чем горят дрова и газ,

фосфор, водород, алмаз?

Дышит чем любой из нас

Каждый миг и каждый час?

Без чего мертва природа?

Правильно, без ……

(учащиеся: «кислорода»)

Его формула – О2,

Окисляет вещества,

Кальций, серу, углерод –

Вот какой он – кислород!

 

Семь металлов создал свет

По числу семи планет:

Медь, железо, серебро….

Дал нам космос на добро.

Злато, олово, свинец….

Сын мой, сера – их отец.

И еще ты должен знать

Всем им ртуть родная – мать.

  

Один учащийся записывает знаки химических элементов, о которых идет речь в стихотворении, на оборотной стороне доски, остальные учащиеся - в рабочих тетрадях.

  

Внимательный химик

Также часто использую магнитную доску и карточки со знаками химических элементов на магнитной основе.

На магнитной доске карточки располагаются в разброс. Называя знаки химических элементов, ученик должен как можно быстрее найти и показать их. Число карточек и расположение их на доске может варьироваться в зависимости от уровня развития детей данного класса.

 При изучении ряда тем, использую загадки, например

Достаточно известный прием, который называется «Черный ящик». (Слайд 24)

При изучении темы «Вода» предлагаю отгадать загадку, отгадка на которую спрятана в ящике.

При изучении темы: «Нефть. Переработка нефти», можно предложить отгадать тему урока в «черном ящике», прочитав следующие строки. Выходим на тему урока, что же будем изучать исходя из загадки: состав и свойства нефти, нахождение в природе, применение нефтепродуктов, а так же способы переработки.

(Слайд 25)(Урок можно начать с решения задачи на определение вещества. Заданное вещество и будет темой урока. При изучении темы «Этилен можно решить задачу на вывод формулы.

При изучении темы: «Алюминий», использую интересные факты из истории.

Учитель: А в настоящее время посуда из этого металла встречается в столовой (в черном ящике - алюминиевая ложка) и выход на тему урока.

Прием «Отсроченная отгадка».

В начале урока можно дать загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет на уроке при работе над новым материалом. Или загадка (удивительный факт) дается в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

(Слайд 26) Кроссворды.   Можно начать урок с кроссворда, учащиеся должны отгадывать слова, в результате чего получат ключевое слово, которое является и темой урока.  Кроссворд можно использовать для проверки и закрепление пройденного материала.

 Приём «Мозговой штурм». (Слайд 27)

Этот прием хорош для создания банка идей, из которых впоследствии можно выбрать лучшую. После завершения работы, учащиеся называют один признак, связанный с темой урока.

Пример: Урок в 8, 11 классе по теме «Кислоты». На экране слайд -яблоки, мандарины, апельсины, лимоны, виноград, т.д и Вопрос: Как вы думаете, что их объединяет? (кислота). С какими кислотами мы сталкиваемся в повседневной жизни?

Слайд 28) Прием «Логические операции»

Прием «Поиск лишнего» 

Прием «Моделирование» 

 

использование дифференцированного подхода на уроках. Так при изучении нового материала более простые операции – нахождение информации в таблицах, учебнике, и объяснение ее, записывание уравнений химических реакций и их чтение – выполняют школьники с низким уровнем мотивации, для которых привлекательна легкость выполнения действий.
Например: 9 класс тема « Азот» расскажите о физических свойствах азота, используя опорную схему (Слайд 29)

Ребятам со средним уровнем мотивации, которые умеют находить и использовать нужный алгоритм действий, предлагается анализировать, сравнивать, систематизировать информацию (конечно, же, с поддержкой учителя) (Слайд 30,31)

 Например:- Запишите эти уравнения реакции (работа у доски)
-Расставьте коэффициенты использованием электронного баланса.
-Что можно сказать о химической активности азота? Почему?
-В каких реакциях азот-окислитель, в каких - восстановитель.
-Запишите самостоятельно реакции взаимодействие азота с водородом и кислородом. Укажите условия, при которых происходят эти реакции.
-Классифицируйте реакцию получения аммиака и оксида азота(II) .

Возможность сделать выводы и найти причинно-следственные связи, дается учащимся высоким уровнем мотивации.

На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся, основой которого является создание на уроке проблемной ситуации. Основная движущая сила проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. (слайд Учащиеся выдвигают свои гипотезы решения данной проблемной ситуации. ВЫВОД: Подобный подход к изложению нового материала укрепляет у учащихся интерес к химии, рождает множество вопросов. На уроке создается своеобразная «ситуация ожидания», когда учащиеся настраивают себя на восприятие новых знаний и стремятся к усвоению изучаемого материала.

Опорные конспекты

На уроках часто использую обучающие опорные конспекты(Слайд 34)

 Использованием различных форм ИКТ (Компьютерные тесты и диагностические комплексы. D рисунки и модели,  Ресурсы сети Интернет, Электронные энциклопедии и т.д) и активных форм обучения.

Химический эксперимент

Так как химия наука не только теоретическая, но и практическая, это позволяет привлечь внимание к предмету, к изучаемой теме с помощью химического эксперимента.

Химический эксперимент придает особую специфику предмету химии. Он является важнейшим способом осуществления связи теории с практикой путем превращения знаний в убеждения. Учащиеся учатся наблюдать, анализировать, делать выводы, обращаться с оборудованием и реактивами, формируют практические навыки и умения.

На своих уроках использую:

демонстрационный эксперимент,

ученический эксперимент. (Лабораторные опыты и практические  работы),

 проблемный эксперимент, который позволяет формулировать проблему, гипотезы, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, на основе эксперимента делать выводы и умозаключения ,

Занимательные опыты. Играют важную роль в формировании и развитии интереса учащихся к химии. Они яркие и интересные, всегда вызывают интерес к предмету на начальных этапах изучения химии.

  Выращивание кристаллов (тема «Растворы») Вырастить кристалл или кристаллы из насыщенного раствора поваренной соли, медного купороса .

(При быстром охлаждении получаются мелкие кристаллы медного купороса. При медленном охлаждении кристаллы будут более крупные).

Проектная деятельность.

 Химия как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. В качестве активных форм обучения я регулярно использую метод проектов, который развивает творческое мышление у учащихся, вырабатывает определенные навыки работы с информацией и применения средств ИКТ.

 Научно-исследовательская работа также способствует повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Под моим руководством учениками проводят исследования, по результатам проводимых работ создают проекты.

 В результате исследовательской деятельности учащиеся овладевают умением самостоятельно добывать новые знания и применять знания химии в реальной жизни, учатся логически мыслить.

Работа над проектами ведется по традиционному плану. Учащиеся проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов проводят на уроках обобщения или изучения нового материала. Без презентации не проходит ни одна защита проекта.

 Приходим к выводу, что работа над проектами стимулирует познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предмету «Химия» у учащихся.

 Внеурочная деятельность (слайд 35)

Немаловажным моментом является заинтересованность предметом и во внеурочное время. Мои учащиеся принимают участие в

-Викторинах и конкурсах

-  предметных олимпиадах

-  Предметных неделях

- Выпуске  газет,  листовок

- Написании рефератов и докладов

- Выполнении творческих заданий.

- Проектной деятельности

- Научно-исследовательской деятельности и защите исследовательских работ

- Проведении тематических вечеров  и внеклассных мероприятиях по предмету

Хорошо организованные и интересно проведённые внеклассные мероприятия, и предметные недели помогает обогатить знания детей, проявить им инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств и раскрытию талантов. Многолетний опыт проведения внеклассных мероприятий   показывает, что даже учащиеся с невысоким уровнем знаний проявляют себя с положительной стороны, выполняя посильные задания. Считаю, что немаловажным стимулом для участия во внеклассных мероприятиях является поощрение учащихся. Поэтому всех участников предметной недели я всегда поощряю оценкой.

Для обучающихся конкурсное и олимпиадное движение - это возможность убедиться в правильности выбора профессии, возможность проверить прочность знаний, умений, навыков. Но самое замечательное, что дети имеют право выбирать согласно своим интересам, возможностям и способностям. Возможность доступа к различной информации через Интернет. Они могут сравнивать свои результаты с критериями или работами других участников, что позволяет им делать правильный выбор для дальнейшей работы над собой и самообразованием.   Дистанционные олимпиады, конкурсы, проекты нужны для раскрытия потенциала всех учеников общеобразовательного учебного заведения. Конкурсы мотивируют ученика познавать новое и неизведанное, самосовершенствоваться, а педагога – искать новые пути активизации познавательной активности учеников.

 

В целом можно сделать следующие основные выводы: (Слайд 36)

1. Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.

2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.

3. Для развития положительной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.

4. Развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и т.д



 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная школа №1 г

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная школа №1 г

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» (В

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» (В

Раздел III. «Требования к структуре основной образовательной программы»

Раздел III. «Требования к структуре основной образовательной программы»

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками

В своей работе я использую элементы следующих педагогических технологий: (слайд 9 )

В своей работе я использую элементы следующих педагогических технологий: (слайд 9 )

При этом делю класс на группы

При этом делю класс на группы

Из элементов состоит единых.

Из элементов состоит единых.

Внимательный химик Также часто использую магнитную доску и карточки со знаками химических элементов на магнитной основе

Внимательный химик Также часто использую магнитную доску и карточки со знаками химических элементов на магнитной основе

Так при изучении нового материала более простые операции – нахождение информации в таблицах, учебнике, и объяснение ее, записывание уравнений химических реакций и их чтение –…

Так при изучении нового материала более простые операции – нахождение информации в таблицах, учебнике, и объяснение ее, записывание уравнений химических реакций и их чтение –…

Лабораторные опыты и практические работы), проблемный эксперимент , который позволяет формулировать проблему, гипотезы, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, на основе эксперимента делать…

Лабораторные опыты и практические работы), проблемный эксперимент , который позволяет формулировать проблему, гипотезы, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, на основе эксперимента делать…

Хорошо организованные и интересно проведённые внеклассные мероприятия, и предметные недели помогает обогатить знания детей, проявить им инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств и раскрытию…

Хорошо организованные и интересно проведённые внеклассные мероприятия, и предметные недели помогает обогатить знания детей, проявить им инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств и раскрытию…

Пути повышения мотивации на уроках химии

Пути повышения  мотивации на уроках химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2024